Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Виноградова Инна Петровна

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_s_detmi_5-7_let_ekol_tropa_osenyu_pochva.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет «Экологическая тропа осенью» (на улице).

Программное содержание: Расширять представление об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных.

Подг. группа – развивать умение видеть изменения природы в осенний период. Поощрять наблюдательность. Показать взаимосвязь животного и растительного мира. Расширять представления о различных видах почвы. Подвести к пониманию, что в почве есть воздух. Систематизировать знания о приспособлении животных к жизни в почве.

Материал: Объекты экологической тропы: береза, ель, боярышник, клумба, скворечник на дереве. Осенние листья разных деревьев. Игровой персонаж Старичок - Боровичок. Пластиковые стаканчики, палочки, салфетки.

Словарная работа: крона, кустарник.

Связь с другими занятиями и видами деятельности: Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев и цветов, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход ООД

Мотивация.

Воспитатель вносит корзинку, рассматривает ее с детьми, находят письмо. Читает:

«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас к себе в гости, я вам расскажу и покажу много интересного. Старичок-Боровичок.»

Воспитатель уточняет у детей, кто такой Старичок-Боровичок и где его можно найти. Дети высказывают различные предположения. Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.

Дети одеваются (воспитатель берет корзинку, где лежит план - схема экологической тропы.) и выходят на улицу.

Старичок-Боровичок: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. (Берет корзинку.) А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная.

(Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема.) Ой, посмотрите, что это в корзиночке? (Дети берут план - схему, разворачивают её, рассматривают) приглашаю вас в путешествие.

Воспитатель от лица сказочного персонажа проводит путешествие.

Остановки экологической тропы:

Остановка 1. «Деревья».

Воспитатель: Утром мы во двор идем –

               Листья сыплются дождем,

               Под ногами шелестят

               И летят, летят, летят...

 - Дети, а какое сейчас время года? Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:

                             Разноцветный парк,

                             Разноцветный сад.

                             Листопад начался!

                             Начался листопад!

                             Под ногами у ребят

                             Листья весело шуршат!

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель:    Стоит Аленка, Платочек зеленый,

                     Тонкий стан, Белый сарафан. (Береза.) 

Воспитатель: Ребята, а как ты узнали, что это береза? (Ответ детей) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета? (Ответы детей.) А что вы можете о дереве рассказать? Берёза - это единственное дерево на земле с белой корой. Белая кора березы – береста - отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева. У берёзы очень красивый ствол с чёрным рисунком. Березка считается символом России. Осенью листочки на берёзе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Осенью листья березы зеленого и желтого цвета. Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.

Старичок-Боровичок: Береза лечит людей своими почками, листьями, соком; из веток делают банные веники и метлы; березовые дрова дают много тепла, ими топят печи.

А еще есть приметы, связанные с березой – если листья пожелтели на макушке березы, то весна будет ранней.

Старичок-Боровичок: Отгадайте загадку.

Весной зеленел,

Летом загорел,

Осенью нарядился

Ягодами украсился. (Боярышник). (Ответы детей.)

Правильно. Как вы догадались, что это боярышник? (Ответы детей.) Осенью на нем висят бордовые гроздья ягод, так называют плоды боярышника. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.

Старичок-Боровичок: А это что за дерево? (Обращает внимание детей на хвойное дерево – ель.) Какие изменения произошли осенью с елью? На деревьях висят еловые шишки. Внутри шишек находятся крылатые семена. Эти семена являются пищей для некоторых животных. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие. У дерева очень приятный еловый запах. Ель - хвойное дерево.

У ели маленькие иголки, это и есть видоизмененные листья. Они опадают круглый год, но постепенно. Поэтому и говорят про ель: «Зимой и летом одним цветом».

Старичок-Боровичок: Каким деревом является ель? (хвойным) Как называются иголочки на ели? (хвоинки) Как называется лес, где растут только ели? (ельник) Ель снабжает диких животных и птиц шишками с семенами; очищает воздух от вредных веществ и примесей; выделяет кислород круглый год; летом служит источником прохлады и тени.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Вывод: У лиственных деревьев листья к зиме желтеют и опадают, потому что зимой, в стужу, корни почти не могут брать из земли воду, а листья испаряют много воды – тянут ее из дерева. Иголки у хвойных деревьев – ели и сосны – хвоинки, смолистые, жесткие; они испаряют меньше воды, чем обычные листья. Поэтому и держится хвоя зимой и летом.

Остановка 2. «Клумба».

