Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство детей с родным краем»
методическая разработка (старшая группа)

 

Надежда Паращенко
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство детей с родным краем»

Воспитатель:

Паращенко Надежда Валентиновна

2020г.

Я пойду босиком по России

И пусть в этом уверятся все,

Что в туманах глубоких и синих

Это будут шаги по росе.

Филипьев В. А.

Актуальность темы:

Родина, Отечество. …В Этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем:

с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины,т. к яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.              

Поэт Симонов в стихотворении “Родина”пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”.

А ведь действительно, как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании”, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитанияв системе образования:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. формирование мира и межличностных отношений и т.

Проведенное среди детей и родителей воспитанниковнашего ДОУ анкетирование показывает:

к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;

у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;

80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;

20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине,традиционно решалась в ДОУ, но по результатам исследования была выявлена необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Следовательно,возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта«Родной свой край люби и знай!»

Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Задачи проекта:

Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.

Расширить знания детей о флоре и фауне Ростовской обл.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить с культурой и традициями Ростовской обл. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Направления проектной деятельности:

Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения

Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети подготовительной группы группы, родители воспитанников, педагоги группы, специалисты

Сроки реализации: в течение года.

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6

2. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

3. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

4. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

5. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

6. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. подбор исторической литературы,

2. подбор произведений русского народного творчества,

3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,

4. подготовка разного вида бросового материала

5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

6. дидактические игры,

7. выставки книг, рисунков, поделок,

8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта:

I.Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательных занятий,на темы: “Город Таганрог – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Ростовская обл»

Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Ростовской обл. ”, «Хлеб – всему голова!»,

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению

“Узнай, где я нахожусь?», «Карта моего города»«Город будущего»«Мой край родной»«Я - фотограф»«Вот моя улица, вот мой дом родной»

Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы Ростовской обл»

Экскурсии и фотоэкскурсии по городу

Разучивание стихов, песен о Таганроге, .

Оформление стенда

Изготовление мини – музея «Мой родной край,0»

III. Презентационно - завершающий

Открытое занятие “Мой родной край”

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта:

1. интерес детей и родителей;

2. методические разработки,

3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Методы проекта:

1. Наблюдение,

2. совместные игры,

3. анкетирование,

4. познавательные игровые занятия,

5. беседы.

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)

Воспитатель МБОУ ЦО№4,  Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем

В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...

Проектная деятельность как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Путешествие в историю родного края»

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и орган...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....

География для дошкольников – знакомство детей с родным краем

Методическая разработка на тему: "География для дошкольников – знакомство детей с родным краем", в которой мы знакомим детей с особенностями расположения родного города, учим пользоват...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Педагогический  проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...