Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
проект по окружающему миру

Володькова Марина Александровна

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников.

 В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время подкармливать в «птичьих столовых».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зимующие птицы»

Методическое пособие – лепбук

Автор: Володькова Марина Александровна

Вид  проекта: информационно-творческий

Продолжительность  проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта:  дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Продукт проекта: Лепбук «Зимующие птицы»

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в  нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время подкармливать в «птичьих столовых».

Лэпбук (lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книга на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка в которой учебный материал собран в виде кармашков, мини-книжек, окошек, подвижных деталей, вставок, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.

Лэпбук, на первый взгляд, очень похож на большую аппликацию. Что происходит с аппликацией после того, как она уже сделана? Она занимает свое место среди прочих работ в шкафу  и не приносит никакой пользы. Ребенок не может поиграть с ней, поэтому не все дети любят делать аппликации – они просто не видят особого смысла делать что-то, что потом навсегда пропадает из их жизни. Дети очень практичные. Ведь лэпбук, прежде всего – это средство обучения! От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны родителя/педагога – все происходит само собой. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Совместная поисковая деятельность ребенка и взрослого (воспитателя, родителей) позволяет ребенку активно действовать самостоятельно и стимулирует навыки работы в коллективе.

Форма занятий: Лэпбук – итоговый продукт совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно сыграет свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо воспитатель распределяет задания между воспитанниками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо воспитатель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки с помощью родителей. Размер готового лэпбука стандартный по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам — с 4-5 лет совместно с воспитателем, в 6-7 лет - самостоятельно . Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

  Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним.

 Задачи: формировать умение различать и называть зимующих птиц.

Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание).

Рaзвивать творческие и интеллектуальные способности детей.

Привлечь воспитaнников и родителей к данной проблеме

Предварительная работа:

- Подбор методической и художественной литературы по теме;

- Пополнение предметно-развивающей среды в группе (тематический альбом «Зима и зимующие птицы», книги о птицах;

- Разработка форм воспитательной работы с детьми;

- Взаимодействие педагогов с родителями по вопросам формирования начал экологического воспитания у детей

Практическая деятельность:

 Познавательное развитие: Беседа о птицах ( Зимой). Беседа «Что мы знаем о птицах». Способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения;  развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа, освоению умений рассказывать последовательно, связно. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. 

Дидактические игры: « Угадай птицу по описанию», «Каких птиц зимой не увидишь», «Улетает или нет», «Один и много». Закрепить умение находить, узнавать и расширить знания детей о птицах, называть зимующих птиц, развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

 Речевое развитие:  Чтение произведений художественной литературы Е. Чарушина «Воробьишко», В. Бианки «Сова»«Чей нос лучше?»«Лесные домишки», Чтение стихов и загадок.

Физическое развитие: Подвижные игры: «Совушка», «Зимующие перелётные птицы», «Воробушки». Упражнять в беге, умении быстро находить свой домик, учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Художественно – эстетическое развитие:

Аппликация: «Снегирь».Рисование: «Прилетела синичка»«Ворона». Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела , частей, красивое оперение. Упражнять в рисование карандашами, в раскрашивании не выходя за контур рисунка. Развивать образное восприятие, воображение. Вызвать у детей интерес к созданию птиц путем складывания из бумаги. Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

Наблюдение за птицами на кормушке. Наблюдение за синичками. Наблюдение за воробьями. Наблюдение за вороной. Наблюдение за птичьими следами на снегу.

Предполагаемый результат

 Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Работа с родителями. Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой»; участие в акции по изготовлению кормушек «Птичья столовая».  Рекомендации родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство с жизнью народов Севера»

Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обы­чаям других н...

Проектная деятельность на тему: "Птицы зимой в нашем городе"

Формирование реалистических знаний об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. Объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы....

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Птицы зимой»

Конспект комплексного занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Птицы зимой».Целью занятия является формирование основ взаимодействия с природой (наблюдение и пом...

Занятие по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе. Тема : "Дети и птицы зимой"

Закреплять у детей знания о правилах доброй совестливой  жизни с окружающими людьми и с природой....

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»

Воспитание любви к своей Родине рассматривается как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществлятьсяненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается са...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство детей с родным краем»

Надежда ПаращенкоПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство детей с родным краем»Воспитатель:Паращенко Надежда Валентиновна2020г.Я пойду босиком по Рос...