НОД "Весна"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Степанова Марина Валерьяновна

Непосредственно-образовательная деятельность по ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ для детей среднего дошкольного возраста. Итоговое занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vesna.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности.  Тема:  «Весна»( итоговое)

для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Интеграция:  развитие речи, безопасность, художественное творчество, чтение художественной литературы

Используемые приемы, методы:

  •  Словесный (беседа, вопросы к детям, повторение и уточнение,  напоминание, поощрение)
  • Наглядный  (иллюстрация кукушки);
  • Практический (рисунки , аппликация)
  • Игровой (игровая мотивация, игра с мячом)
  • Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности)

Цель: расширение и закрепление представлений о весне

Задачи:

Уточнить и закрепить знания детей о весне, сезонных изменениях в природе весной; о жизни птиц, животных и насекомых весной ;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи сезонных изменений весной;

Закрепить зимующих и перелётных птиц;

Познакомить детей с перелётной птицей- кукушкой, её внешним видом, характерными особенностями;

Воспитывать познавательный интерес.

Предварительная работа:

  • чтение стихов о весне;
  • беседы  о весне, сезонных изменениях в природе, о жизни птиц, животных и насекомых;
  • рассматривание иллюстраций о весне;
  • разучивание стихов и игр о весне.

Оборудование:

Иллюстрация кукушки, ватман, заготовки из бумаги, пластилин, альбомные листы, цветные карандаши, клей, корзина с яйцами из пластилина, медвежонок,

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

  1. Мотивация.

     Ребята, к нам пришёл медвежонок. Он недавно родился, вышел из берлоги и не знает  какое сейчас время года. Он просит вас помочь ему. А ещё он хочет рассказать о весне лесным животным. Мы сможем ему помочь?

А как мы сможем ему помочь?

       

       

   Ребята, давайте расскажем ему о весне. Садитесь все удобно на ковёр, а медвежонок с нами посидит и послушает нас.

Дети отвечают: да, можем.

-Можем ему рассказать. Нарисовать, сделать аппликацию, слепить.

                                                          Актуализация знаний

Вопросы:

-Какое сейчас время года?

-Что происходит в природе весной?

А хотите поиграть в игру «Шаловливые сосульки»?

Игра «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Посмотрели, чем заняться- стали каплями кидаться.

Целый день стоит трезвон: дили-дили-дили-дон.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели.

Кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап-кап.

Что ещё происходит в природе весной?

А можно ходить по льду и по лужам? Почему нельзя?

Расскажите стихотворение «Подснежник»

Прибежал подснежник в мартовский лесок,

Заглянул подснежник в быстрый ручеёк,

И, себя увидев, крикнул:

-Вот те на, я и не заметил, что весна пришла.

Стихотворение «К нам весна шагает»

Что  ещё происходит весной?

Что они будут делать?

Из чего они вьют гнёзда?

Что происходит в жизни животных весной?

А что происходит в жизни насекомых?

Молодцы, ребята, как много вы рассказали о весне. Медвежонку очень понравилось.

-Весна.

- тает снег, бегут ручьи, солнце не только светит, но и греет, появляется капель, появляются сосульки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

лужи покрываются ночью льдом,

Ответы детей: можно провалиться под лёд и утонуть, намокнуть и заболеть.

Появляются проталинки, а на проталинках появляются первые весенние цветы_ подснежники.

Птицы прилетают из тёплых краёв.

Вить гнёзда и высиживать птенцов.

Из сухой травы, веток, пуха, перьев.

Они просыпаются и меняют цвет шерсти. У них рождаются детёныши.

Они просыпаются и оживают.

Затруднение в игровой ситуации

 

Но медвежонок не понял, какие бывают птицы. Какие бывают птицы?

А вы можете научить медвежонка их различать и называть. Поможете ему?

Тогда поиграем в игру «Зимующие и перелётные птицы».

Перелётные и зимующие.

Да, можем.

Дети одной группы собирают иллюстрации  зимующих птиц, другой группы- перелётных

Изучение нового (иллюстрация кукушки)

А вы знаете что это за птица? К какой группе она относится, к перелётным или к зимующим?

 А у кого об этом можно узнать?

А хотите я вам расскажу.

Ребята, а я знаю, что это птица кукушка. Кукушка- перелётная птица.            (показ иллюстрации кукушки, рассматривание внешнего вида и описание) Она не вьёт гнезда и не высиживает своих птенцов. А подкладывает их в другие гнёзда. Другие птицы высиживают её птенцов. Кукушка очень полезная птица. Она одна из всех птиц поедает мохнатых гусениц.

Предположения детей

Физминутка

По опушке шла весна.

Вёдра с дождиком несла.

Оступилась на пригорке-

Опрокинулись ведёрки.

Зазвенели капли,

Загалдели цапли.

 Испугались муравьи-

Двери заперли свои.

Вёдра с дождиком весна-до села не донесла.

А цветное коромысло улетело в небеса

И над озером повисли- чу-де-са.

Работа над картиной

  -Ребята, вы помните, что  медвежонок хочет зверям показать, как изменится природа весной. Вы говорили, что можно ещё слепить, нарисовать, сделать аппликацию. Хотите медвежонку ещё помочь?

Посмотрите, здесь на картине на дереве сидит птица. Как зовут эту птицу? Как кричит кукушка? Чего не делает кукушка? Молодцы.

Но на нашей картине чего-то не хватает. Чего?

Тогда выберите, кто, что хочет сделать и выполняйте.

-Да.

Дети отвечают: кукушка.

Не вьёт гнезда. И не высиживает птенцов.

Яркого солнца, листьев на деревьях, подснежников, луж, корабликов, зелёной травки. Дети по выбору выполняют коллективную работу.

Рефлексия

Ребята, кому мы помогали?

Смогли помочь?

Что нового узнали?

У вас всё получилось? Если нет, то почему?

Дома расскажите родителям о кукушке.

Ответы детей