Проект "Птицы нашей местности"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Гарбера Надежда Леонидовна

Проблема: Недостаточные знания детей о птицах зимующих и перелётных, отсутствие заботливого, внимательного отношения к птицам. Цель: Более глубокое ознакомление с птицами нашей местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy_.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Дмитриевский детский сад

Галичского муниципального района

Костромской области

ПРОЕКТ

«ПТИЦЫ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ»

Проблема:

Недостаточные знания детей о птицах зимующих и перелётных, отсутствие заботливого, внимательного отношения к птицам.

Цель:

Более глубокое ознакомление с птицами нашей местности.

Задачи.

Образовательные:

- формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе;

- закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах;

- дать более глубокие знания о лесных птицах (дятле, тетереве, глухаре), которые помогают сохранять лес от вредных насекомых;

- упражнять в умении классифицировать птиц по принципу зимующие – перелётные. Почему одни птицы улетают, а другие остаются;

- дать представление о том, как птицы устраивают гнёзда, о разнообразии гнёзд, как заботиться о птицах.

Развивающие:

- развивать связную речь детей (ответы на вопросы при чтении рассказов, составление рассказов о птицах, пересказ)4

- развивать умение выстраивать события в логическую последовательность;

- развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, быстроту реакции, познавательный интерес;

- развивать социальные навыки – умение работать в группах, договариваться, учитывать мнение партнёра;

- развивать навыки самостоятельности.

Воспитательные:

- формировать гуманное отношение к птицам, воспитывать желание заботиться о них;

- приучать серьёзно, относиться к ответственному делу – изготовлению гнездовий (скворечников, синичников, кормушек для птиц)

- вызвать чувство удовлетворённости оттого, что, подкармливая птиц, мы спасаем их от гибели;

- воспитывать любознательность;

- воспитывать уважение к труду людей, заботящихся о птицах.

Вид проекта: групповой смешанный, средней продолжительности.

Участники проекта: дети старшей возрастной группы 5-6 лет, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: сентябрь – апрель.

Техническое и учебно-материальное оснащение:

Альбом для рисования, картон, цветная бумага, фломастеры, краски, диафильмы, слайды, художественная литература, фотоальбом, диск DVD (записи «голоса птиц»), мультфильмы, иллюстрации.

Дополнительно, привлекающиеся участники проекта:

- воспитатель;

- родители воспитанников;

- учителя начальной школы;

- библиотекарь.

ЗУН (знания, умения, навыки) необходимые для осуществления проекта:

- знание наиболее распространённых птиц нашей местности;

- владение навыками монологической речи;

- владение элементарными техническими навыками изодеятельности.

- уточнение знаний о птицах нашего края;

- закрепление знаний о форме кормушек, домиков для птиц, гнёзд;

- умение по внешнему виду определять перелётных и зимующих птиц леса, о том, какую пользу приносят птицы для людей, лесов;

- овладение элементарными навыками сбора информации и её обработки.

Презентация: Выработать стремление заботиться о птицах (зимой делать кормушки, весной – домики для скворцов, синичники).

Применение полученных знаний на практике.

Осуществление проекта:

Этапы работы:

- подготовительный - погружение в проблему;

- основной – практический;

- презентация.

План осуществления проекта.

Раздел программы

Виды детской деятельности

Ответственный

Срок

Социально-коммуникативное развитие:

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

Познавательное развитие

Развитие мышления

ФЦКМ

ФЭИП

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Работа с родителями

Сюжетно – ролевые игры:

- «Путешествие в лес»,

- «Поездка к озеру»

Дидактические игры:

- «Собери картинку»

- «Что за птица?»

Цель: учить сравнивать птиц по характерным признакам и по описанию, узнавать их.

- «Птицы, звери, рыбы»

- Зимующие – перелётные»

- «Дикие и домашние птицы»

(классификация)

- «Ни сорока, ни ворона»

Цель: развивать умение различать разных птиц на картинках, развивать внимание, сообразительность.

- «Чьи следы»

Цель развивать наблюдательность, учить различать птичьи следы.

- Сложи птицу»

Цель: развивать умение определять части тела птицы, складывать их в единое целое.

- «Кто к кормушке прилетел?»

Цель: учит выделять зимующих птиц, правильно называть их.

- «Узнай, какое время года»

Цель: учить определять время года по действию птиц, изображённому на картинке или иллюстрации.

Подвижные игры:

- «Птицы в гнёздышках»

- «Совушка»

- «Перелёт птиц»

Цель: развивать быстроту реакции, внимание, выдержку, упражнять в беге.

