конспект по развитию речи в старшей группе " Печь как мать родная"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Подшивалкина Елена Владимировна

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью — главной частью избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по развитию речи26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Печь нам — мать родная!»

старшая группа

Програмное содержание: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью — главной частью избы.

Словарная работа: ухват, чугунок, печник, хлебосольство

Материал картинка с изображением печи в избе и картинка с изображением хлеба, чугунок, ухват, мяч, иллюстрации из сказок: заюшкина избушка, царевна лягушка, волк и 7 козлят, колобок, гуси лебеди и по щучьему веленью, пироги по кол-ву детей

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Милости прошу в гости погреться у моей печи.

             (Дети проходятся и рассаживаются вокруг печи.)

Воспитатель: Ребята, расскажите у кого бабушки и дедушки живут в деревне в своём доме? А вы знаете, что самое главное в деревенской избе? Это печь! (показ картинки с изображением печи в избе) Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь согреет жильё, в ней можно приготовить пищу, испечь хлеб, высушить одежду, раньше даже мылись в печи!

Не зря в старину говорили:

«Печь нам — мать родная!»

Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

Накормишь—живёт,

Напоишь—умрёт»

 

«Толста Федора

Наедается нескоро,

Но зато, когда сыта

От Федоры теплота».

 

«Бабушка седа, бела

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку забывают».

О чём все эти загадки?

(Ответы детей).

В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка 

Ой, ты печка сударушка,  помоги нам, боярушка:

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Воспитатель:

Печку складывают специальные люди умельцы. Они называются  печники. Печь делают из кирпичей и замазывают глиной. Даже была такая поговорка на Руси: « Были б руки, а сделать можно».

У печки есть шесток, туда ставят чугунки и крынки.

Закрывается печь заслонкой. Есть у печи и дымоходная труба, через неё

уходит дым на улицу. А в печурке (маленькое окошко) сушат варежки, носки

А как вы думаете, чем топили печь? (дровами)

Воспитатель: Молодцы, но печка не только согревала помещение, но и была источником

света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев

Традиционно женщина хозяйка дома каждый день готовила еду и поддерживала  огонь в печи. Считалось, что  «помогали»ей в работе духи предков. Невидимые существа «подсказывали»  женщине, как правильно приготовить какое то блюдо, отвар для лечения домашних животных или для лечения детей и мужа. Поэтому печка это самая первая помощница и  советчица  хозяйки дома.

.

У хозяек на Руси была такая поговорка  «Не будет  скуки, если заняты руки».

Воспитатель: Готовили раньше в чугунках. Чтобы вытащить чугунок из печи использовали

ухват

Рогат, да не бык. Хватает, да несет. Людям отдает ,А сам на отдых идет.

Воспитатель:

У русского народа есть замечательная поговорка: «Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи, но и основное русское блюдо каши

Словообразовательное задание:  «Какая бывает каша?»

У меня в руках разноцветный мяч,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Каша из манки...

Дети: манная.

Воспитатель: из гречки...

Дети: гречневая.

Воспитатель: из риса...

Дети: рисовая.

Воспитатель: из овса...

Дети: овсяная.

Воспитатель: из перловки...

Дети: перловая.

Воспитатель: из кукурузы...

Дети: кукурузная.

Воспитатель:

Ну, и конечно, в печи выпекались пироги.

Словообразовательное задание:   «С чем бывают пироги ?»

Воспитатель: Пирог с капустой...

Дети: капустный пирог.

Воспитатель:  пирог с яблоками...

Дети: яблочный пирог.

Воспитатель:  пирог с грибами...

Дети: грибной пирог.

Воспитатель:   пирог с мясом...

Дети: мясной пирог.

Воспитатель:    пирог с ягодами...

Дети: ягодный пирог.

Воспитатель: Мы на печи теплой спали. Все бога мы отлежали. А сейчас мы все встаем.

И хороводную игру заведем.

(Дети встают в круг  и  повторяют движение за воспитателем).

Хороводная игра «Кот на печку пошел»

- Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

Горшок каши горяч,

Не дается, хоть плачь.

Воспитатель: Молодцы ребята. Но время делу а  потехе час. Давайте опять вернемся к нашей печи.

                          (Дети садятся на свои места.)

Ребята, а еще русский народ любил придумывать сказки,  где тоже не обходится без печки.

Дидактическая игра « Угадай сказку»

Когда дети называют правильный ответ, появляется картинка к угаданной сказке.

1.

« Я по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан, в печку сажён, на окошке стужён»

( « Колобок»).

2.

« Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама

пошла по улице прямо к царю» («По щучьему велению»)  

3.

« Бежала девочка, бежала: видит стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу» («Гуси лебеди»)

4.

Нравом зол, цветом сер, Семерых козлят он съел.(Волк и семеро козлят)

5.

« Подошли они к избёнке: « Поди, лиса, вон!».  А она с печи: « Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»  («Заюшкина избушка»)  

6.

Стрела молодца угодила в болото, Ну где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут ...( «Царевна лягушка»)

Воспитатель:

Молодцы, с загадками вы справились. 

А что надо, чтобы печь заработала и стала дарить своё тепло? (ответы детей) Конечно дрова! Давайте пойдём в лес за дровами.

Физкультминутка:

Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно»)

Вместе мы бревно осилим.

Рубим, рубим мы дрова,

Закатали рукава (имитируют движения: «рубят дрова»).

Хорошо мы потрудились,

На лошадке прокатились (скачут, как лошадки).

Привезли дрова домой,

Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)

Еда, приготовленная в русской печи, отличается особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Всё,что есть в печи – на стол мечи».

Ребята, а что самое главное на столе? Конечно — это ХЛЕБ!!! Хлеб, выпекали раньше в русской печке (демонстрация изображений).

А сейчас я хочу угостить вас пирожками, которые испекла нам печь.

(Звучит русская народная мелодия, дети садятся за столы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию речи в старшей группе

Конспект НОД "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!". Образовательная область "Коммуникация". Интеграция с образовательными областями "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Художественно...

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме "Насекомые"

Конспект по составлению описательного рассказа в старшей группе по теме "Насекомые" с использованием ИКТ....

Конспект по развитию речи в старшей группе "Семья"

Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный об...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "

Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....