Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Эти разные, рахные сказки" (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Цель. Обощить и систематизировать знания детей о сказках, показать разнообразный мир сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eti_raznye_skazki.odt | 15.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
«Эти разные, разные сказки»
(подготовительная к школе группа) Воспитатель: Дрыга Е.Н.
Цель :Обобщить и систематизировать знания детей о сказках , показать разнообразный мир сказок. Задачи:Воспитывать интерес к сказкам, любовь к устному народному творчеству, расширять представления детей о сказках, учить различать сказки разных жанров, называть волшебные предметы развивать коммуникативные навыки у детей, развивать память, мышление, речь .
Планируемые результаты : Дети имеют представления о сказках, у них формируются предпосылки к учебной деятельности: любознательность,активность, дети овладевают способами взаимодействия друг с другом и взрослыми.
Материал и оборудование: магнитофон, ауди записи, русский сарафан, платок, кукла би-ба-бо Змей Горыныч, иллюстрации к сказкам, пазлы «Русские народные сказки», фланелеграф, сказка для показа на фланелеграфе «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», волшебный клубочек, раскраски «Любимые сказки»
Ход
Занятия:Звучит музыка «В гостях у сказки» . .Воспитатель:Дети,сегодня я вас приглашаю в удивительное путешествие ,а куда,вы узнаете, отгадав загадку:
Там волшебство,там чудеса ,бывает бабушка Яга,
Герои действуют умно и дружба побеждает зло
Ответ детей: сказка
Воспитатель читает стихотворение :
О чем-то скрипит половица и спицам давно не спится,
Присев на кровати,дети навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...
Воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику:
Будем пальчики считать, Будем сказки называть( сжимают и разжимают пальчики) Рукавичка, Теремок, (поочередно загибают пальчики) Колобок-румяный бок.
Есть Снегурочка-краса,
3 Медведя,Волк, Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку-
Нашу вещую Каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем.
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и Козлят
Этим сказкам каждый рад (хлопают в ладоши) Воспитатель:Далеко-далеко. За горами,за морями,за дремучими лесами,в Тридевятом царстве,в Тридесятом государстве находится огромная страна-мир сказки. Туда нельзя проехать ни на машине, ни на поезде,нельзя проплыть на пароходе, невозможно прилететь на самолете .Даже на ракете и то нельзя. Но туда можно просто перенестись,вообразить себе этот мир и увидеть все,что там происходит.
Воспитатель:Закройте пожалуйста глаза и скажите 3 раза волшебные слова: Сказка,сказка отзовись Бабушка -рассказушка перед нами появись.
Пока дети говорят слова, воспитатель надевает сарафан и платок.(Превращается в бабушку-рассказушку)
Бабушка-рассказушка :Здравствуйте , дети .Звали меня?
: Да
. Бабушка- рассказушка: Слышала я ,что вы сказки любите. Кто из вас знает откуда сказка появилась?
Дети: Не знаем.
Бабушка:Ну слушайте.
Слово сказка произошло от русского слова сказывать т.е. Рассказывать.
Рассказывать, сочинять сказки начали давным-давно. Длинными зимними вечерами люди собирались в избе ,зажигали свечу и рассказывали друг другу сказки.
На протяжении многих лет передавали их «из уст в уста». Поэтому сказки называют произведением русского народного творчества. Люди, с древних времен учились у природы.. Но были такие явления, которые они никак не могли объяснить. Например: Боялись люди темноты и грозы и все это объясняли появлением сверх естественной силы .И наделили они этой сказочной силой Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и других. Человек наделял силой рыб, птиц. Так появилась сказочная Жар-Пти , Щука,которая во всем помогала Емеле.
:Дети, назовите пожалуйста самых главных героев сказочной страны. Дети называют: Баба-Яга, Красна Девица, Добрый Молодец, Кащей Бессмертный и др.
Бабушка -рассказушка предлагает собрать пазлы « Герои русских народных сказок» Бабушка Каждый герой в сказке наделен своим характером
Кто в сказках бывает злой?
Дети называют(Кащей, Баба Яга и др.)
Бабушка-рассказушка:Кто бывает добрый? Дети:(Аленушка, Василиса Прекрасная, Хаврошечка и др.)
Бабушка-рассказушка ( приглашает встать детей в круг .)У меня есть волшебный клубочек, кому его передам, тот назовет ,каким бывает герой в сказке
Волк(злой, добрый,глупый и т.д.)
Лиса(хитрая, добрая,коварная и т.д. )
Петух(Глупый, смелый и т. д.)
Бабушка-рассказушка:Сказка-это огромная волшебная страна, со своими жителями, правилами. Готовы отправиться дальше в сказку?
Дети: Да
Слышится голос: «Не пропущу вас в сказку!»
Бабушка-рассказушка :Это кто не хочет нас в сказку пропустить?
Появляется игрушка Змей-Горыныч (би-ба-бо)
Змей -Горыныч:Не пропущу я вас, пока на все мои вопросы не ответите!
