Конспект занятия "Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шелдякова Валентина Николаевна

Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Учить разумно использовать различные материалы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshe_musorit_seychas_otvykayte_deti.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

« Лучше мусорить сейчас

отвыкайте дети!»

Цель.  Расширять и закреплять представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Учить разумно использовать различные материалы. Активизировать словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы).

Материал и оборудование. Мусорная корзина, в которой лежат стеклянные бутылочки и жестяные банки из-под сока, электрическая лампочка, картонная коробка из-под конфет, салфетки, фантики, обрезки цветной бумаги, газеты, фольга, консервная банка, сломанные карандаши, пластмассовые детали игрушек, лоскутки ткани, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы (сухарик, огрызок яблока). Ящик с землёй. Видеозапись «Японский подход к проблеме мусора». Клеенка. Таз с водой. Резиновые перчатки, совок – на каждого ребенка.

Предварительная работа. Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки». Беседа «Какой вред природе может нанести консервная банка (полиэтиленовый пакет)». Разучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия». Помощь дворнику в уборке территории детского сада.

Домашнее задание: понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи. Какой вид мусора преобладает в мусорном ведре? Попросить бабушку или дедушку рассказать о сборе и переработке макулатуры. Посмотреть рубрику «Очумелые ручки» в телевизионной передаче «Пока все дома» и вместе с родителями сделать какую-нибудь поделку.

Ход занятия

Воспитатель. Каким важным делом мы занимались вчера во время прогулки?

Дети. Помогали дворнику убирать мусор.

Воспитатель. Как вы думаете, откуда берется мусор?

Дети. Люди выбрасывают использованные пакеты, очистки, объедки, исписанные тетради и многое-многое другое.

Воспитатель. Что произойдет, если мусор не убирать? (Предположения детей.) Как назвать мусор другими словами?

Дети. Сор, отходы, отбросы, хлам, бросовый материал.

Воспитатель. Чаще всего эти отходы попадают в мусорное ведро, затем – в контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором?

Дети. На свалку.

Воспитатель. Как вы думаете, свалка – это хорошо или плохо?

Дети. Свалки мусора нужны, но они загрязняют землю, воздух и воду. На свалках много крыс и собак. Рядом со свалкой нельзя жить человеку.

Воспитатель. Твердых бытовых отходов (стекло, пластмасса, металл и пр.), кухонных отбросов, строительного мусора с каждым годом становится все больше, расходы на их утилизацию постоянно увеличиваются. Для складирования мусора создаются свалки, а для уничтожения отходов используются специальные мусоросжигательные установки.

Особую опасность представляют стихийные свалки: мусор и отбросы нередко содержат высокие их скопления развиваются микроорганизмы, которые попадают в подземные воды; крысы, обитающие на свалках, являются переносчиками опасных болезней.

Огромная мусорная свалка находится недалеко от города Ульяновска на пустыре за селом Баратаевка. Рядом с ней зимой и летом можно видеть стаи галок и грачей. Почему они не улетают зимой в теплые края?

Дети. Это всеядные птицы. Им не страшен холод, если они сыты. Эти птицы кормятся на мусорных свалках.

Воспитатель. Каждый человек нашей планеты за год выбрасывает приблизительно тонну мусора – полный кузов грузовика. На планете несколько миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Вероятно, скоро человечеству придется спасать себя от мусора.

Вспомните, как об этом написал поэт Андрей Усачев в стихотворении «Мусорная фантазия».

Дети (поочередно)

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки-

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете-

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А когда пойдут дожди из пустых бутылок-

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдет круговорот мусора в природе?

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Воспитатель. Давайте рассмотрим содержимое мусорной корзины нашей группы. Много ли накопилось отходов за сегодняшний день?

Дети надевают резиновые перчатки. Воспитатель расстилает на ней содержимое корзины.

Воспитатель. Посмотрите, какую красивую коробку из-под конфет мы выбросили. Как думаете, сколько денег было затрачено на ее изготовление? Из чего она сделана? Из чего получают картон? ( Ответы детей). Картон, фольга, краски, использование при изготовлении этой коробки, труд художника и рабочих, создавших ее, -стоят чуть дешевле упакованных в нее конфет.

На изготовление этих баночек для сока (показывает) тоже затрачено много труда и денег.

Скажите, весь мусор в корзине одинаковый? Чем различаются выброшенные предметы?

