Конспект НОД по экспериментированию для старших дошкольников по теме "Свойства воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Заносова Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»  в старшей группе  по теме «Что мы знаем о воде?»  с использованием экспериментальной деятельности.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: развивать  интерес дошкольников  к исследовательской деятельности.

Задачи по областям:

«Познавательное развитие»

- развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой

- развивать наблюдательность

- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать связи, делать выводы

- продолжать развивать умение читать схемы

«Социально – коммуникативное развитие»

- развивать  умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

 - знакомить с правилами безопасности при проведении исследовательской деятельности

- развивать  умение взаимодействовать в паре.

«Речевое развитие»

- развивать монологическую и диалогическую речь детей

Физическое развитие»

-  снять утомляемость у  дошкольников, восстановить их физические силы.

Предварительная работа:
чтение рассказов о воде, рассматривание энциклопедий по теме, наблюдения за водой на участке детсада /лужи, тучи, дождь/, наблюдение за водой в аквариуме, изучение свойств воды/течет, разливается, не имеет формы/.

Оборудование и материалы:
по два прозрачных стакана на каждого ребенка, трубочки для коктейля, бумажные фильтры, ложечки для перемешивания смесей, наборы камушков, наборы мелких детских игрушек, пластилиновые шарики, сахарный песок, садовая земля, стакан с разведенной акварельной краской, растительное масло, воронка для фильтрования; картинки с изображением различных свойств воды, схемы к ним.

Ход:

- Сегодня, ребята, мы с вами исследователи, ученые. Вот наша лаборатория, здесь мы будем проводить опыты с водой. Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде, картинки на доске вам в этом помогут.  К каждой картинке найдем схему.  (Ответы детей).

- Молодцы! Проходите в лабораторию, надевайте лабораторные фартучки, ведь опыты всегда предполагают что-то нам еще неизвестное, неожиданное,

поэтому одежду надо поберечь.

Вспомним правила работы в парах  (ответы детей)

- умей слушать и слышать своего товарища

- умей советоваться друг с другом

- каждый может высказать свое мнение

- самое главное правило: никогда не нюхай и не бери в рот  жидкость, с которой проводим опыт, она может быть опасна для твоего здоровья.

Взрослый сам скажет, когда можно будет что – либо попробовать.

- если разлил воду, - сразу подотри за собой.

Опыт1.

- Перед вами два стаканчика. В первом кипяченая вода, во втором сок.

Сравните их

- по цвету

- по запаху

- по вкусу

Что заметили?  (Ответы детей).

Вывод: вода без цвета, без запаха, без вкуса. /Показ на схеме детьми/.

Опыт 2.

- Скажите , что значит прозрачный предмет? (Ответы детей).  

Найдите прозрачные предметы у нас в лаборатории. (Ответы детей).

 -Перед вами стаканчик с водой и мелкие предметы /камушки, мелкие игрушки/.

Докажите, что вода в стаканчике прозрачная, для этого воспользуйтесь этими предметами. Что вы видите? (Ответы детей).

Вывод: вода прозрачна.

- А что будет, если мы добавим в стакан толченый мел и размешаем? Предметы также  хорошо видны в воде? (Ответы детей).

Вывод: только чистая вода прозрачна. Показ на схеме этого свойства детьми.

Опыт 3.

- Вынем ложечкой предметы из стакана и пропустим мутную воду через фильтр. Фильтром нам послужат наши салфетки, которыми мы пользуемся во время еды. Фильтр вкладываем в воронку и переливаем содержимое в пустой стаканчик. Что получилось? ( Ответы детей).

Вывод: воду можно очистить, имея под рукой фильтр, она снова станет прозрачной. Покажите на схеме. (Показ детьми ).
Физминутка:
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, — (Присели.)
Плывет лодочка-краса — расписные паруса.
(Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Опыт 4.

-Перед вами два стаканчика с прозрачной водой. В один добавим сахар и размешаем, во второй – землю и размешаем.  В каком стакане вода осталась прозрачной?

(Ответы детей).

Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие нет.

Опыт5.

-В первый стаканчик с водой опустим кусочек бумаги. Что наблюдаете? (Ответы детей).

- Во второй стаканчик опустим кусочек пластилина. Что заметили? (Ответы детей).

Вывод: бумага не тонет, она легче воды, пластилин утонул, он тяжелее воды.

Опыт 6.

- Возьмем теперь окрашенную акварельной краской воду и смешаем с чистой прозрачной водой  в первом стаканчике. Что видите? (Ответы детей).

Теперь во второй стаканчик нальем ложечку растительного масла и перемешаем. Посмотрите что получилось. (Ответы детей),

Вывод: акварельная краска,  растворенная в воде,  смешивается с водой из стаканчика, а масло с водой не смешивается.

Рефлексия:

- Что нового узнали?

Дети повторяют все свойства воды, которые они изучили, опираясь на предложенные схемы.

Подведение итогов, оценка результатов.

Конспект разработан воспитателем  Заносовой Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Её Величество – вода».

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Её Величество – вода»....