" Нравственно-патриотическое воспитание одарённых детей от 4 до 7 лет посредством знакомства с историей родного края"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ершова Людмила Анатольевна

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию, предназначена для одарённых  детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx493.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло»

Народная мудрость

Пояснительная записка

Настоящая программа по нравственно-патриотическому воспитанию, предназначена для одарённых  детей дошкольного возраста от 4 до7 лет. Задачи этой программы не противоречат задачам ООП ДОУ и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа разработана в соответствии с:

-Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ,

-Приказом Министерства образования «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013.

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года№26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.1.3049-13)

Данная программа осуществляется через интеграцию пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программа разработана на 3 года обучения и предназначена для системных занятий с одарёнными детьми  дошкольного возраста, начиная со средней группы. 

Направленность программы

Программа  направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу, Родине, на развитие интереса к русским традициям с учётом регионального компонента. Приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, в которой, в данный момент, они проживают, знакомство с бытом, с родным краем, родными местами; способность понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Актуальность

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально — региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Важно приобщать ребенка к культуре родного края, к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Особенности организации образовательного процесса

Продолжительность образовательной деятельности в средней группе - 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Периодичность: 4 ОД в месяц, 1 занятие в неделю.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в четырёх основных моделях организации образовательного процесса:

- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками ;общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействие с семьями детей и социальными партнёрами ДОУ по реализации программы.

Принципы и подходы к реализации программы

  • Принцип личностно-ориентированного общения. Индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип комплексно-тематического планирования материала. 

Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.

  • Принцип наглядности. Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • Принцип последовательности.   Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
  • Принцип доступности.  Предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств; 
  • Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
  • Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
  • Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций. 

Возрастные особенности развития детей

См.  примерную общеобразовательную программу дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014

Средняя группа стр.244-246

Старшая группа стр.246-248

Подготовительная группа стр.248-250

Цель и задачи реализации программы

Ведущая цель программы - формирование у детей нравственно - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1. Знакомить с понятием «Родина-Россия» через ознакомление с родным домом, родным городом, родным краем.
  2. Воспитывать в детях любовь, привязанность, уважение к семье, к окружающим их людям.
  3. Пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека, детского сада, родного города, страны.
  4. Знакомить с природой родного края, воспитывать осознанно правильное отношение к окружающему миру, родной природе.
  5. Приобщать к русской народной культуре, к культуре Воронежского края через устное народное творчество, изобразительное искусство, музыкальное развитие.
  6. Развитие речи детей.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с нашим краем отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований.

Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности.

Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.

Условия реализации программы

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон (центров развития), оснащённых необходимым количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям.

В моей группе  оформлен центр патриотического воспитания, его содержание помогает выполнять задачи программы. Он оснащён предметами и пособиями по данной теме:

- тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки»;

- картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране   и т.д.  

- карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;

- тематические папки с иллюстрациями «Наши предки - славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;

- альбомы: «Старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», «Народные промыслы России», матрёшки, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;

- сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;

- глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.

Патриотический центр периодически пополняется и обновляется благодаря рукотворному творчеству детей  и их родителей, воспитателей - это Воронежская матрёшка (техника папье-маше), кукла в костюме Воронежской губернии, тряпичные куклы, куклы из соломы, русская берёзка из бисера, игрушки из глины.

В нашем детском саду мною организован мини-музей «Русская горница», где проходят занятия, беседы, также в горнице дети могут рассматривать экспонаты и манипулировать с некоторыми предметами народного быта. Создание мини-музея позволяет организовать работу по ознакомлению детей с русской культурой, формированию культурно-исторической памяти. 

Работа с родителями

Осуществление полноценного образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.

Формирование духовности, развития интереса к традициям, формирование бережного отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу, Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми. Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное формирование нравственно-патриотического воспитания.

Формы работы с родителями:

- беседы;

- фотовыставки;

- консультации;

- анкетирование;

- совместные досуги;

- конкурсы.

