конспект по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Минакова Елена Сергеевна

Конспект НОД "Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!". Образовательная область "Коммуникация". Интеграция с образовательными областями "Здоровье", "Физическая культура", "Познание", "Художественное творчество", "Художественная литература". В конспекте представлена и интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательную область "Коммуникация". Цель (развитие коммуникативных навыков) достигается не только посредством речевого материала, но и дидактических игр, развивающих упражнений, совместной продуктивной деятельности и , конечно, художественного слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_rr.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!»

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими.

Задачи:

Образовательные: упражнять детей в образовании качественных прилагательных, формировать умение дополнять простые нераспространенные предложения, составлять рассказ об осени, отвечая на вопросы воспитателя, продолжать учить согласовывать числительные с прилагательными и существительными.

Развивающие: развивать фонематический слух, звуковую культуру речи, произвольную сферу психических процессов, поэтический слух, умение чувствовать образный язык стихотворений. Расширять понятия детей о разных эмоциональных состояниях, проявляющихся в мимике, интонации голоса.

Воспитательные: воспитывать доброжелательность, отзывчивость, инициативность, умение выслушивать суждения сверстников до конца. Формировать положительное эмоциональное отношение к здоровому образу жизни. Воспитывать чувства патриотизма и гордости своей страной.

Наглядный материал.

Демонстрационный: солнышко двустороннее с разными эмоциями (грустное и весёлое), картинки дети в одежде по сезонам, листья берёзовые, дубовые, рябиновые (по 5 шт. для счёта), свеча в подсвечнике.

Раздаточный: карточки с контурами листьев, заготовка для аппликации «Листопад».

ТСО: запись музыки на цифровом носителе (П.И.Чайковский «Времена года», «Урожайная»)

Предварительная работа:

- познавательное занятие «Золотая осень»

- рисование «Дождливый день»

- аппликация «Дары осени»

- составление предложений о подготовке животных к зиме по заданной схеме

- рассматривание тематического альбома «Времена года»

- слушание грамзаписи- П. Чайковский «Времена года»

- заучивание стихотворений об осени, пословиц и поговорок

- наблюдение за погодой, прохожими, деревьями.

Словарь:

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ольха, ива, каштан, ель, сосна.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать, пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.

Прилагательные: жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

Ход НОД.

Этап НОД,

Содержание

Примечание

Оргмомент.

Ритуал начала занятия «Солнышко».

Сообщение темы и цели.

Основная часть.

Динамическая пауза.

Словообразовательная работа.

Продуктивная деятельность.

Пальчиковая гимнастика

Зрительная гимнастика.

Беседа.

Физминутка.

Психогимнастика.

д/и на развитие фонематического слуха

Чтение художественной литературы.

Продуктивная деятельность.

Психологический этюд.

- Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Напоминаю, что здороваться нужно ласково глядя людям в глаза, с улыбкой протягивая руку. Ведь, говоря здравствуйте, мы желаем собеседнику здоровья. Идите,  здоровайтесь.

- Мы поздоровались с гостями, а теперь давайте поприветствуем друг друга. Пусть наши приветствия будут теплыми, как солнечные лучики. (Дети по очереди касаются руками ладошек друг друга.)

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить…А впрочем, вы сами догадаетесь о чём, услышав моё любимое стихотворение.

А.С.Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Понравилось вам стихотворение? Красивое? Я очень его люблю. Догадались о каком времени года мы с вами будем сегодня говорить?

Верно, об осени. Вы любите Осень?

- А давайте нарисуем осень, но не красками, не карандашами, а красивыми словами (Осень красивая, волшебная, золотая, разноцветная, дождливая, хмурая, прохладная и т.д.).

- Осень, на самом деле, прекрасное, волшебное, разноцветное время года. Сколько всего интересного можно увидеть осенью! А что именно? Вы можете перевоплотиться, а я попробую отгадать.

- Дети, а какое самое красивое осеннее явление? (Листопад)

- Что такое листопад?(Когда опадают листья с деревьев)

- Если лист упал с дуба, он какой?(дубовый)

- Давайте посчитаем дубовые листочки (один дубовый листочек, два дубовых листочка, три дубовых листочка, четыре дубовых листочка, пять дубовых листочков.)

- А с берёзы?(берёзовый) Посчитаем берёзовые листики. (Один берёзовый листик, два берёзовых листика….пять берёзовых листиков)

- А рябиновый лист с какого дерева упал?(с рябины) Посчитаем рябиновые листья. (Один рябиновый лист, два рябиновых листа…)

- А кленовый с какого дерева?(с клёна)

- Ребята, посмотрите, к нам на стол тоже листики упали.

Какие листья спрятались на картинке? Нужно раскрасить только лист, упавший с клёна. А как он называется? (кленовый) Какие цвета возьмёте?(красный, бардовый, оранжевый, жёлтый) Почему?(осенью кленовые листья не зелёные, а золотых оттенков). Но прежде чем раскрашивать, разомнём пальчики. Вспомним разминку про осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

- Приступайте к раскрашиванию.

(Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа воспитателя).

- Какой красивый кленовый листопад! Давайте им любоваться! Широко-широко откройте глазки, а теперь зажмурьтесь, теперь часто-часто поморгайте. Найдите глазками в группе солнышко, куклу, свой кленовый лист, Елену Сергеевну.

