ПРИЛОЖЕНИЕ к проекту "Капелька"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрухина Любовь Александровна

В данном приложении представлены материалы (загадки, стихи, опыты, викторина), используемые в проекте "Капелька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_voda_kapelka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ «КАПЕЛЬКА»

Подготовила:

Воспитатель ГБОУ Школа №1056

Дошкольное отделение 4

Петрухина Л.А.

                                                                                                                                              2016 г    

С т и х о т в о р е н и я     о      в о д е

ВЫ СЛЫХАЛИ О ВОДЕ?

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замирает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА!

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега? Быть может, из льда?

А может, с подземных ключей она бьет

И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде всё-про-всё разузнать,

Немало учебников нужно читать.

А так же различных журналов и книг,

Чтоб все её тайны открылись нам в миг.

О  ВОДЕ

Спросил на днях малыш соседа

У струйки, льющейся из крана:

Откуда ты? Вода в ответ:

Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу

Росою искрилась поляна.

— Откуда ты? – спросил росу.

И я, дружок из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

— Поверь, и я  из океана!

— Ты газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана донесся шепот:

— Знай, малыш, и я пришла и океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

Откуда ты? Ты кто такой?

В звонкой льдинке и слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда Океанская вода!

***

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
А часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

***

Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?
Но лед- замерзшая вода.
Прошел- и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.

***

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

***

Я воду в стакан из под крана налил.
На свет посмотрел- она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил.
Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

А в горном ключе если воду набрать,
На вкус она будет совсем уж иной.
Словами, пожалуй, и не передать,
Как вкусно напиться водой ключевой.

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром. (загибаются пальчики)

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

Подвижная игра «Капельки»

Мы с вами капельки (каждый ребенок гуляет, где хочет). Капельки встречаются друг с другом, получается ручеек (дети берутся за руки).  Ручеек течет и впадает в море (делают большой круг). Наш круг может менять форму, как вода (делают овал). А теперь представьте себе, что воду налили в чайник и стали нагревать. Что будет происходить? (вода будет нагреваться). Каждый из вас – частичка воды, ваши ладошки такие горячие, что вы уже не можете держать друг друга за руки, жар заставляет вас двигаться быстрее (дети бегают) – каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становится холодно (надо встать ближе друг к другу, обняться, чтобы стало теплее). –Посмотрите, теперь мы превратились в кусочек льда, нас нельзя растянуть, разлить… Вот так в игре показали разные состояния воды.

Дидактическая-подвижная игра «Четыре стихии»

Дети стоят по кругу, руки на поясе. По команде дети выполняют определенное движение руками:

«Земля» - дети опускают руки вниз.

«Вода» - дети вытягивают руки вперед.

«Воздух» - дети поднимают руки вверх.

«Огонь» - дети вращают руками в локтевых суставах.

Дидактическая игра «Круги на воде»

Когда в воду бросаешь камень, от него по воде идут круги. Так и слово может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, представления. Детям предлагается слово. Например, лимон:

1)Подобрать слова на букву «Л»

2)Назвать слова, начинающиеся на слог «ЛИ» (лиса, ливень, лицо, лимонад)

3)Подобрать рифмы к слову (лимон-батон, закон, бутон)

4)придумать слова, которые начинаются с букв, образующих слово «лимон»

О П Ы Т Ы

  1. Вода жидкая (текучесть - можно налить, перелить…)
  2. Вода не имеет формы (тарелка, стакан, переливаем воду).
  3. Вода не имеет цвет (вода, молоко, 2 стаканчика прозначных, 2 ложки. Ложка в воде видна, в молоке – нет).
  4. Вода не имеет вкус (молоко, сок, вода – пробуем: сладкий, кислый и т.д. Вода – без вкуса).
  5. Вода не имеет запаха (вода, духи).
  6. Вода может растворять вещества (стаканчик, соль/сахар).

Н.А. Рыжова  «Жила-была река»

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения и животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители — и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

 Н.А. Рыжова «Как люди речку обидели»

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада»,- говорила Речка. Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развёл костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого чёрного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Когда гости ушли, голубая Речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

ЗАГАДКИ

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)

Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)

У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт,
Гвоздь упадёт. (сосулька)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)

Белые овечки
по небу гуляют.
Соберутся в стаи-
солнце закрывают. (облака)

Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (туман)

Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (лёд)

В И К Т О Р И Н А

  • Какие 3 состояния воды ты знаешь?  (жидкое, газообразное, твердое)
  • Как называется состояние воды в виде снега? (твердое)
  • Как называется состояние воды в виде тумана? (газообразное)
  • Что образуют высоко над землей много капель воды? (облака)
  • Какие 4 стихии природы ты знаешь? (огонь, вода, воздух, земля)
  • Как называется атмосферное явление – бурное ненастье с громом и молнией? (гроза)
  • От чего зависит состояние воды? (от температуры)
  • Какие свойства воды мы можем понять, когда переливаем воду в разные емкости? (текучесть, т.е. жидкая и то, что вода не имеет формы)
  • Какое свойство воды мы можем доказать, используя соль или сахар? (вода может растворять)
  • Как называется цикличное передвижение воды в природе? (круговорот)
  • Какая вода пригодна для питья? (пресная)
  • Можно ли пить воду из океанов и морей? (нет, потому что она соленая)
  • В чём заключается бережное отношение к воде? (не мусорить, очистные сооружения, закрывать кран)
  • Если посмотреть на глобус, какого цвета на нём больше всего и чему соответствует этот цвет? (вода)