Дети. Они сделаны из разных материалов. Из по-разному использовали. Здесь находятся большие и маленькие предметы.

Воспитатель. Давайте рассортируем мусор.

Дети группируют предметы по материалу, из которого они сделаны.

Воспитатель. Что же делать с мусором, которого так много? Может быть, его можно как - то использовать? (Предположения детей.)

В настоящее время некоторые виды отходов используются как топливо для электростанций. Как вы думаете, можно ли сжигать пластмассовые бутылки и полиэтиленовые пакеты?

Дети. Нельзя. Когда они горят, выделяется дым, который вреден для всего живого.

Воспитатель.  Часто мы наблюдаем, как мусор закапывают в землю. Для чего это делают? Все ли перегнивает в земле? Какие предметы из нашей корзины перегниют быстрее? (Предположения детей).

Чтобы узнать, кто из вас прав, проведем опыт: закопаем в ящик с землей консервную банку, кусок картона, полиэтиленовый пакет, лоскуток ткани, огрызок яблока. Выставим ящик на улицу. Через два месяца раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.

Дети закапывают предметы в ящик с землей, затем снимают перчатки, моют руки и садятся на стулья.

Воспитатель. В американском штате Кентукки придумали героя детских книг – супермена по имени Рэй Цикл. Он помогает ребятам освобождать городские свалки от предметов, которые перерабатываются и используются вторично. При правильной сортировке и переработке мусора получается много ценных вещей.

Есть ли среди содержимого нашей мусорной корзины предметы, которые можно повторно использовать? (Предположения детей.) Что делает хозяйственный человек со старыми газетами и журналами?

Дети. Газеты расстилают на полу во время ремонта. Старыми газетами растапливают печку на даче. Из журналов можно вырезать картинки.

Воспитатель. Что рассказали вам бабушки и дедушки про сбор и переработку макулатуры? Что такое металлолом? Как его перерабатывают? Кто из ваших знакомых сдавал в приемный пункт металлолом? (Ответы детей.) А что делать со стеклянной бутылкой?

Дети. Её можно вернуть в магазин. Стеклянные бутылки и банки моют и снова разливают в них сок, молоко и кефир, а разбитые бутылки переплавляют в новые.

Воспитатель. Как можно использовать пластиковые бутылки?

Дети. Разрезать пополам и прикрывать ими рассаду. Изготовить кормушки для птиц.

Воспитатель. Можно ли как - нибудь использовать сломанные игрушки? (Предположения детей.) Расскажите, что делает из ненужных вещей Андрей Бахметьев в передаче «Очумелые ручки». (Ответы детей.)

А сейчас посмотрим, как используют мусор в далекой стране Японии.

Дети просматривают видеозапись об использовании мусора в Японии при создании инсектария (зоопарка для насекомых) на одном из искусственных островов, построенных из отходов.

Воспитатель. Попробуем повторно использовать что-нибудь из предметов, оказавшихся в нашей мусорной корзине. Посмотрите, как много в ней бумаги… Сделаем из этой макулатуры новую бумагу? (Да.)

Изготовление бумаги – процесс длительный. Сначала надо измельчить макулатуру и замочить ее в воде.

Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.

Воспитатель. Накроем таз клеёнкой. Пусть бумага размокает. Завтра мы взобьем бумажную массу миксером, добавим в нее белила, немного обойного клея и процедим получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу мы равномерно разложим на тканевой салфетке. Накроем ее еще одной салфеткой и поставим сверху что-нибудь тяжелое. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладим ее утюгом и будем на ней рисовать.

Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали?

Дети. Мы узнали, что отходы могут не загрязнять природу, если их повторно использовать. Мусор необходимо сортировать.

Воспитатель.  Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город, все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто для этого что-то делает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"

Задачи проекта:- формирование представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов,- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать...

Проект "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"

Осознание детьми и взрослыми значимости социально-экологической проблемы утилизации и переработки мусора, разумного использования упаковочных материалов, экологически целесообразного поведения в окруж...

Проект "Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"

Экологический проект"Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети"помогаетсформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы....

НОД "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!"

В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ «УМНЫЙ ВЗГЛЯД НА МУСОР» проведены мероприятия, с цеоью   стимулирования  интереса  к исследовательской деятельности, совершенствования  умений оперировать...

"Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!"

Формировать навыки экологического воспитания детей. Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почв...

"Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети".

На занятии дети узнают как сортировать бытовые и хозяйственные отходы....