Опираясь на комплекс задач, программа разделена на пять блоков:

«Ребёнок и окружающие его люди»: родители, семья, друзья, близкие люди, коллектив детского сада, земляки.

Цель: воспитание чувства привязанности, любви, уважения к семье, землякам.

«Ребёнок и Родина»: родной дом, родной двор, родная улица, родной город, родной край, Родина-Россия.

Цель: формирование образа родины в доступной для детей форме.

«Ребёнок и русская народная культура. Культура родного края»: малые фольклорные формы, русская народная игрушка (народная кукла Воронежской губернии), русская народная игра, русская народная песня (творческие коллективы г.Нововоронеж), русский народный костюм (народный костюм Воронежской губернии), быт русского народа, сказки и сказочные герои, календарно-обрядовые праздники.

Цель: ознакомление дошкольников с русской народной культурой – необходимым компонентом воспитания любви к Родине.

«Ребёнок и родная природа»: экологическая культура, красота родной природы, животный мир, растительный мир, среда обитания.

Цель: изучение природы родного края, воспитание экологической культуры.

«Ребёнок и художественное творчество»: декоративно-прикладное искусство, красота родной природы в изобразительной деятельности детей.

Цель: совершенствование изобразительной деятельности детей через эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства, эмоциональный отклик на красоту родной природы и окружающего мира.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

См.  примерную общеобразовательную программу дошкольного образования

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014  стр. 18-20

Планируемые результаты реализации программы:

Дети подготовительной группы должны знать:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  • Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  • Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  • Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • Название планеты, на которой мы живем;
  • Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Комплексно-тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе,  той местности, где они живут. Причем темы могут повторяться в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Информационно-методическое обеспечение программы

1.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, 2014 г. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.,  Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2013 г

 3.  Алёшина Н.В.  «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (Патриотическое воспитание.) УЦ Перспектива М. 2011.

4.  Бондаренко А.К.  «Любить труд на родной земле» М., 1987.

5.  Маханёва М. Д.  «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Методическое пособие. Издательство: Сфера, 2009г.

6.  Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Развитие связной речи по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна» - М.: «Издательство ГНОМиД», 2001.

7.  Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью и окружающим. Старшая и подготовительная группы» - М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ; 2004.

8.  Матова В.Н. «Краеведение в детском саду» ООО «Детство-Пресс», 2013.

9.  НищеваН.В. «Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы» ООО «Детство-Пресс»,2015.                     

Комплексно-тематическое планирование

Средняя группа

 Месяц

Период

Интегрирующая тема

периода

Педагогические задачи

Итоговые мероприятия

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

 «День знаний»

«Детский сад»

Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книге. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада.

Праздник

«День знаний»

2 неделя

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

 Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). Продолжать обучать детей позитивным приёмам общения со сверстниками

Фотовыставка

«Я в детском саду»

3-4 неделя

«Мой город»

Знакомство с родным городом. Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. Воспитание любви к родному краю.

27 сентября

«Мой детский сад»

(День дошкольного работника)

Презентация

«Мой город»

ОКТЯБРЬ

1-2 неделя

«Осень в нашем городе»

Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Праздник осени.

3 неделя

«Народное творчество»

Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных  и творческих способностей. Формировать элементарные представления об изменении видов  человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода.

Выставка детских работ на тему «Народная культура»

4 неделя

«Моя страна»

Формирование представления о России как о родной стране, чувство любви к своей родине, закрепить название «Россия». Знакомство с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

Выставка детского творчества.

НОЯБРЬ

1-2 неделя

«Я в мире человек»

+ «Твои права»

(права ребенка)

Расширение представлений детей о своей семье. Формирование первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Закрепления знания детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомство с профессиями родителей. Воспитание уважения к труду близких взрослых. Формирование положительной самооценки, образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Развитие представлений о своем внешнем облике. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей. Формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам. Знакомить детей с правами ребенка в нашей стране.

Игра

«Я не должен»

( по серии сюжетных картинок)

3 неделя

«Моя семья»

Развивать умение называть имена членов своей семьи. Воспитывать чувство привязанности ,любви, бережного отношения к родным людям.