Сбор рябины для дроздов.

 Посильная помощь в изготовлении кормушек – домиков.

Подкармливание птиц на кормушках, чистка кормушек.

Посильная помощь в изготовлении скворечников.

Загадывание загадок

- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока)

- Весь день на воде, а водой не питается (утка)

- Чернокрылый, красногрудый

  И зимой найдёт приют,

  Не боится он простуды

  С первым снегом тут, как тут (снегирь).

- Я весь день ловлю жуков,

  Ем букашек, червяков,

  Зимовать не улетаю,

  Под карнизом обитаю (воробей).

- Носит серенький жилет,

  Но у крыльев чёрный цвет,

  Видишь, кружит сколько пар

  И кричат: «Карр! Карр!» (ворона)

- Кто в берете ярко красном

  В чёрной курточке атласной?

  На меня он не глядит

  Всё стучит, стучит, стучит (дятел)

- Листья падают с осин,

  Мчится в небе острый клин (журавли).

- Всех перелётных птиц черней

  Чистит пашню от червей

  Взад, вперёд по пашне вскачь,

  А зовётся птица… (грач).

- Гуфф – ши, гуфф – ши,

  Красные брови хороши (глухарь).

- Зинь – зинь танн,

   Зинь – зинь танн,

   Скинь кафтан,

   Скинь кафтан    (синичка).

 

Экскурсии к грачовнику в разное время года.

Рассматривание птиц на прогулке (на кормушке в холодное время года).

Разобрать народные приметы:

1.Если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и суетятся – это зимой к снегу.

2. Если воробьи прячутся под крышу, будет мороз, если собираются в кучу – к метели.

3.Сорока лезет под крышу – будет метель.

4. Ласточки летают низко над землёй – к дождю.

Счет до 10-ти.

- сколько птиц на картинке?

Больше - меньше:

- Каких птиц больше на картинке перелётных или зимующих?

Решение задач:

- На берёзе сидело пять снегирей, два улетело. Сколько осталось?

- Которая по счёту синица, дятел, воробей и т.д.

Заучивание закличек

Жаворонки – жавороночки,

Прилетайте к нам,

Принесите лето тёплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги отморозила.

Синички – сестрички,

Чечётки – тётки,

Скворцы – молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите,

С шёлковой травой,

С жемчужной росой,

С тёплым солнышком,

С пшеничным зёрнышком.

Заучивание стихов

Сорока И. Рубцов

Скачет сорока по ельничку,

Бьёт кустом по метельничку,

Холодно сороке без шубки скакать,

Плачет сорока: «негде взять»

Воробышки И. Рубцов

Бела крупа сыплется в сад

И воробьи обедать летят.

Стайкою сели, стали клевать,

Что за еда, не могут понять.

Это не крупка, не творожок,

Это холодный белый снежок.

Снегири А. Говоров

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоньке

Весело снуют,

Гусениц мороженных

Яблоки клюют.

Ворона А. Говоров

Вот ворона на заборе –

Все амбары давно на запоре,

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе,

Горе ей постоялице, горе!

Ведь ни зёрнышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

Беседы по картинам, составление описательных рассказов:

«Как живут пернатые друзья зимой?»

«чьё гнездо?»

Примерные рассказы:

1.«Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнёзда из сучьев, а внутри, чтобы было мягче, выстилают сухой травой…»

2. «Сова селится в старых дуплах деревьев, в заброшенных гнёздах…»

3. «Скворушка селится в  скворечниках, которые делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками…»

4. «Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесами карнизов. Соломинки, травинки, сухие листья для гнёзд ловят прямо на лету, во время ветра…».

Знакомство с пословицами и поговорками о птицах

  1. Ласточки весну начинают, а соловей лето кончает.
  2. Первая ласточка весну не делает.
  3. Грач на горе – весна на дворе.
  4. Грачи прямо из гнезда летят – ранняя весна.
  5. Где бы ласточке не летать, а к весне пребывать.

Художественная литература.

Чтение книг о птицах:

 Г. Андерсен «Гадкий утёнок»

Т.Нуждина «»Сорока», «Сова», «Снегирь»,

«Кукушка», «Цапля», «Ястреб», «Воробей», «Журавли», «Дятел».

Тамбиев «Кто в кустарнике живёт».

Снегирёв «Лесная речка».

В.Бианки «Лесные домики», «Чей нос лучше?», Синичкин календарь».

Алибаев «Как птицы спасли дуб».