У меня 3 головы и каждая свои сказки любит
1-ая любит сказки о животных
2- волшебные
3-бытовые
Бабушка-рассказушка: Не испугались мы тебя. Задавай свои вопросы. Змей-горыныч:Какие сказки о животных знаете?
Дети называют
Змей-Горыныч:Чем сказки о животных отличаются от рассказов?
Дети: В сказках животные ведут себя как люди, умеют разговаривать)
Змей-Горынч: А теперь моя 2 голова спросит: Как звали героя в сказке? Кащей...(Бессмертный) Василиса...(Премудрая, Прекрасная)
Братец...(Иванушка)
Крошечка...(Хаврошечка)
Баба...(Яга)
Змей...(Горыныч)
Змей хвалит детей Змей-Горыныч: А теперь назовите, какие волшебные предметы вам встречались в сказках? Скатерть...(самобранка)
Наливное...(яблочко)
Меч...(кладунец )
Волшебный...( клубочек)
Бабушка-рассказушка :Слишком легкие задания ты приготовил. Дети даже по отдельным героям могут тебе название сказки назвать!
Змей-Горыныч называет:
Царь, 3 сына, стрела, болото. (Царевна- Лягушка)
Злая мачеха, падчерица, дочь, Дед Мороз(Морозко)
Гуси, печка, речка, яблоня(Гуси-лебеди)
Печь,сани, щука, ведра(По щучьему велению)
Змей-Горыныч: Третья моя голова любит бытовые сказки .В сказках этих обычные люди живет, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются невероятными. Хотите расскажу?(приглашает детей сесть на ковер) Рассказывает русскую народную сказку сказку «Каша из топора»
Змей горыныч:Ну, что ж, уважили меня, так и быть, проходите .
Бабушка-рассказушка приглашает детей отдохнуть и поиграть, проводит физкультминутку: Мы по сказке походили
В ней все круто изменили
Ножками потопали ,
Ручками похлопали
Будут в сказке помнить нас
Наклонялись мы на раз
На 2 поднимались,
Всем поулыбались.
И опять потопали.
И опять похлопали.
Вот какие молодцы,Вот какие удальцы!
Бабушка -рассказушка (предлагает детям снова сесть на стулья.) и продолжает свой рассказ : Разные народы живут на Земле,и у каждого есть свои сказки .Русскую народную сказку легко отличить от других. Начинается обычно сказка со слов «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве.»
Дети называют сказки.
В русских народных сказках никогда не говорится, в какое время происходит действие. Говорят: «Давным давно»
Одни и те же действия в русских сказках обычно происходят 3 раза. Несколько раз повторяются сказочные слова «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «встань передо мной, как лист перед травой» и другие.
В волшебных сказках герою помогают волшебные предметы
Проводится игра «Кто больше назовет волшебных предметов» Бабушка-рассказушка :
Часто герой волшебных сказок нарушает запрет и тогда ему приходится пройти много испытаний . Сегодня я вам расскажу и покажу одну из таких сказок.
Показ на фланелеграфе сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Бабушка -рассказушка задает детям вопросы:
-Какие сказочные слова встретились в этой сказке?
-Назовите положительных героев сказки.
-Назовите героев, которые творят зло
-Сколько раз козленок ходил к речке?
-Можно ли эту сказку назвать русской народной? Почему?
Бабушка рассказушка:Герои в русских сказках всегда бывают-одни добрые, другие злые. Но обязательно зло в сказке бывает наказано.
Многие русские сказки имеют одинаковую концовку «стали жить-поживать да добра наживать», «и я там был,мед, пиво пил» и другие
Звучит « Песенка о сказках»
Бабушка-рассказушка:
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по сказкам.
Приготовила я для вас подарки(раздает раскраски)
До свидания , дети. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и речевому развитию в подготовительной к школе группе с элементами мелкой моторики (оригами) «Космическое путешествие»
Цель: Закрепить знания детей о космосеЗадачи: Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Космос». Совершенствовать навыки чтения. Развивать навыки речевого общения, связной речи, зрительног...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой « Путешествие по сказкам» (подготовительная к школе группа)
Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования....
План - конспект занятия по ознакомлению с художественным произведением Е. Пермяка «Самое страшное» в старшей группе
План-конспект и презентация к нему....
Конспект занятия по «Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи» Тема: «Зимушка» (старшая группа)
Программное содержание:Расширять представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.Учить детей понимать скрытое либо метаморфическое значение фразеологизмов....
Конспект занятия по ознакомление с миром природы «Дикие животные» в подготовительной к школе группе.
Расширять и закреплять представление детей о диких животных....
Конспект занятия по ознакомление с миром природы «Дикие животные» в подготовительной к школе группе
Цель: Расширять и закреплять представление детей о диких животных.Задачи:Образовательные:Закрепить названия диких животных и их детенышей.Расширять представление детей о внешнем виде...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе. Тема: «Защитники Родины».
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе. Тема: «Защитники Родины».Программное содержание: • Расширять знания детей...