Фотовыставка «Мои любимые родные!»

4 неделя

«Вот какая мама, золотая прямо!»

Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме, привязанность к семье. Побеседовать, что делает мама дома, и подумать, чем ей можно помочь. Воспитывать  способность  замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, гладит, готовит обед и т.д. Воспитывать уважение к её повседневному труду. Знакомить  с репродукциями картин с изображениями мамы, худ.произведениями.

25 ноября

Концерт

«Вот какая мама, золотая прямо!»

ДЕКАБРЬ

1 неделя

 «Зима в нашем городе»

Расширение представлений о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать её в рисунках, лепке.

Фотовыставка

«Хорошо зимой!»

2 неделя

«Русская народная игра»

Закрепить и уточнить знания детей о русской народной игре. Учить понимать событие игры, которое переживают участники. Развивать элементы борьбы, состязания. Воспитывать осторожность, взаимопонимание, взаимовыручку.

Изготовление масок для игр.

3 неделя

«Зимние забавы. Зима в лесу»»

Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении зимой. Формирование исследовательского интереса в ходе экспериментирования с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Воспитывать доброе отношение к природе.

Народные спортивные игры (физ.досуг)

4 неделя

«Новый год детям радость принесёт!»

Организация всех видов детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Расширять представления детей о героях сказок зимней тематики.

Новогодний праздник.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Знакомство с биографией сказительницы Воронежского края

А. Н. Корольковой.

Познакомить детей с понятиями «сказители», «собиратели сказок», «хранители сказок». Познакомить со сказительницей воронежского края А. Н. Корольковой.

Рассматривание портрета А. Н. Корольковой,иллюстраций к книге.

2 неделя

«Красна изба углами»

Познакомить детей с устройством крестьянской избы, с мудростью предков, с продуманностью быта людей.

Воспитание уважения к предкам, к своей истории.

Знакомство с презентацией «Крестьянская изба».

Рассматривание альбомов на тему «Быт крестьянина».

Рисование и конструирование.

3 неделя

«Моя родная улица»

Закрепить понятия «родная улица», «родной дом». Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ, пользуясь картой-схемой улицы. Воспитывать в детях любовь к малой родине.

Рисование «Моя родная улица»

4 неделя

Что делали в старину зимой?

Расширять знания детей о быте русского народа.

Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому.

Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Чтение сказки А.Н.Корольковой «Птица-Горлица»

Знакомить с произведениями воронежской сказительницы А. Н. Корольковой. Воспитывать любовь к литературе родного края.

Рассматривание иллюстраций

2 неделя

«Как строился наш город»

Знакомить с историей строительства города.

Расширять знания об улицах города, истории названий улиц.

Воспитывать любовь к родному городу.

Аппликация «Мой любимый Нововоронеж»

3-4 неделя

«Мой папа самый лучший. День защитника Отечества»

Знакомство детей с военными профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолёт, военный крейсер); с флагом России. Воспитание любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщение к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

Выставка детских рисунков о папах.

Праздник «День защитника Отечества»

МАРТ

1-8 марта

«Солнышко лучистое улыбнулось весело…»

Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения ко всем женщинам.

Праздник «8 Марта»

с 9 марта

Знакомство с народной культурой и традициями

Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). Знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узоров  дымковской  и филимоновской росписи. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности.

Фольклорный праздник

4 неделя

«Неделя детской книги»

(каникулы)

 Продолжать способствовать  формированию интереса к книгам. Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

27 марта

«Встреча с прекрасным»

(день театра)

АПРЕЛЬ

1-3 неделя

«Весна пришла»

Расширение представлений о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений; представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлечение детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

«Международный

 день птиц»

22 апреля

День Земли

4 неделя

Чтение сказки

А. Н. Афанасьева

 «Хрустальная гора».

Знакомить детей с произведением собирателя сказок

А.Н. Афанасьева.

Воспитывать любовь к художественному слову.

Рассматривание иллюстраций к произведению.