- Пока вы рисовали, звучала музыка П.И.Чайковского. «Времена года», «октябрь»

- Что случилось? Кто из вас плачет?(Никто) А может наши гости плачут? Пойдемте, посмотрим. (Нет, не плачут). Давайте поищем, кто плачет.

- Это я плачу, солнышко!

- А чего же ты солнышко плачешь?

- Как же мне не плакать? Наступила осень, всё чаще и чаще идут дожди. Похолодало. Дети скоро совсем перестанут выходить на прогулку. А я уже по ним скучаю.

- Дорогое наше солнышко, не грусти. Конечно, осенние дни короче летних, смеркается рано, но и осенью нужно ходить на прогулку. Ребята, а зачем ходить на прогулку? (Нужно дышать свежим воздухом). А если идёт дождик, нужно гулять?(Нужно, а чтобы не намокнуть, надо взять зонт). Осенью можно погулять под навесом на площадке детского сада. Там сухо, а воздух после дождя становится чище, он пахнет палыми листьями, мокрыми ветками и корой.

К сожалению, осенью люди чаще болеют, потому что начинаются резкие перепады температур, влажности, дуют холодные ветры. А как же нам нужно одеваться на прогулку осенью, чтобы не заболеть? (Тепло одеваться). Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом?(Воздух холоднее).Что мы носим на ногах в сухую погоду? А в дождь? Что надеваем на тело? Что носим на голове? На шее? На руках? Когда берём с собой зонт? Ребята, посмотрите, какие дети могут отправляться на прогулку в осенний день? Почему нельзя осенью одеваться в зимнюю одежду?(Зимняя одежда очень тёплая, в ней будет сильно жарко, а перегреваться вредно).

Отлично! Вы умеете одеваться по сезону. Но чтобы не заболеть осенью мало правильно одеться. Нужно ещё и закаляться. Очень полезно, придя с улицы, промыть нос и прополоскать горло прохладной водой. Это поможет вам уберечься от вирусных заболеваний. А ещё нужно есть больше витаминов. Ведь осень самая витаминная пора. А почему?(поспевают овощи и фрукты).

- А давайте вспомним наш урожайный хоровод. Ребята, а что такое урожай?(это овощи, фрукты, грибы, которые собирают люди осенью).

- Дети, солнышко наше уже не плачет, но всё ещё грустит. Покажите мимикой грусть. Но мы-то знаем, что грустить не надо. Давайте друг другу улыбнёмся, и пусть нам станет теплее и уютнее от улыбок друзей.

- А не поиграть ли нам с солнышком в игру. Правила игры: я буду называть звуки, а вы хлопаете в ладоши, когда услышите звук Д. (л, м, н, ж, д, с, т, п, д, к, щ, з, ф, т, д.). Теперь я называю слоги, а вы так же хлопаете, если услышите звук Д

(ро, го, то, до, на, да, ра, та, ту, ну, ку, ву, ду). А теперь, я называю слова (сом, ком, том, дом, кот, ум, душ, сок, флаг, друг).

- Ребята, отлично! Посмотрите, солнышко улыбается. Давайте и мы ему улыбнёмся. Солнышку, наверное, очень у нас понравилось. И оно теперь не будет грустить осенью.

- Вот мы с вами сегодня много говорили об осени. А ведь многие поэты очень любили осень и посвятили этому красивейшему времени года стихи. И я приглашаю вас на поэтическую минутку, чтобы ещё раз полюбоваться волшебницей осенью и насладиться красотой русской речи.

- Ребята, а вы представляете, на нашей огромной планете есть страна, в которой не бывает осени. Это Африка. Дети этой страны ни разу не видели осенней красоты. Не видели деревья, одетые в золотые уборы, ажурные паутинки, летающие в воздухе. Я предлагаю вам сделать красивую картинку своими руками и отправить в детский сад в Африку. Пусть дети на другом конце света увидят красоту русской природы и порадуются вместе с вами.

- А теперь давайте встанем в круг и тепло поблагодарим друг друга за интересно проведённое время. Возьмёмся за руки и представим, что мы одно большое солнышко, а наши руки – это его лучики. И лучики посылают всем-всем свет, тепло, добрые пожелания. Ну и про улыбки мы, конечно, тоже не забудем. Поделитесь ими со всеми своими друзьями.

Сидя на ковре.

Дети изображают дождик, ветер, паучка, падающие листья, ёжика и т.д.

Стоя на ковре

Дети переходят и садятся вокруг стола.

Звучит музыка.

Слышится детский плач.

Из-за ширмы показывается грустное солнышко.

Звучит музыка Чайковского из альбома «Времена года», дети проходят на диванчики, воспитатель зажигает свечу. Дети читают стихи русских поэтов.

Дети выполняют коллективную обрывную аппликацию «Золотая осень».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе по теме "Насекомые"

Конспект по составлению описательного рассказа в старшей группе по теме "Насекомые" с использованием ИКТ....

Конспект по развитию речи в старшей группе "Семья"

Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на него. Развивать воображение, фантазию, мышление, умение видеть художественный об...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: Ков старшей группе «Цветик - семицветик»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСКДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»...

Конспект по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ "

Цель:Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляциизвуки....