"Патриотическое воспитание посредством знакомства детей с родным краем в условиях реализации ФОП ДО" - из опыта работы
статья

Киреева Галина Валентиновна

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы воспитать в детской душе любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Работая в данном направлении, я прежде всего опираюсь на ФОП ДО, и исходя из этого выделила ряд задач:

 - воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур;

 - расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране;

 - развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве;

 - воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_dlya_pedagogov.docx385.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Сказка» с. Становое

Воспитатель:

 Киреева Г. В.

2025г.

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России, т.к. в нашей стране довольно длительный период времени этому вопросу уделялось довольно мало внимания. Современные дети, а зачастую и их родители мало знают о родном городе, селе, стране, особенностях народных традициях.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Поэтому патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Работа в данном направлении у меня начинаться с младшего дошкольного возраста, осуществляться ежесекундно, во всех режимных моментах, начиная от игры и различных бытовых моментов, заканчивая праздниками и развлечениями.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы воспитать в детской душе любовь к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

Работая в данном направлении, я прежде всего опираюсь на ФОП ДО, и исходя из этого выделила ряд задач:

 - воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур;

 - расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране;

 - развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве;

 - воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах.

Исходя из этих задач я определила содержание своей работы:

- знакомство с государственной символикой России и её особенностями;

- знакомство детей с национальным многообразием и уважением к различным культурам;

- внедрять понятие волонтёрства и вовлекать детей в социальные акции и мероприятия;

- рассказы о событиях районного масштаба, днях района и праздновании Дня Победы;

-знакомство с государственными и местными праздниками;

-знакомство с природными и географическими особенностями нашей страны;

-воспитание гордости за достижения России в науке, спорте и искусстве.

В работе с детьми я использую разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы;

- беседы о родном селе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного села;

- наблюдение за трудом людей в детском саду;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов, презентаций;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн района, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;

- организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках.

Одной из основных форм моей работы являются беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор русского народа, песни и стихи для разучивания и разумеется пример родителей и педагогов.

Беседуя с детьми об истории и традициях предков, мы прежде всего воспитываем в них любовь и уважение к родине, гордость за свою стану. Важную роль здесь я уделяю сказкам, которые наши предки передавали из поколения в поколение и учили трудолюбию, дружбе, доброте, взаимопомощи, знакомлю детей с культурой, традициями и обычаями других народов, чтобы сформировать дружеское отношение к ним.

В связи с тем что детям в дошкольном возрасте свойственны утомляемость, неустойчивость внимания я периодически возвращаюсь к определенным темам, для формирования у них более стойкого интереса. Для раскрытия многих тем я использую праздники, игры в которых дети могут узнать, что – то новое о своей Родине, а также воспитывать любовь к ней (День России, День народного единства, День Победы).

Любовь к Родине предполагает также любовь к природе. Поэтому я с раннего возраста стараюсь прививать детям бережное отношение к природе, животным. С этой целью я организовываю виртуальные экскурсии в заповедники нашего края, на реку, поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны я делаю акцент на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным в патриотическом воспитания детей является работа с родителями. Моя задача - побуждать родителей знакомить детей с историей своей семьи, что вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями используемые мной в работе:

 - анкетирование;

 - консультации в родительских уголках;

 - совместная деятельность детей и родителей;

 - оформление рисунков выставок рисунков по данной теме;

 - обсуждение и распространение семейного опыта на родительских собраниях.

В группе оформлен уголок патриотического воспитания, в котором имеются символика нашей страны и Становлянского района, портреты президента нашей страны Путина Владимира Владимировича и нашего губернатора Игоря Георгиевича Артамонова.

 иллюстрации и фотографии достопримечательностей нашего села, игрушки в виде танков, детские стихи местного поэта Юрия Макарова и стихи о Родине, конспекты бесед «Малышам о Родине», «Я и моя семья», книги «Моя Родина – Россия», «Рассказы о войне», дидактическая игра «Собери матрёшку». Иллюстрации декоративно – прикладного искусства и куклы в национальных костюмах приносятся на тематические дни и праздники из методического кабинета. Здесь же расположен книжный уголок, в котором есть русские народные и сказки, потешки, прибаутки, загадки. В уголке природы имеются иллюстрации с изображением животных наших лесов, деревья, цветы, характерные для нашего края. На полочке красоты расположены матрёшки, поделки родителей к конкурсу «Семейное древо», самодельные куклы, дымковские игрушки, свистульки, изделия народных промыслов нашей страны.

Патриотизм - это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами.

Опыт моей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к своей родине!

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...

" Нравственно-патриотическое воспитание одарённых детей от 4 до 7 лет посредством знакомства с историей родного края"

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию, предназначена для одарённых  детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет....

Художественно-эстетическое развития детей в средней группе в условиях реализации ФГОС ДО. (Из опыта работы)

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство детей с родным краем»

Надежда ПаращенкоПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство детей с родным краем»Воспитатель:Паращенко Надежда Валентиновна2020г.Я пойду босиком по Рос...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю родного края» /из опыта работы/

Каждый народ имеет свои корни. Это-язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка и истории своих предков, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться ег...

докладом на тему: Формирование основ семейного воспитания посредством приобщения детей дошкольного возраста к ценностям традиционной народной культуры. Рассказала об опыте работы с семьями воспитанников

докладом на тему: Формирование основ семейного воспитания посредством приобщения детей дошкольного возраста к ценностям традиционн...