Главные вкладки

    Ярмарка
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Конспект по познавательно-речевому развитию "Гуляние по ярмарке"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yarmarka.docx28.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в подготовительной группе

    «Ярмарка задорная гулять зовет!»

    Выполнила воспитатель

    1 категории Макарова Е.В.

    МАДОУ д/ сад № 3

    г. Тюмень

    Программные задачи:  Учить вести беседу, высказывать свою точку зрения, слушать сверстников. Формировать положительный эмоциональный настрой в коллективе.

    Обобщить представления о народных промыслах. Приобщать детей к истокам народной русской культуры. Систематизировать знания детей о хохломской росписи, о городецкой росписи, о дымковской игрушке. Закрепить знание пословиц, поговорок, загадок, закличек, стихов. Развивать координацию слова и движения,  мелкую моторику рук через лепку. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, обычаям, русскому фольклору.

    Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, хохломскую посуду, городецкие узоры. Заучивание закличек про весну.

    Материал: Слайды с изображением ярмарки. Дымковские игрушки, посуда с хохломской росписью, предметы с городецкой росписью. Конструктор Лего. Схема оленя для конструирования. Соленое тесто, стеки, изюм. Корзина с изделиями ручного и промышленного производства. Палочки Кюинзинера, схемы с узорами народов ханты. Фишки для детей на одежду (желтые и синие круги). Круги желтого и зеленого цвета для маркировки столов. Колокольчик. Русские костюмы для детей.

    Ход НОД:

    В центр выходят два ребенка в русских народных костюмах.

    1реб. Я Ерема!

    2реб. Я Фома!

    Вместе: Скоморохи мы!

    1реб.  Уж как жили мы два брата,

    Я Ерема, он Фома,

    Два удалых молодца!

    Я Ерема, что затеял,

    То Фома и подхватил.

    Я на ярмарку приехал

    И Фома здесь прикатил

    2реб.  Ярмарка искристая,

    Ярмарка задорная, кружится неистово,

    Молодо и здорово.

    Слайд ярмарки.

    - Ребята, где это мы с вами оказались? (На ярмарке).

    - А что такое ярмарка? (Это то место, где люди продают и покупают товар).

    - С давних времен у русского народа был обычай устраивать по праздникам ярмарки, на которые съезжались люди даже с дальних деревень. А на ярмарке чего только нет! (Слайд). Ребята, как вы понимаете слова «РУКОТВОРНЫЙ ТОВАР»?

    Все это продавали. Здесь  и расписная посуда и пряники печатные. Здесь можно было купить хорошего коня и балалайку. И в  наши дни тоже проходят праздничные ярмарки, но чем они отличаются от ярмарки на Руси?

    (Сейчас продают товар, изготовленный на заводах и фабриках, а раньше люди делали все своими руками).

    Ребята, у меня есть корзинка с товаром. Давайте с вами определим, на какой ярмарке – старинной или современной – продавали эти товары. (Достаю корзинку с товарами, дети классифицируют).

    - Давайте, ребята, и мы с Вами погуляем по ярмарке, узнаем, чем же славилась наша страна, посмотрим чудо – товар. Послушаем гостей дорогих.

    За одно на людей посмотрим, да и себя покажем!

    2. Основная часть. Гуляние по ярмарке.

    -Посмотрите сколько здесь всякого товара. В давние времена места, где продавали товар, назывались лавками. Давайте зайдем в одну из них и посмотрим, что продают в этой лавке.

    Дети подходят к столу, на котором выставлены дымковские игрушки. Около стола стоит дымковский мастер. (Слайд дымковских игрушек).

    Ребенок: Заходите, гости дорогие, посмотрите на мои игрушки, но сначала отгадайте загадку:

    Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:

    Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

    Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

    Дети: Это дымковские игрушки!

    В-ль:  Ребята, а какие элементы дымковской росписи вы знаете и что они обозначают? ( Элементы росписи дымки – это древние символы языческой веры. Круг – символ солнца и каравая хлеба. Точки – звёзды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога).

    - А какие цвета использовали мастера в своей работе?

    (Красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Черный использовался  как дополнительный).

    - Ребята, посмотрите, дымковские мастера расписывали козликов. А какое домашнее животное разводят жители на севере нашей Тюменской области? (Оленей).

    - Дымковский мастер, а ты видел оленей? (Нет). Наши ребята познакомят тебя с этим красивым домашним животным. Они сконструируют его из лего. Ребята, не забудьте, нам надо будет сделать оленя для дымковского мастера.

    - Игрушки очень хороши, рисовали их от души. Спасибо гости Дымковские, полюбовались мы игрушками, пойдем дальше.

    Подходят к столу, на котором выставлена хохломская посуда. Возле стола стоит мастер. (Слайд хохломы).

    - Заходите, гости дорогие, посмотрите на мою посуду.

    -  Что за «чудо дивное, красота невиданная». Посмотрите, какие здесь яркие, красивые изделия, как будто солнышко к нам в гости пришло, вьются травы, расцвели самые необыкновенные цветы, поспели вкусные ягоды. Так и просятся в рот.

    - Ребята,  из чего сделана эта посуда? (Из дерева)

    - А как называется посуда, сделанная из дерева? (Деревянная).

    - Давайте с вами послушаем мастера.

    Ребенок читает стих.

               Как волшебница Жар-птица

               Не выходит из ума

               Чародейка, мастерица,

               Золотая Хохлома.

               Отголоски лета в зелени травы.

               Рощи – перелески, шелковые всплески

               Солнечно – медовой золотой листвы.

    - Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно – вкусной.