Беседы по содержанию.

Рисование иллюстраций.

«И помнит мир спасённый…»

(День Победы)

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитание уважения к ветеранам войны.

Фотовыставка

Праздник «День Победы»

МАЙ

1 неделя

2 неделя

«Водоёмы Воронежской области»

Формировать интерес к малой родине. Воспитывать чувство любви и гордости за Воронежский край.

Рассматривание карты Воронежской обл., фотографий Дона, Битюга и др. рек.

Рисование: «Дон – наша река».

3 неделя

«Насекомые нашего края»

Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми Воронежского края, напоминать о бережном отношении к ним. Учить эмоционально откликаться на красоту цветов. Воспитывать в детях доброту и любовь к природе.

Рассматривание насекомых на прогулке.

Рисование насекомых и растений.

Чтение книг о насекомых Воронежской обл.

4 неделя

«Ах, лето!»

Расширение представлений детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении в лесу.

1 июня

«Счастливое детство»

( день защиты детей)

Старшая группа

Месяц

Период

Интегрирующая тема

периода

Педагогические задачи

Итоговые мероприятия

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«День знаний»

Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада.

                  Праздник

«День знаний»

2 неделя

«Наши добрые дела»

Продолжать формировать у детей представления  о нравственных нормах отношений с окружающими. Воспитывать чувство доброты, готовности к взаимопомощи. Учить понимать эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении. Учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь, доставить радость. Продолжать учить рассказывать интересно для окружающих. Закрепить навыки культурного поведения. Закрепить понятия «дружба», «мои друзья», «вежливый человек».

Акция

«Подарки для малышей»

3-4неделя

«Мой город. Моя страна. Моя планета»

Познакомить детей с понятием «малая Родина». Расширять кругозор, воспитывать патриотические чувства, любовь, гордость, уважение к ней, к людям, живущим в родном городе. Продолжать знакомить с историей возникновения г. Нововоронежа и его достопримечательностями. Формировать знания о природе России, вызвать чувства восхищения красотой русской природы. Формировать представления о государственных символиках России (флаге, гербе, гимне). Дать представление о форме планеты Земля (глобус). Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля.

27 сентября

Концерт «Мой детский сад»

(День дошкольного работника)

Презентация

«Мой город»

Экскурсия

ОКТЯБРЬ

1-3 неделя

«Осень в городе и в лесу»

Расширение знаний детей об осени. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Формирование обобщенных представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. Расширение представлений о неживой природе.

1 октября

(день пожилого человека)

Конкурс рисунков «Бабушки и дедушки – лучшие друзья»

Праздник осени.

4 неделя

«Какой урожай собирают в нашем крае?»

Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить с способами уборки урожая.

Лепка «Овощи и фрукты»

НОЯБРЬ

1-2 неделя

«День народного единства»

+ «Твои права»

(права ребенка)

Расширение представлений детей о родной стране. О государственных праздниках; развитие интереса к истории своей страны; воспитание гордости за свою страну, любви к ней. Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказы о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины. Знакомить с правами ребёнка.

Развлечение

(правовое воспитание)

Групповой проект

«Люди, прославившие Россию»

3 неделя

«Деревни рядом с нами»

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине.

Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».

4 неделя

«Никого роднее мамы в целом мире нет!»

Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме, привязанность к семье. Учить уважать домашний труд, оказывать посильную помощь. Воспитывать уважение к её повседневному труду. Знакомить  с репродукциями картин, художественными произведениями. Дать представления о женских профессиях

25 ноября

Конкурс на лучшего чтеца «Стихотворение о маме»

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Животный мир Воронежской области»

Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения.

Рассматривание Красной книги Воронежской обл., альбомов с изображением животных, птиц, насекомых.

2 неделя

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Продолжение знакомства детей с зимой как временем года. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе.

Выставка рисунков,

фотовыставка

«Хорошо зимой!»

3 неделя

«Забавы вокруг печки»

Знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы. Формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок. Воспитывать любовь к своей Родине.