М.Горький «Воробьишко».

Астафьев «Стрижонок Скрап».

Закрепление гласных, согласных звуков, выделение их в словах.

- Сколько гласных звуков в слове «ворона»?;

-  С какого звука начинается слова «сорока»?;

- Назови, каких птиц ещё знаешь на этот звук;

- Сколько слогов в слове «грач»? и т.д.

Рисование:

«Птицы на кормушке»,

«Сказочная птица»,

«К нам прилетели снегири»,

«Утки на пруду»,

«Скворцы прилетели»,

«стали птицы громко петь, и расцвёл подснежник»

Выставка детских рисунков для родителей и школьников.

Аппликация:

«Птички клюют зёрнышки»,

«Снегири»,

«Птицы».

Выставка детских работ в библиотеке

 Лепка:

«Птичка»,

«Сказочная птица» (с применением природного материала),

«Лесная полянка» (с использованием природного и бросового материала).

Выставка детских работ (воспитанников ДОУ и НОШ) для родителей

Музыка

Слушание:

«Кукушечка» М. Красева.

«Песня жаворонка» П.Чайковский

«Голоса птиц»

Пение:

«Журавли» А.Лившиц,

«Кукушка» Е. Тиличеева,

« Гуси - гусенята» Александрова,

«Гуси»

«Зима прошла» Метлова

Подражательные движения в упражнениях:

Комплекс «Цапля»

Цапля машет крыльями,

Цапля  стоит на одной ноге,

Цапля качается в камышах,

Цапля ловит лягушек,

Цапля прыгает.

Подвижные игры:

- «Птички в гнёздышках»,

- «Гуси-лебеди»,

- «Птички и кошка»,

- «Перелёт птиц».

Консультации:

«Научите детей заботиться о птицах»

«Как живут наши пернатые зимой».

Наглядная агитация:

Выпуск газеты «Птицы – наши помощники».

Папка – передвижка «Всё ли вы знаете о птицах?»

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Библиотекарь

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

В течение периода

В течение периода

Март

Февраль

Март

Февраль – март

В течение всего периода

В разное время (сентябрь, декабрь, март)

Март

В течение периода

Январь февраль

Март

Декабрь, январь, февраль

Октябрь, ноябрь, декабрь

Декабрь

октябрь

март

сентябрь

октябрь

октябрь

март

сентябрь

октябрь-

ноябрь

ноябрь-

март

сентябрь    

март

В течение всего периода

Октябрь – ноябрь - декабрь

Презентация:

Открытое занятие  на тему «Доктора леса» (март);

Развлечение «Праздник птиц» (апрель);

Подведение итогов.

Педсовет   (апрель).

Презентация проекта «Птицы нашей местности»

Конспект занятия «Доктора леса»

(путешествие в весенний лес).

Программные задачи:

1.Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе:

– увеличение количества осадков;

- много света и тепла;

- бурно растут растения;

- пробуждаются насекомые;

- прилёт птиц.

    2. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелётные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать зрительную память.

    3. Закреплять усвоения соотношения целого и части, закреплять понятия «квадрат», «прямоугольник». Развивать логическое мышление.

    4. Продолжать работать над речевым дыханием, дикцией, интонацией и выразительностью речи.

Материал:

- Иллюстрации с изображением птиц;

- Игра «Сложи квадрат»;

- модель проталины;

- диск с записью голосов птиц.

Предварительная работа: 

- наблюдения в природе;

- беседы,

- загадки о птицах.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: (загадывает загадку)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- ответ детей.

Воспитатель:

Сколько месяцев длится весна? Назовите эти месяцы. Какой сейчас месяц?

- ответы детей.

Воспитатель:

Апрель середина весны. Снег растаял. Дует весенний ветер. Идёт тёплый весенний дождь. Первая гроза. Первый гром. Цветут весенние цветы: ландыш, мать – и – мачеха, купальница. Цветут деревья: тополь, берёза, осина. В лесу шумно от птичьего разноголосья. Хотите послушать музыку весны в лесу?

- ответ детей.

Воспитатель:

В весеннем лесу очень сыро. Чтобы не промочить ноги,  и было удобней гулять по лесу, нам нужно построить дорожку,

Игра «Сложи квадрат» - дети складывают квадрат из разных фигур, составляют дорожку из квадратов. По окончании выполнения задания, дети подходят к репродукциям картин «Март» Левитана и «Грачи прилетели» Саврасова.

Тихо звучит музыка «Весна» Вивальди.

