Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе "Такая разная осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об осени в разные её периоды.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.
Развивающие:
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Развивать мелкую моторику, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Воспитывать творческую личность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с природой
в старшей группе "Такая разная осень"
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об осени в разные её периоды.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.
Развивающие:
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Развивать мелкую моторику, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Воспитывать творческую личность.
Предварительная работа:
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Экскурсии по экологической тропинке детского сада.
- Рассматривание картин и репродукций об осени.
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Материал и оборудование: презентация «Какая бывает осень», мультимедийная установка, иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», магнитофон, аудиозапись «Осень» (классика), мяч.
Ход:
Воспитатель приглашает детей на ковёр, обращает внимание на выставку:
- Сегодня к нам пришёл гость, попробуйте отгадать кто:
«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья»
- Да, это осень. Почему про неё так говорят? (2 слайд)
- Осень – это красивое время года, мы с вами не раз любовались ею. А художники и поэты воспели её красоту в своих произведениях (3 слайд).
- Давайте полюбуемся нашей выставкой на экране и послушаем звуки осени.
- А всегда ли осень бывает такой красивой ?
Дидактическая игра «Осень какая?» (с мячом)
- Если светит солнце - солнечная
- Если идет дождь - дождливая,
- Если дует ветер – ветреная,
- Если холодно – холодная,
- Если пасмурно – пасмурная,
- Если сыро – сырая,
- Если хмуро – хмурая,
- Если ясно – ясная.
- Если тепло –теплая.
- Есть несколько периодов в этом времени года. Давайте вспомним: ранняя, середина и поздняя. Найдите соответствующие иллюстрации.
- Сегодня мы с вами поговорим о том, чем различаются эти периоды осени. Оказывается, для каждого периода осени есть свой определённый месяц.
- Какие осенние месяцы мы знаем? Сколько их? Назовите. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят в каждом осеннем периоде.
- Сентябрь обычно называют ранней осенью (4 слайд). В народе его зовут златоцветом. Как Вы думаете, почему? (дети трава высыхает на полях, листочки на деревьях только начинают менять окраску и сначала желтеют).
- Начало ранней осени легко узнать по летающим в воздухе паутинкам, появлению в лесу опят. День становится короче. Скажите, какая погода в этот период?
- Часто бывает тепло днем, а ночью холодно.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Еще радуют нас цветы, их много, какие вы знаете? (5 слайд)
- Дети идут в школу и несут учительнице красивые букеты из этих цветов.
- Дозревают фрукты и овощи. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.
- Некоторые животные припасают на зиму запасы, кто? А некоторые нагуливают жир, что завалиться на всю зиму в спячку. Кто это? (6 слайд)
- На полях убирают хлеб, овощи, фрукты. Люди делают заготовки на зиму (7 слайд).
Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту»:
Мы капусту рубим - рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы морковку трём – трём, (имитация)
Мы капусту посолили, (движение щепоткой)
Посластили. (имитация накладывания сахарного песка ложкой)
Мы капусту мнем - мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
В баночку кладём. (имитация укладывания в банку)
А зимой достанем – вот такая вкуснота!
- Затем наступает середина осени – месяц октябрь. Это самый красивый период – его называют – золотая осень. Почему? Что происходит в природе?(8 слайд)
- Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. Послушайте:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. (И.Бунин)
- Какое явление можно наблюдать?
- Какие осадки характерны для этого периода осени? (Чаще идут дожди, иногда может даже выпасть снег.) Погода с каждым днём портится, люди одеваются по – осеннему. Как? (9 слайд)
- А какие изменения в природе происходят с насекомыми рыбами, птицами?
- Постепенно насекомые исчезают, засыпают лягушки и рыбы. Перелетные птицы начинают отлет (10 слайд).
- У диких животных можно наблюдать линьку. У каких? Зачем это происходит? А кое – кто заваливается в спячку (11 слайд).
Физкультминутка:
Жил в лесу колючий ежик, был клубочком и без ножек,
Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Не умел он топать – топ-топ-топ,
Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг,
Только носом двигать – шмыг-шмыг-шмыг,
А ребятки в лес пришли, ежика в лесу нашли,
Научили его хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,
Научили его топать – топ-топ-топ,
Научили его прыгать – прыг-прыг-прыг,
Быстро ноженьками двигать…(дети выполняют движения по тексту)
- А как выдумаете, чем заняты люди в этот период? (12 слайд)
- Затем наступает поздняя осень - ноябрь. Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать об этом периоде осени? Какая погода поздней осенью? Какие деревья, трава?
- Становится холодно, пасмурно. Часто идут дожди, дуют холодные ветра Могут быть туманы. Деревья и кустарники голые, трава пожухла – стала коричневая (13 слайд).
- Температура воздуха минусовая, всё покрывается снегом. На реках – ледостав, когда на поверхности появляется пока тонкий слой льда (14 слайд).
- Поздней осенью нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Деревья стоят голые. Грустная картина.
- Но с нами остались зимующие птицы. Какие? Они ждут от нас с вами помощи (15 слайд).
- Вот какая разная бывает осень. А сейчас подумайте, какой период осени вам нравится больше всего и почему.
Ответы детей.
- Давайте поблагодарим осень за то, что она у нас погостила, порадовала своей красотой, подарила нам богатый урожай. А на прощанье я предлагаю вам сделать коллективную работу «Ёж» отпечатками своих ладошек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром "Такая разная одежда"
Презентация "Такая разная одежа" поможет детям познакомиться с разными видами одежды, закрепить знания о назначении одежды, уточнить функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты)...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Такая разная осень»
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Такая разная осень»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Золотая осень" в старшей группе
Интересное увлекательное путешествие детей к осени, закрепление знаний о погодных явлениях и жизни зверей осенью....

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы.
Тема: «Путешествие в осенний лес» Поздняя осень.Образовательные области: коммуникация, познание (ФЦКМ; ФЭМП), физическое развитие.Программное содержание: Формировать элементарные представления о...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Эти разные, рахные сказки" (подготовительная к школе группа)
Цель. Обощить и систематизировать знания детей о сказках, показать разнообразный мир сказок....
Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе
Цель: развитие целостного и эмоционального восприятия живописи, формирование представления о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний лес» для старшего дошкольного возраста
Цель: Обобщение знаний детей об осени.Задачи:Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе. Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (о деревьях и грибах). Прод...