Анализ знакомых сказок, в которых упоминается о русской печи. Рассматривание макета печи и печной утвари.

4 неделя

«Новогодние чудеса»

Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывание  основ праздничной культуры. Развитие эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке. Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах.

Изготовление пригласительных билетов на Ёлку

Новогодний праздник.

ЯНВАРЬ

1 неделя

«Щи да каша пища наша»

Познакомить со спецификой еды наших предков, с особенностями её приготовления.

Воспитывать интерес к прошлому.

Лепка из солёного теста

2 неделя

«Видео-экскурсия по улицам города»

Закрепление знаний о родном городе, его окружении, водоёмах.

Формировать патриотические чувства.

Экскурсии, целевые прогулки.

Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. Составление рассказов о городе.

3 неделя

«Дон – наша река»

Закреплять знание названия родного города, реки. Расширять представления детей о природных богатствах России. Побуждать детей восхищаться красотой р. Дон.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Дон.

4 неделя

«Транспорт нашего города»

Расширять знания детей о разнообразии  видов транспорта родного города.  Знакомить со специальным транспортом использованным при строительстве АЭС2. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий.

Аппликация: «Автобус».

Дидактическая игра: « Кто чем управляет»

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Народный костюм Воронежской губернии»

Знакомить  детей с национальным костюмом жителей Воронежской губернии, его цветовой гаммой, способами украшения.

Рассматривание предметов одежды, иллюстраций с изображением костюма жителей Воронежской губернии.

2 неделя

«Чтение сказки А.Н.Корольковой «Добрый совет»

Знакомить с произведениями воронежской сказительницы А. Н. Корольковой. Воспитывать любовь к литературе родного края.

Рисование иллюстраций.

3-4 неделя

«Моё Отечество Россия»

Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширение гендерных представлений, формирование в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Выставка детских рисунков.

Праздник «День защитника Отечества»

«Масленица»

МАРТ

1-8 марта

«Я большому кораблю дам названье «МАМА»

Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения ко всем женщинам. Воспитание гендерных представлений, формирование у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлечение детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать близких добрыми делами.

Изготовление подарков мамам

Праздник «8 Марта»

с 9 марта

 «Народная культура и традиции»

Продолжение знакомства с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Гжель). Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством. Рассказы детям о русской избе и других строениях. Их внутреннем убранстве, предметах быта, одежде.

Посиделки «На завалинке»

Выставка – музей

«Русская горница»

4 неделя

«Музыкальная жизнь края»

 Познакомить детей с историей развития музыкального искусства края.

Муз. развлечение

 «Уж вы гуси, мои гуси»

АПРЕЛЬ

1-3 неделя

«Весна пришла»

Формирование у детей обобщенных представлений о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе ( тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени).

«Международный

 день птиц»

22 апреля

День Земли

(эколог)

4 неделя

«Что делали в старину весной?»

Расширять знания детей о быте русского народа.

Знакомить с работами проводимыми весной, с растениями которые сажают в нашем крае.

 Развивать интерес к прошлому.

Рисование на тему «Что можно делать весной?».

«Боевая слава нашего народа»

(День Победы)

Воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомство с памятниками героям Великой Отечественной войны.

9 мая

Музыкальный праздник

«День Победы»

Экскурсия к «Звездам Славы»

МАЙ

1 неделя

2 неделя

«Растительный мир родного края»

Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Экологический праздник

«Весна - красна»

3 неделя

«Лекарственные растения родного края»

Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями Воронежской области, их использовании в лечебных целях.

Дидактическая игра: «Зелёная аптека».

4 неделя

«Воронежские игрушки»

Знакомить с игрушками воронежских мастеров: свистульками, керамическими игрушками

Знакомство с презентацией «Игрушки нашего края».

Подготовительная группа

Месяц

Период

Интегрирующая тема

периода

Педагогические задачи

Итоговые мероприятия

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«День знаний»

Развитие  познавательного интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.д. Формирование представлений о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности.