    - Любят хохломские мастера рисовать жар-птицу. Но никто жар-птицу не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему.

    - А что еще, кроме птиц, любят рисовать хохломские мастера?

    (Это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы).

    - Какие цвета используют мастера при росписи? (Красный, зеленый, желтый, черный цвет).

    - Спасибо, тебе, мастер, полюбовались мы твоей посудой. Скажи, пожалуйста, хохломской мастер, а ты видел узоры народов ханты, которые живут на севере нашей Тюменской области? (Нет). Наши ребята познакомят тебя с этими узорами, выложат их палочками. А что мы с вами еще должны сделать? (Для дымковских мастеров сделать оленя).

    - Ребята, проходите за столы, на них есть фишки и у вас у каждого есть фишка. Находите каждый свое место, на столах лежит для вас задание: надо сделать из конструктора оленя и выложить из палочек узор народов севера. Приступайте к работе. Давайте наши работы подарим дымковским и хохломским мастерам.

    - Давайте пройдем с вами в следующую лавку.

    Подходят к столу, на котором выставлены городецкие изделия.

    Ребенок читает стих. (Слайд городецких игрушек).

    Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

    Славится на всю Россию своей росписью творец.

    Распускаются букеты, ярко красками горя.

    Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

    - Здесь представлены изделия из одного старинного русского города Городец. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами.

    Городецкая роспись - как ее нам не знать.

    Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

    Здесь такие букеты, что нельзя описать.

    Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

    - А что любили рисовать Городецкие мастера?

    (Изображали сцены из городской жизни (гуляние, чаепитие, застолье, военные действия). Цветы, розаны и купавки, веточки и листочки. Ещё любили рисовать фигуру коня и сказочных птиц).

    - Какие цвета для росписи берут Городецкие мастера?

    (Для фона чаще берут желтый цвет, а для остальной росписи красный, розовый, синий, голубой, зеленый).

    - Спасибо и вам, мастера городецкие, полюбовались мы вашим товаром.

    - Богато творчество русского народа. Мы сегодня с вами познакомились с малой его частью. Народ любил и высоко ценил мастеров – умельцев. Народная мудрость гласит: «Красна птица перьями, а человек уменьем». А знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

    Делу — время, а потехе — час.

    Кто не работает, тот не ест.

    Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

    Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

    Труд всё побеждает.

    Труд кормит, а лень портит.

    Где труд, там и счастье.

    Больше дела, меньше слов.

    Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

    Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

    Люби дело — мастером будешь.

    Слезами делу не поможешь.

    Доброе начало — половина дела.

    Недаром говорится, что дело мастера боится.

    - Молодцы, много пословиц и поговорок вы знаете.

    (Слайд ярмарки).

    - Ребята, люди на ярмарках не только продавали и покупали товары, но и забавлялись. Пели песни, танцевали, смотрели веселые спектакли. А происходило это все в балаганах. Давайте и мы  с вами позабавимся. Игра «Жаворонок».

    В небе жаворонок пел,

    Колокольчиком звенел.

    Порезвился в тишине,

    Спрятал песенку в траве.

    Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается подскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

    - Ребята, скажите, какое у нас сейчас время года? (Весна).

    - Много стихов написано о весне, придумано различных закличек, посвящено песен и хороводных гуляний. Давайте и мы с вами покличем весну.

    Весна, весна красная

    Приди весна с радостью

    С великой милостью

    С льном высоким

    С корнем глубоким

    С дождями, ливнями

    С хлебами обильными.

    В старину прилет ранних птиц отмечали тем, что пекли жаворонков. (Слайд).

    По поверию, птички из теста, должны были привести весну, теплую погоду и богатый урожай. Люди говорили такие слова: «Мороз, красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру, поздорову! ». Считалось, что булочки задобрят Мороза, и он уступит место Весне. А вы, ребята, хотите, чтобы весна быстрее настала?

    Сегодня мы будем учиться, встречать весну по старинным обычаям, будем лепить из теста птичек – жаворонков.

    Проходите, присаживайтесь на стульчики (под руководством воспитателя идет изготовление жаворонков из соленого теста).

    При выполнении работы звучат русские народные мелодии.

    -Хорошо потрудились. Вы настоящие мастера, вот сколько жаворонков сделали. Пока наши жаворонки будут сохнуть, давайте еще раз покличем весну.

    Жаворонки прилетите,

    Студеную зиму унесите,

    Теплую весну принесите:

    Зима нам надоела,

    Весь хлеб у нас поела.

    3. Заключительная часть.

    - Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (На ярмарке).

    - А кто нас встретил на ярмарке? (Скоморохи).

    - Что мы делали с вами на ярмарке? (Гуляли, смотрели товары).

    - Ребята, а как мы забавлялись с вами? (Играли в игру «Жаворонок»).

    - Что мы с вами еще делали? (Лепили из теста жаворонков).

    - Интересно вам было гулять по ярмарке?

    - Давайте подарим нашим гостям дымковские колокольчики. А наших жаворонков мы заберем в группу, чтобы весело встречать весну.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физкультурно-оздоровительный осенний праздник на улице "Ярмарка сказок" для детей 3-6 лет

    В погожий осенний день можно выйти с детьми на улицу и поиграть. Но... предварительно хорошо подготовившись. Вашему вниманию предлагается сценарий такого действа, где собраны 5 групп разного возраста,...

    Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"

    НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....

    Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

    Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

    Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! (воспитатель Бобкова Елена Николаевна)

    Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в   педагогический процесс включать разнообразные ...

    «Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая!»

    Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле Русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Од...