Дети делятся своими впечатлениями, рассматривая картины, читают стихи о весне: «Весна» Такмаковой, «Апрель» Маршака и т.д.

Воспитатель:

Тишина вокруг,

Вышли мы сейчас на луг.

(обращает внимание на проталинку).

Посмотрите на проталинку, на что она похожа?

- ответы детей.

На проталинке появились первые весенние цветы. Дети, кто знает, как называются эти цветы и в каком месяце они появились?

Воспитатель:

Правильно, дети. Это мы нашли подснежник на проталинке лесной.

Как поётся в песенке? «Голубой цветочек нежный пахнет…

Дети: Солнцем и весной!

Воспитатель:

Давайте, встанем вокруг проталинки и потанцуем.

Дети исполняют «Хоровод в лесу» Е. Тиличеевой

Воспитатель:

А сейчас мы с вами представим, что превратились в лесные весенние цветы.

Дети: Влево вправо повернись, и в цветочек превратись.

Физкультминутка «Цветок»

Воспитатель:

С теплыми лучами солнца цветок  начинает распускаться: 

дети поднимают кисти рук с плотно сжатыми, вытянутыми пальцами «бутон»

Цветок медленно начинает распускаться:

Дети делают длительный выдох, говоря при этом, ссссс.

Улыбнитесь.

Покажите зубки

Прижмите кончик языка к нижним зубам (дети выполняют соответствующие движения).

Говорим: «Цветок распускается, распустился».

(дети повторяют)

Покажите «цветок» солнышку.

(поднимают раскрытые кисти рук, выполняя ими круговые движения).

Но вот набежала туча

(дети опять сжимают вытянутые  пальцы «цветок закрывается», говоря при этом на выдохе: сссс).

Начался весёлый весенний дождь

(дети выполняют произвольные поскоки, с поднимаем рук в стороны и вверх).

Поднялся ветерок

(дети выполняют наклоны в стороны, руки, при этом, вверху).

Ветер усилился

(движения ускоряются, становятся интенсивней)

Сверкнула молния

(дети выполняют выпады из основной стойки, с разными движениями рук).

Ветер прогнал тучи, и опять появилось солнышко

дети из приседа медленно встают на носки, и  «тянутся

к солнышку», ощущая, при этом, чувство торжества.

Воспитатель:

Идём по лесу, кругом мох да мох. Сосенки растут, в таких местах большие чёрные птицы живут  (обращает внимание на иллюстрацию, на которой изображён тетерев)

Кто знает, как называется эта птица?

- ответ детей. Рассказ о тетереве по желанию: «Это лесной петух.

У него синяя голова, маленький клюв и красивые красные брови…»

Воспитатель:

Дети, а когда петухи красуются перед тетёрками, бормочут и «гуфшикают», послушайте:

- Гуфф-ши, гуфф-ши,

Красны брови, хороши!

Давайте попробуем побормотать как тетерев

(дети выполняют звукоподражания).

Воспитатель:

А что это за птица (загадывает загадку):

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…

Дети: Грач!

Воспитатель:

Ходят важные по пашне, носами землю ковыряют, червяков ищут и, при этом, напевают, как?

дети выполняют звукоподражания:  «Кра! Кра! Весна! Весна!»

Воспитатель:

А по болоту ходят такие большие птицы, ростом, прямо, с баранов. И шеи у них длинные - длинные. Кто это?

- ответ детей.

Как кричат журавли?

Дети выполняют звукоподражания: Трру-трру-трру!

Воспитатель:

А кто поёт такую песню?:

- Зинь-зинь-танн, зинь-зинь-танн. Скинь кафтан! Скинь кафтан!

- ответ детей.

Воспитатель:

Каких перелётных птиц вы ещё знаете?

- ответ детей.

Воспитатель:

А знаете ли вы, почему мы называем птиц нашими пернатыми друзьями?

- ответ детей.

Воспитатель:

Сегодня я расскажу вам о самых настоящих докторах леса.

Вот загадка об одном из них:

Чёрный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор,

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

- ответ детей.

Воспитатель:

Дятлов не случайно называют докторами леса. Большой пёстрый дятел летом и зимой выстукивает – выслушивает ствол деревьев. Под корой он безошибочно находит личинок короедов, дровосеков. Посмотрите, какой клюв у дятла? Зачем он ему?

- ответ детей.

Воспитатель:

Правильно. Он не только из-под коры жуков и личинок достаёт, но выдалбливает глубокое дупло для гнезда. А ещё своим клювом он легко достаёт семечки из шишек. Язык у дятла острый и мягкий. Им насекомых из любой щели можно достать. Посмотрите на хвост и лапки дятла. Почему они такие?

