Занятие по ознакомлению с природой в старшей группе "Такая разная осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рева Марина Николаевна

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об осени в разные её периоды.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Развивающие:

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Развивать мелкую моторику, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Воспитывать творческую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_23.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с природой

 в старшей группе "Такая разная осень"

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об осени в разные её периоды.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Развивающие:

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Развивать мелкую моторику, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Воспитывать творческую личность.

Предварительная работа:

  • Наблюдения за живой и неживой природой.
  • Экскурсии по экологической тропинке детского сада.
  • Рассматривание картин и репродукций об осени.
  • Чтение художественной литературы.
  • Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Материал и оборудование: презентация «Какая бывает осень», мультимедийная установка, иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», магнитофон, аудиозапись «Осень» (классика), мяч.

Ход:

Воспитатель приглашает детей на ковёр, обращает внимание на выставку:

- Сегодня к нам пришёл гость, попробуйте отгадать кто:

«Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья»

- Да, это осень. Почему про неё так говорят? (2 слайд)

- Осень – это красивое время года, мы с вами не раз любовались ею. А художники и поэты воспели её красоту в своих произведениях (3 слайд).

- Давайте полюбуемся нашей выставкой на экране и послушаем звуки осени.

- А всегда ли осень бывает такой красивой ?

Дидактическая игра «Осень какая?» (с мячом)

- Если светит солнце - солнечная

- Если идет дождь - дождливая,

- Если дует ветер – ветреная,

- Если холодно – холодная,

- Если пасмурно – пасмурная,

- Если сыро – сырая,

- Если хмуро – хмурая,

- Если ясно – ясная.

- Если тепло –теплая.

- Есть несколько периодов в этом времени года. Давайте вспомним: ранняя, середина и поздняя. Найдите соответствующие иллюстрации.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, чем различаются эти периоды осени. Оказывается, для каждого периода осени есть свой определённый месяц.

- Какие осенние месяцы мы знаем? Сколько их? Назовите. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят в каждом осеннем периоде.

- Сентябрь обычно называют ранней осенью (4 слайд). В народе его зовут златоцветом. Как Вы думаете, почему? (дети трава высыхает на полях, листочки на деревьях только начинают менять окраску и сначала желтеют).

- Начало ранней осени легко узнать по летающим в воздухе паутинкам, появлению в лесу опят. День становится короче. Скажите, какая погода в этот период?

- Часто бывает тепло днем, а ночью холодно.

- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)

- Еще радуют нас цветы, их много, какие вы знаете? (5 слайд)

- Дети идут в школу и несут учительнице красивые букеты из этих цветов.

- Дозревают фрукты и овощи. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.

- Некоторые животные припасают на зиму запасы, кто? А некоторые нагуливают жир, что завалиться на всю зиму в спячку. Кто это? (6 слайд)

- На полях убирают хлеб, овощи, фрукты. Люди делают заготовки на зиму (7 слайд).

Пальчиковая гимнастика «Заготавливаем капусту»:

Мы капусту рубим - рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы морковку трём – трём, (имитация)

Мы капусту посолили, (движение щепоткой)

Посластили. (имитация накладывания сахарного песка ложкой)

Мы капусту мнем - мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

В баночку кладём. (имитация укладывания в банку)

А зимой достанем – вот такая вкуснота!

- Затем наступает середина осени – месяц октябрь. Это самый красивый период – его называют – золотая осень. Почему? Что происходит в природе?(8 слайд)

- Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. Послушайте:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.         (И.Бунин)

- Какое явление можно наблюдать?

- Какие осадки характерны для этого периода осени? (Чаще идут дожди, иногда может даже выпасть снег.) Погода с каждым днём портится, люди одеваются по – осеннему. Как? (9 слайд)

- А какие изменения в природе происходят с насекомыми рыбами, птицами?

- Постепенно насекомые исчезают, засыпают лягушки и рыбы. Перелетные птицы начинают отлет (10 слайд).

- У диких животных можно наблюдать линьку. У каких? Зачем это происходит? А кое – кто заваливается в спячку (11 слайд).

Физкультминутка:

Жил в лесу колючий ежик, был клубочком и без ножек,

Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,

Не умел он топать – топ-топ-топ,

Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг,

Только носом двигать – шмыг-шмыг-шмыг,

А ребятки в лес пришли, ежика в лесу нашли,

Научили его хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,

Научили его топать – топ-топ-топ,

Научили его прыгать – прыг-прыг-прыг,

Быстро ноженьками двигать…(дети выполняют движения по тексту)

- А как выдумаете, чем заняты люди в этот период? (12 слайд)

- Затем наступает поздняя осень - ноябрь. Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать об этом периоде осени? Какая погода поздней осенью? Какие деревья, трава?

- Становится холодно, пасмурно. Часто идут дожди, дуют холодные ветра Могут быть туманы. Деревья и кустарники голые, трава пожухла – стала коричневая (13 слайд).

- Температура воздуха минусовая, всё покрывается снегом. На реках – ледостав, когда на поверхности появляется пока тонкий слой льда (14 слайд).

- Поздней осенью нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Деревья стоят голые. Грустная картина.

- Но с нами остались зимующие птицы. Какие? Они ждут от нас с вами помощи (15 слайд).

- Вот какая разная бывает осень. А сейчас подумайте, какой период осени вам нравится больше всего и почему.

Ответы детей.

- Давайте поблагодарим осень за то, что она у нас погостила, порадовала своей красотой, подарила нам богатый урожай. А на прощанье я предлагаю вам сделать коллективную работу «Ёж» отпечатками своих ладошек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром "Такая разная одежда"

Презентация "Такая разная одежа" поможет детям познакомиться с разными видами одежды, закрепить знания о назначении одежды, уточнить функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты)...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Такая разная осень»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Такая разная осень»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Золотая осень" в старшей группе

Интересное увлекательное путешествие  детей к осени, закрепление знаний о погодных явлениях и жизни зверей осенью....

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Путешествие в осенний лес» для детей средней группы.

Тема: «Путешествие в осенний лес» Поздняя осень.Образовательные области: коммуникация, познание (ФЦКМ; ФЭМП), физическое развитие.Программное содержание:  Формировать элементарные представления о...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Эти разные, рахные сказки" (подготовительная к школе группа)

Цель. Обощить и систематизировать знания детей о сказках, показать разнообразный мир сказок....

Конспект занятия по ознакомлению с картиной И. Левитана «Золотая осень» в старшей группе

Цель: развитие целостного и эмоционального восприятия живописи, формирование представления о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний лес» для старшего дошкольного возраста

Цель: Обобщение знаний детей об осени.Задачи:Образовательные: Систематизировать знания детей о лесе.  Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (о деревьях и грибах). Прод...