Главные вкладки

    Комплексное итоговое занятие. «Воздух и ветер»
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Гребенникова Оксана Александровна

    : Закрепить знания детей о живой и неживой природе, в доступной и увлекательной форме дать детям элементарные знания о существующих в природе взаимосвязях, продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью воздуха в жизни человека и других живых организмов. Продолжать знакомить детей с ролью ветра в жизни растений, с семенами, распространяющимися при помощи ветра.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Комплексное итоговое занятие.

    «Воздух и ветер»

    Возраст с 6 до 7 лет

    Программное содержание: Закрепить знания детей о живой и неживой природе, в доступной и увлекательной форме дать детям элементарные знания о существующих в природе взаимосвязях, продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью воздуха в жизни человека и других живых организмов. Продолжать знакомить детей с ролью ветра в жизни растений, с семенами, распространяющимися при помощи ветра.

                                           Есть просто храм,

                                           Есть храм науки,

                                           А есть ещё природы храм,

                                           С лесами, тянущими руки

                                           Навстречу солнцу и ветрам,

                                           Он свят в любое время суток,

                                           Открыт для нас в жару и стынь.

                                           Входи сюда, будь сердцем чуток,

                                           Не оскверняй его Святынь.

    - О каком храме идёт речь?

    - Как мы называем комнату, в которую сейчас войдём? ( комната природы)

    Здесь вас ждут новые открытия.

    1 Картинки- загадки.

    - Что можно отнести к неживой природе? ( вода, солнце, ветер…)

    - Какие 3 группы живых организмов вы знаете? ( растения, животные и человек)

    - Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы?

    - Связаны ли между собой живая и неживая природа?

    - Почему эти предметы не относятся к природе? ( книга, стол….)

    ( Появляется НЕЗНАЙКА)

    Незнайка: Постойте, постойте, как же так? Про меня- то забыли? А я кто, по- вашему?

    Незнайка: Верно. Я живой. Я много двигаюсь, люблю всё вкусное, стал вон какой большой. А ещё я очень умный и всё на свете знаю.

    - Не хвастайся, Незнайка, Нехорошо быть таким нескромным. Наши ребята тоже многое знают. Ну- кА загадайте Незнайке самую трудную загадку:

           Он повсюду, невидим,

           Но всегда мы дышим им,

           На земле, в горах и водах

           Жизнь несёт спаситель…..( воздух)

    Незнайка (задумался): Кто же этот спаситель? Может это бабушка?

    Может, это пожарная  команда? ( дети отгадывают загадку)

    Четыре водяных океана широко-широко разлились по Земле? (глобус)

    - Какие вы знаете океаны?

    А пятый океан воздушный разлился над Землёю, наша планета окружена воздушной рубашкой.

    - Как называют её учёные? ( воздушная оболочка. атмосфера)

    - Зачем Земле воздушная рубашка?

    Пятый океан очень важный для жизни. Попробуйте глубоко вздохнуть, закрыть ладошкой рот и нос, и посчитать про себя. Недолго придётся считать, нестерпимо захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения.

    - Как дышат люди? А звери?

    Незнайка: Мы и звери дышим через нос. Собака когда ей жарко, дышит через рот, я сам видел. А как дышат растения? Куда они спрятали свои носы? (дети отвечают).

    Незнайка: Значит, и колокольчикам, и берёзке, и грибам нажжен воздух?

    А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю?

    ( дети дышат на ладошки)

    - Вот сегодня мы и поговорим о воздухе.

    Незнайка: Ой о воздухе? А кто его видел-то воздух? Может, его и нет вовсе. Я, например, его никогда не видел. Вы, ребята, его видели что-ли?

    ( воздух можно увидеть зимой, когда дышим, изо рта воздух вырывается)

    - Мы с ребятами сейчас тебе докажем, что воздух есть.

    - Почему мы его не видим, мы ведь знаем ,что он вокруг нас?

    Свойства воздуха.

    1 Воздух прозрачный. Это его главное свойство.

    -Как вы думаете, можно поймать воздух? (дети ловят воздух в пакеты)

    - В каких игрушках пойманный воздух? ( в мячах, в воздушных шарах, в колёс…)

    2 Воздух имеет вес. ( на одной чаше весов- пустой пакет или воздушный шарик, на другой- завязанный пакет с воздухом).

    3 Воздух есть всюду.

    Незнайка: Прямо уж, всюду…А вот в земле его нет. ( дети рассказывают, что воздух там тоже есть, между комочками почвы. Им дышат корни растений, подземные жители).

    Незнайка: А вот в бутылочке его нет. Пустая она. ( дети делают опыт)

    Опыт: опускают бутылочку в тазик с водой. Идут пузырьки воздуха. Значит, бутылочка не была пустой. В ней был воздух.

    Незнайка: Подумаешь! Я и раньше вас всё знал, просто забыл. А сейчас я один случай вспомнил. Однажды в Цветочном городе меня угостили вкусной водой и дали трубочку- соломинку. Я не только пил, но и пузыри пускал. Вот здорово! Дунешь в стакан, а в нём пузырьки появляются.

    - Ты выдыхал через трубочку воздух. А вот у меня бутылка лимонада.

    -Что будет, если я её открою? ( воздух вырывается из бутылки)

    ( дети пьют лимонад через трубочку). Воспитатель надувает воздушный шарик и с шумом выпускает из него воздух.

    - Кто надувал шарик? Чем вы их надували? А вот этот шарик сам надувается. Хотите посмотреть?