Старичок-Боровичок: Далее тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это бархатцы. Какого они цвета? (Ответы детей.) Давайте рассмотрим цветок, у него в середине созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения. (Дети рассматривают семена.)

Старичок-Боровичок: Можно ли срывать цветы с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Ответы детей.) Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками. Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам?  (Дети обмениваются своими впечатлениями.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают село, радуют жителей.)

Старичок-Боровичок: Ребята, посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы! Какие цветы растут еще на клумбе? (Ответы детей.) Здесь мы видим георгины, агератумы, петуньи, бархатцы, папоротник. Клумбы бывают разной формы и величины.

Остановка 3. «Скворечник».

Старичок-Боровичок: Дети, а хотите, я вам покажу еще одно интересное место? Вы знаете, кто живет в этом домике? (Ответы детей.) А как домик называется? А где же птицы? (Ответы детей.) Осенью птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.

Старичок-Боровичок: Какие птицы еще осенью улетаю на юг? (Ответы детей.)

Остановка 4. «Пень». Старичок-Боровичок: Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто-нибудь живет? (Ответы детей.)

Старичок-Боровичок: В этом пне тоже идет жизнь. Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке. (Ответы детей.) Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом. Из пня могут вырасти и начать новую жизнь травка, цветок и даже дерево.

Старичок-Боровичок: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропе. Сегодня вы узнали много нового и интересного. А теперь давайте поиграем.

Игра «Ветерок».

Воспитатель: Подул ветерок. Полетели кленовые (березовые, осиновые….) листочки. Покажите, как они полетели. (Дети, в руках у которых листья клена (березы, осины…), кружатся.)

Старичок-Боровичок: Как много разных растений на нашем участке: они и высокие, и низкие, тонкие и толстые, гладкие. Вам понравилось наше путешествие?

Воспитатель: Что бы вы хотели взять себе на память о наших друзьях-растениях? Но помните, можно только собирать на земле. (Сбор листьев для нетрадиционного рисования).

Старичок-Боровичок: Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.

Воспитатель. Не скучай Старичок-Боровичок. Мы в группе нарисуем печатью из листьев рисунки и обязательно тебе их пришлем, правда, ребята?

Дети старшей группы с помощником воспитателя уходят в группу, с детьми подготовительной группы проводится опытно-исследовательская деятельность.

Воспитатель. Ребята, хотите, я загадаю вам загадку?

Цветущие растения. Богатый урожай,

А как он получился? Скорее соображай.

И семена хорошие, полив, подкорм, уход,

А главное, что требует больших людских забот? (почва)

Да, верно. Земля или правильнее - почва. Если дождливо- то почва сырая грязь, если сухо - пыль.

По ней мы ходим, в ней мы выращиваем фрукты и овощи. Почва - это плодородный слой земли. Но чтобы вырастить урожай, мало только посадить семечко в почву.

Очень хорошо, если Вы, ребята, будете владеть знаниями о почве и ее обитателях (да, да, в почве живет очень много жителей!)

Воспитатель. Ребята, как Вы думаете, есть ли в почве воздух?

Чтобы это проверить, возьмите в руки щепотку почвы и киньте в воду.

Что Вы заметили? (Идут пузырьки - вода вытеснила из почвы воздух, значит, в почве есть воздух). Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. (Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.)

А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).

Воспитатель. Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит, там можно жить. Сейчас мы узнаем, кто еще живет в почве.

-Мы часто видим, как по земле ползают ...(червячки, насекомые).

-Когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят ... (червяков).

Воспитатель. Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, плодородный слой почвы.

Работа над пословицей.

Воспитатель. Что значит пословица "Береги землю родимую, как мать любимую". От чего нужно беречь землю (почву) (от засух, пожаров, наводнений, загрязнений)? (ответы детей).

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня? Что нового вы узнали сегодня? Что бы Вы еще хотели узнать о почве и подземных жителях? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень»

Непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- систематизировать представления детей о характерных признаках осени;- способст...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе " Всем ребятам надо знать, как по улице шагать".

Дети с самого раннего возраста должны учиться ориентироваться в окружающем мире, особенно те Дети, которые живут в больших городах. Это занятие создано для того, чтобы младшие дошкольники имели элемен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В мире пластмассы»

Знакомство детей средней группы  со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Выявление свойств пластмассы....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: "Экологическая тропа»

Рассматривание и описание деревьев: берёзы, рябины, клумбы с цветами бархоток....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В старшей группе на тему «Экологическая тропа осенью»

Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе4 формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; систематизировать знания о пользе...