Конспект НОД в средней группе «Птицы наши друзья» .
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Константинова Ольга Викторовна

                               

                                                 

Цель: расширение представлений о зимующих и перелетных птицах.enlightened

Программное содержание:

 Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).

 Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.

 Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие. Отличительные  признаки  перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.

 Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.

 Продолжать учить детей самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ  о  птицах  по картинке.

 Развивать восприятие, память, мышление, внимание.

 Воспитывать бережное отношение к птицам.

Интеграция областей:   Познание (предметный мир), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.  

Словарная работа:  зимующие птицы, перелетные птицы.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

Мультимедийные ресурсы: Проигрыватель для музыкального сопровождения – запись голоса птиц.

                                                  Ход занятия:

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

— Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).

— Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

— Сегодня мы будем говорить о птицах. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями). Как можно назвать  одним словом этих птиц? (Зимующие). А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).

— А за какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями). Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края). А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).

— Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

— Ребята у меня два обруча. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных). Для  перелётных
какой обруч выберем? (Красный). Почему жёлтый обруч? (Красный — это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло). Для зимующих птиц мы выберем зеленый обруч.

— А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание). Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц.  В красный обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля.  А в зеленый обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя.

— А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся).

— Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки). Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей). И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют?  ( Водоплавающими, 2-3 ответа детей). И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

— Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В зеленый  обруч или красный, где перелётные птицы? (В красный обруч, потому что они перелётные). Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили  зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Пальчиковая гимнастика.

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

— Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей).

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

— Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Игра «Найди домик»

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения.   По сигналу  воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг зеленого обруча — это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в красный домик — это домик для перелётных птиц).

— В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки, улыбнемся друг другу.

— Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных). Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают). Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

— Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.yes

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе «Птицы - наши друзья» с использованием

Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р...

Интегрированное занятие в средней группе " Птицы- наши друзья". художественно-эстетическое развитие.

Конспект  образовательно    деятельности с дошкольниками средней группыв интегрированной форме по теме:«Птицы – наши друзья»       (образовательные области...

Экологический проект в средней группе "Птицы наши друзья"

Формируем представления о птицах, об образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Задачи:1. Расширить представления о жизни птиц  и приспособлении к своей сре...

Проект в средней группе "Птицы- наши друзья"

Цель проекта:Формирование общего представления дошкольников о перелетных птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Задачи проекта&bull...

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ

ЦЕЛЬ. Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах. Развивать интерес к жизни птиц...

Краткосрочный проект в средней группе "Птицы - наши друзья"

Цель проекта:Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....