                  Праздник

«День знаний»

2 неделя

«Наши добрые дела»

Систематизировать представления детей о нравственных нормах отношений с окружающими. Воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих. Формировать навыки коллективной деятельности: способность договариваться, распределять обязанности, радоваться успехам сверстников. Воспитывать умение считаться с мнениями и интересами других, помогать товарищам справедливо разрешать споры и конфликты. Закрепить навыки культурного поведения. Познакомить с историей возникновения культуры поведения.

Акция

«Подарки для малышей»

3-4неделя

«Мой город. Моя страна. Моя планета»

Познакомить детей с понятием «малая Родина». Расширять кругозор, воспитывать патриотические чувства, любовь, гордость, уважение к ней, к людям, живущим в родном городе. Продолжать знакомить с историей возникновения г. Нововоронежа и его достопримечательностями. Формировать знания о природе России, вызвать чувства восхищения красотой русской природы. Закреплять представления о государственных символиках России (флаге, гербе, гимне). Рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Познакомить с картой России.

27 сентября

Концерт «Мой детский сад»

(День дошкольного работника)

Презентация

«Мой город»

Экскурсия

«Нововоронеж»

ОКТЯБРЬ

1-2 неделя

«История Воронежского края»

Познакомить детей с картой воронежской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Воронежского края.

Рассматривание альбома «Чем славится Воронежский край».

3 неделя

«Знакомство с биографией собирателя сказок, коллекционером воронежского фольклора А.Н. Афанасьевым»

Познакомить с биографией А.Н. Афанасьева, показать его портрет. Расширять знания о «собирателях сказок».

Рисование иллюстраций к книгам.

Чтение обрядовых песен из сборника А. Н. Афанасьева.

4 неделя

«Птицы Воронежской области»

Знакомить с многообразием мира птиц Воронежской области. Систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах.  Расширять знания о птицах живущих рядом с нами и ждущих помощи от нас. Воспитывать любовь к всему живому.

Изготовление кормушек для птиц

.

НОЯБРЬ

1-2 неделя

«День народного единства»

+ «Твои права»

(права ребенка)

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Углубление и уточнение представлений о Родине – России. Поощрение интереса к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за её достижения. Закрепление знаний о флаге, гербе и гимне России. Расширение представлений о Москве – главном городе, столице России. Рассказы детям о Ю.А.Гагарине и других героях космоса. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям.

Развлечение

(правовое воспитание)

Групповой проект

«Люди, прославившие Россию»

3 неделя

«Воронежский заповедник»

Познакомить детей с обитателями Воронежсного заповедника. Расширять знания о животных родного края.

Воспитывать любовь к животным, желание их защищать.

Знакомство с презентацией на тему «Заповедник».

Рисование животных обитающих в заповеднике.

4 неделя

«Никого роднее мамы в целом мире нет!»

Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме, привязанность к семье. Учить уважать домашний труд, оказывать посильную помощь, радовать хорошими делами и поступками.  Воспитывать уважение к её повседневному труду. Учить уважать мамины увлечения в свободное от домашних хлопот время. Знакомить  с репродукциями картин, художественными произведениями (пословицы, поговорки). Показать образ матери у каждого народа. Дать представления о женских профессиях.

25 ноября

Конкурс на лучшего чтеца «Стихотворение о маме»

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Видео-экскурсия по улицам города»

Закрепление знаний о родном городе, его окружении, водоёмах.

Формировать патриотические чувства.

Коллективная работа.

Коллаж «Мой город»

2 неделя

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Расширение и обогащение знаний об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Продолжение знакомства с природой Арктики и Антарктики. Формирование представлений об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли.

Выставка рисунков,

фотовыставка

 «Хорошо зимой!»

3 неделя

«Зимние забавы. Зима в лесу»»

Продолжение знакомства с зимой, с зимними видами спорта. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширять знания о безопасном поведении зимой.

Спортивный досуг

4 неделя

«Новогодние чудеса»

Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Поддержание чувства удовлетворения, возникающего при участии в коллективной предпраздничной деятельности. Знакомство с основами праздничной культуры. Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке. Поощрение стремления поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Знакомство с традициями празднования Нового года в различных странах.