    4 Опыт: на охлаждённую в холодильнике пластмассовую бутылку надеть ( на горло) воздушный шарик. Опустить бутылку в ведро с горячей водой. Шарик стал сам надуваться. Вынуть из ведра-  шарик спустился.

    Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

    -А сейчас мы увидим ещё одно свойство воздуха. Посмотри, Незнайка, как ребята будут танцевать.

    Танец с большим платком. ( в конце танца ребята одновременно поднимают платок за концы вверх и опускают. Получается купол, заполненный воздухом).

    Незнайка: Совсем как парашют. Вот здорово! Теперь я всё про воздух знаю.

    - А вот и не всё. Закройте все глаза. (разрезаю апельсин)

    - Что чувствуете? Вот и ещё одно свойство воздуха: воздух умеет переносить запахи, он распространяется во всех направлениях. Апельсином пахнет в комнате. У нас окно открыто, и там теперь тоже пахнет апельсином.

    ( появляется Карлсон из окна):

    Привет, ребята! Ух, как вкусно пахнет апельсином. Я мимо пролетал. И вдруг такой запах. Как же вы про меня забыли? Может, вы не любите апельсин? Может, у вас варенье лишнее есть?

    - Дорогой Карлсон! Мы тебя обязательно угостим и вареньем, и апельсином. Но сначала расскажи нам, почему ты умеешь летать? Нам тоже хочется полетать.

    Карлсон: А у меня моторчик имеется. И на спине вот такая штука- пропеллер называется. Пропеллер вертится- ветер дует. А это у вас что? Пропеллер для воспитательницы? Когда вы шалите, она от вас на крышу улетает?

    - Карлсон, никуда я не улетаю, а иногда очень хочется. Это вентилятор. Нажми на кнопочку. ( поднести бумажку, она движется) Теперь включи. Что стало с бумажкой? Откуда взялся ветер?

    Карлсон: Это всем ясно, чего зря спрашивать. Лучше банку с вареньем принесите. Все Карлсоны с детства знают, что ветер бывает, когда воздух движется.

    - Хотите сами сделать ветер? ( раздаёт веры).

    - Что вы чувствуете, когда машете ими? Как рождается ветер? Ветер это движение воздуха.

    - Карлсон, куда движется ветер? (ветер всегда стремится в тепло)

    Карлсон: Кто в полях шумит пшеницей

                    И летит крылатой птицей?  ( ветер)

    Кто играет проводами,

    Поднимает пыль клубами? ( ветер)

                    Кто к земле деревья клонит,

                    Кто волну морскую гонит?  ( ветер)

    Карлсон: А какие вы знаете загадки, заклички про ветер?

           Летит без крыльев и поёт,

           Прохожих задирает.

           Одним проходу не даёт,

           Других он подгоняет.

    Ветер снег съедает.

    Без рук, без ног, а ворота открывает.

    Без рек, без ног, под окном стучится, в избу просится.

    Куда ветер, туда и тучи.

    ( Карлсон прощается. Дети угощают его вареньем)

    Незнайка: Карлсон, возьми меня с собой. Я очень хочу полетать.

    До свидания, ребята!

    - Ветерок поможет нашим друзьям долететь до крыши.

    - А что ещё умеет делать ветер? ( подобрать глаголы)

    - Как он мешает человеку?

    -Каким бывает ветер?

    -Ветер, как и все в природе, подчиняется главному закону Вселенной. Какой это закон? ( всё в природе едино, красиво и гармонично. Главный закон- Красота и Гармония.)

          Иллюстрации: Красоту. Гармония- ветерок колышет деревья, наклоняет цветы.

           2. Хаос- шторм на море, ветер разрушает посёлки.

    - А как ветер помогает человеку? ( корабли с парусами, мельницы)

    - Мы сейчас станем ветерками. Представьте себе, что перед каждым из вас огромное море, а вы- ветры. Тихонько подуйте на паруса ваших корабликов.

        Плывёт, плывёт кораблик

        На запад на восток.

        Канаты-паутинки,

        А парус-лепесток.

    Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет,

    Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах.

    - Теперь кораблики уберите и тихонько подуйте на воду. Что получилось? Так рождаются волны в озере, в реке, в океане.

    - Кому ещё нужен ветер? Для чего нужен он растениям?

            Дидактическая игра « Кому помогает ветерок»

    ( из семян, плодов растений отобрать те, которые разносит ветер)

    Крылышки у семян, семена с парашютиками, семена ( воланчики)

    - А ещё у кого в природе есть крылья?

    - Кому нужен воздух. Ветер? ( насекомые, птицы)

    - Всем на Земле нужен воздух. Что должен делать человек, чтобы все на Земле дышали свежим воздухом?

    -Не загрязнять воздух дымом, гарью, копотью.

    -Сажать много деревьев и цветов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексное итоговое занятие в подготовительной группе «Идём встречать лето».

    Занятие охватывает все стороны звуковой культуры речи : чёткое произношение слов и фраз, дифференциацию звуков, совершенствование слоговой структуры слова, развитие голосового аппарата, связной речи. ...

    Комплексное итоговое занятие «Весна пришла»

    Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим,  развитию речи и лепке....

    Комплексное итоговое занятие для детей 1 младшей группы по ознакомлению с окружающим. Занятие: «Утром солнышко проснулось, нашим деткам улыбнулось».

    Комплексное итоговое занятие для детей 1 младшей группыпо ознакомлению с окружающим.Занятие: «Утром солнышко проснулось, нашим деткам улыбнулось». Программное содержание:...