- ответ детей.

Воспитатель:

Лапки у дятла короткие с цепкими когтями, поэтому он свободно лазает по стволам деревьев, а короткий хвост служит ему опорой при долблении.

Живут дятлы в дуплах. Там они и птенцов своих выращивают. На стволах деревьев кроме дятлов, кормятся также и поползни (показ иллюстрации). Как вы думаете, умеют ли поползни, так же как и дятлы долбить кору?

- ответ детей.

Воспитатель:

Почему птицу назвали поползнем?

- ответ детей.

Воспитатель:

В отличие от дятлов, поползни не долбят кору деревьев, а собирают насекомых с поверхности коры деревьев.

Иволга (показ иллюстрации) тоже лесной доктор. Она пожирает волосатых гусениц, которых избегают другие птицы.

А вот ещё загадка:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит (петух).

- ответ детей.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голосом речистым - истым,

«Кле-кле-кле» - поёт со свистом?

- ответ детей (клёст).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат

- ответ детей (цапля).

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончил лов, забрал улов,

Поднялся ввысь – и был таков!  

- ответ детей (пеликан).

Воспитатель:

Можно ли этих птиц назвать докторами леса?

- ответ детей.

Воспитатель:

Как вы думаете, нужно ли заботиться о птицах, которые не поедают насекомых вредителей?

- ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, дети, нужно охранять всех птиц и всё живое на земле.

        Презентация проекта «Птицы нашей местности»

Праздник птиц

Ведущий: Наша планета Земля

                 Очень щедра и богата.

                 Горы, леса и поля –

                 Дом наш родимый, ребята.

                 Солнышко рано встаёт,

                 Лучиком день зажигает.

                 Весело птицы поют,

                 Песнею день начинают.

                 Как хороши, приглядись,

                 Клёны, берёзы и ёлки!

                 Пенью у птицы учись,

                 А трудолюбию у пчёлки.

Звучит запись голосов птиц в лесу

Ведущий: (на фоне записи).

 В марте начинается время птиц. Ребята в этот месяц должны помочь маленьким пернатым друзьям: развесить на деревьях птичьи домики, (скворечники, синичники, дуплянки), перевязать кусты для гнёзд, устроить бесплатные столовые для милых гостей. Давайте расскажем о том, как пернатые защищают наши леса, поля, сады и огороды, как надо беречь и привечать наших весенних певцов.

1 родитель:

Птиц в природе становится всё меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от городов и заводов, всё больше загрязняются воздух и вода.

2 родитель:

Очень печально – всё больше птиц включаются в Красную книгу: их около 40 видов (коршуны, сапсаны, совы, цапли и др.), Этих птиц мы с вами в природе уже не увидим, их голоса не услышим.

3 родитель:

Очень жаль – птицы в книге! Жить птицы должны не в книге, а в природе.

Поможем, дети, птицам!

Ребёнок:

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку в её конуре,

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем, их надо кормить, и тогда,

Им будет легко пережить холода.

Ведущий: Отгадайте загадки.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.  (Снегирь)

Ведущий:

А кто ещё остаётся зимовать?

Дети: 

Воробьи, голуби, дятлы, синички.

Ведущий:

Чик-чирик,

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

Дети:

Воробей!

Проводится викторина, в которой принимают участие родители и дети.

Ведущий:

- Назовите птиц, зимующих в нашей местности.

- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег?

- Какие птицы живут у нас только зимой?

- Какая птица наших мест выводит птенцов зимой?

- Чем подкармливать птиц зимой?

Проводится игра «Кому, что по вкусу?»

На картинках нарисован различный корм. Надо сказать, какой птице подходит тот или иной корм.

Ребёнок:

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнёзд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Ведущий:

А какие птицы возвращаются к нам весной из жарких стран?

- ответ детей.

Ведущий:

Отгадайте загадки.

На шесте дворец,

Во дворце – певец.

Дети: Скворец!

Ведущий:

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»,

Червякам враг.

Дети: Грач!

Ведущий:

А теперь загадки для родителей:

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце (ласточка).

Дети и взрослые разгадывают кроссворд «Перелётные птицы»

4 родитель: рассказывает о скворцах.

Ребёнок:

Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю –

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны.

Ни скворца, ни воробья,

Не обидел в жизни я.

Ведущий:

У кого есть крылья и хвост?