Изготовление пригласительных билетов на Ёлку

Новогодний праздник.

ЯНВАРЬ

1 неделя

«Рождественские праздники, народные традиции и культура края»

Дать представление о народных традициях и культуре России. Воспитывать чувства любви и гордости за свою страну. Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций.

Театр для детей.

Рождественские посиделки

2 неделя

«Чтение сказки А. К. Барышниковой «Братья-охотники»»

Знакомить детей с произведениями воронежских сказительниц. Воспитывать любовь к литературе родного края.

Рисование иллюстраций.

3 неделя

«Кораблестроение»

Начать знакомство детей с кораблестроением. «Воронеж - колыбель российского флота»: рассказать детям, почему так называют  город, рассмотреть фотографии, открытки и иллюстрации с изображением парусных кораблей Петровской эпохи.

Аппликация «Парусник»

4 неделя

«Вышивка мастериц Воронежской области»

Вызвать у детей интерес к изделиям рукодельниц Воронежского края. Познакомить детей с вышивкой Воронежских мастериц, ее особенностями, цветовой гаммой. Рассмотреть предметы одежды и иллюстрации, где встречается вышивка.

Рассматривание рушников ручной работы.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

«Предприятия и организации нашего города»

Знакомить детей с основными предприятиями нашего города.

Закреплять знания о месте работы родителей.

Фотовыставка «Мой папа на работе»

2 неделя

«Как наши предки защищали Родину»

Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины.

Знакомить с былинными героями.

Рисование на тему «Наши Защитники».

3-4 неделя

«Моё Отечество Россия»

Расширение представлений детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширение гендерных представлений, формирование в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Выставка детских рисунков.

Праздник «День защитника Отечества»

«Масленица»

МАРТ

1-8 марта

«Я большому кораблю дам названье «МАМА»

Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения ко всем женщинам. Воспитание гендерных представлений, формирование у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлечение детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам. Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям. Формирование потребности радовать близких добрыми делами.

Изготовление подарков мамам

Праздник «8 Марта»

с 9 марта

 «Народная культура и традиции»

Знакомство с народными традициями и обычаями. Расширение представлений об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжение знакомства с народными песнями, плясками. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к произведениям искусства.

Посиделки «На завалинке»

Выставка – музей

«Русская изба»

4 неделя

«Вслед за солнышком»

 Познакомить детей с понятием «народный календарь», сравнить с гражданским календарём.

Знакомить детей с народными приметами и поверьями.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

АПРЕЛЬ

1-3неделя

«Весна пришла»

Формирование у детей обобщенных представлений о весне,   приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

«Международный

 день птиц»

22 апреля

День Земли

4 неделя

«Боевая слава нашего народа»

(День Победы)

Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомство с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказы детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Рассказы о преемственности поколений защитников Родины: от былинных богатырей до героев Великой Отечественной войны.

9 мая

Праздник

«День Победы»

Экскурсия к «Звездам Славы»

МАЙ

1 неделя

2 неделя

«Знатоки природы»

(неделя экологии)

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию. Закреплять  экологические представления (заложить мысль о том, что в природе всё взаимосвязано). Воспитывать интерес к изучению природы, умение видеть её красоту. Привить любовь и заботу о братьях наших меньших. Закреплять представления о том, какие действия вредят природе. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Напомнить о том, что Земля является общим домом для множества растений, животных и человека. Воспитывать желание к труду в природе.

Экологический праздник

«Весна - красна»

3 неделя

«Воронежская матрёшка»

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно- прикладного искусства.

Знакомить с Воронежской матрёшкой, её особенностями.

Изготовление матрёшки в технике «папье-маше»

4 неделя

«До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!»

Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) вокруг темы прощания с детским садом и поступления в школу. Формирование эмоционально положительного отношения к предстоящему поступлению в 1-й класс.

Выпускной бал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

    Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного края"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исс...