Дети: птица, самолёт, стрекоза, летучая мышь…

Ребёнок:

Грач на берёзовой ветке

Признался синичке-соседке:

- Ты славная птичка – синичка,

Словно родная сестричка,

Мне жалко тебя покидать

Но время уже улетать.

Тут холодно будет зимой.

Давай, синичка, с тобой

Отправимся вместе на юг,

Поверь мне, что я тебе друг.

- На юг я совсем не хочу! –

Синичка сказала грачу, -

В дружбу я верю, но всё же

Не полечу никуда,

Нам Петя зимой поможет

Перенести холода.

Он и заботлив, и весел,

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушки повесит

Под ёлкой и под сосной.

Ребёнок:

Мы овсом и ячменём,

Кормим птичек за окном,

К нам обедать по привычке

Прилетают две синички,

Пара сизых голубей,

И знакомый воробей,

А за ним его семья,

И соседи, и друзья.

Вылетают зимующие птицы: синица, воробей, ворона, голубь, снегирь.

Все птицы вместе:

Не страшны нам холода,

Ведь в кормушке есть еда.

Ведущая:

Выбегайте-ка, друзья, да постройте им дома.

Проводится игра» Займи домик»

Родитель:

Подумайте и скажите, какую пользу приносят птицы?

- ответ детей.

1 Родитель:

Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилёта птиц. За лето ласточка успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тлей.

У рек, где гнездятся береговые ласточки, даже в самое «комариное время» можно спокойно удить рыбу и отдыхать, не отмахиваясь от комаров.

2 Родитель:

Над полями и лесами днём парят хищные птицы, высматривают полёвок и других грызунов. Ночью их сменяют совы.

Вот так всё лето и работают птицы, помогают нам сохранять леса и сады, урожай фруктов, овощей и зерна. Теперь нам понятно, почему говорят: «Птицы – наши помощники и друзья».

А, кроме того, птицы украшают леса и озёра, сады и поля, радуют нас весёлыми, звонкими голосами.

Проводится конкурс « Узнай по голосу»

Звучит грамзапись с голосами. Дети называют, какие птицы поют.

Ребёнок:

Мы, ребята-дошколята,

Приглашаем всех пернатых,

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим очень-очень.

Под музыку вылетают перелётные птицы.

Все: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Скворец: (подлетает к синичке)

Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка.

Грач:

Здравствуй, дятел, наш приятель!

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите, птицы, где вы побывали?

Расскажите, птицы, что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах жаркое лето –

Ни зимы, ни снега там нету.

Дятел:

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Скворец:

Мы скучали по деревьям,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревне,

По седому воробью.

Ребёнок:

Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда.

Ласточка:

Гнёзда вы не разоряйте,

Скворец:

Птичьих гнёзд не трогайте.

Ребёнок:

Нет, гнёзд не будем разорять,

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

Ведущая:

А сейчас, ребята, давайте…

Родители:

Построим для птиц скворечники и повесим их на нашем участке.

Дети помогают родителям делать домики, затем вместе их развешивают на участке.

Ребёнок:

Через горы,

Через море

Стайкой птицы к нам летят.

Мы для них построим город

Птичий город – Птицеград!

Родитель:

Готовы скворечники,

Можно селиться,

Готовы дома-терема.

Летите, летите,

Весёлые птицы

Скорей занимайте дома.

Ведущий:

А сейчас мы приглашаем всех на чаепитие. Наши мамы испекли вкусных «жаворонков». Давайте угостим ими всех наших гостей. Пусть сердца их станут добрее. Пусть все люди на земле берегут и охраняют всё живое на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Рыбы нашей местности"

Презентация, которая расширяет знания детей о рыбах нашей местности....

КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ НА ТЕМУ: «КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ В НАШЕЙ МЕСТНОСТИ».

Познакомить детей с особенностями двух видов деревьев (клён, ива) традиционно произрастающих в нашей местности, взаимосвязи растений с окружающей средой (вода, солнце, тепло, почва, животные)....

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста по нетрадиционному рисованию Тема: «Дикие животные нашей местности»

Цель: ознакомление детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы. Задачи: Уточнить знания детей, где зимуют животные, чем питаются. Закреплять умение  рас...

"Птицы нашей местности"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"13825741","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","style":"padding: 5px; margin-left: 5px; float: right;","width":"499"}}]]Про...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Проект " Птицы нашей местности"

Проект представляет собой работу детей старшей группы , родителей и педагогов. В результатеотогом работы - презентация альбома "Птицы нашей местности". Дети получают знания через игры, набдю...