Занятие Путешествие в прошлое Руси
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коваленко Евгения Анатольевна

Конспект по поликультурному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_proshloe_rossii.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательное развитие

Образовательная деятельность: ознакомление с окружающим.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема занятия: «Путешествие в прошлое России» (патриотическое воспитание).

Возраст детей: 5 лет (старшая группа).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель: Формирование национального самосознания и культуры общения дошкольников. Создать условия для приобщения детей к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. 
Программные задачи:

Обучающие:

  • Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
  • Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы.
  • Продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни.
  • Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава).

Развивающие:

  • Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
  • Развитие мимики, жестов, ритмопластики в процессе театрализованной игры.

Воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
  • Воспитывать интерес к истории России.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;
  • Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Оборудование:

  • Иллюстрации богатырей Древней Руси,
  • Карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружия современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат).
  • Костюмы богатырей и гусляра.
  • Изображения соловья разбойника, тугарина змея, змея горыныча, кощея бессмертного.
  • Канаты.
  • Речка, камушки из бумаги.
  • Камень на распутье.
  • Аудиозапись «Задания для путешественников».

Ход занятия:

(Дети входят в зал под песню: «Родина моя»).

Воспитатель: Добрый день дорогие друзья.

Приветствую Вас маленькие россияне. А вы знаете, почему я Вас так назвала?

Дети: Да. Потому, что мы живём в стране, которая называется Россия.

Воспитатель: А что такое Родина для Вас?

Дети: Это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и папа и я, моя страна!

Воспитатель: А какие государственные символы вы знаете?

Дети: Флаг, гимн, герб.

Воспитатель: Что означают цвета нашего флага нам расскажут дети.

Белый – облако большое

Синий – небо голубое.

Красный – солнышка восход

Новый день Россию ждёт.

Символ мира, чистоты

Это флаг моей страны!

Воспитатель: Что означает наш герб расскажут дети.

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил

Держит скипетр, державу

Он Россию сохранил.

На груди орла щит красный,

Дорог всем тебе и мне.

Скачет юноша прекрасный,

На серебряном коне.

Развевается плащ синий

И копьё в руке блестит.

Побеждает всадник сильный,

Злой дракон у ног его лежит.

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей страны

Наши символы важны!

Воспитатель: И ещё один символ

Дети: Гимн страны. (Дети слушают Гимн России).

Воспитатель: Символы как бы говорят людям, вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях.

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда единой силой он движется вперёд!

Наша история неустанно движется вперёд, но сегодня я хочу предложить вам вернуться немного в прошлое, а поможет нам в этом колесо истории. Повернём колесо истории и посмотрим, как жили на Руси в далёкие, далёкие времена. (Дети крутят колесо истории, затем садятся на коврик).

Слушайте историю.

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри.  Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины, стихотворения. Жили среди русичей богатыри – защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели.

(Рассматривают картину В. Васнецова «Богатыри»)

Посмотрите. Какие они были могучие, мужественные, храбрые и сильные.

Кто изображён на картине?

Дети: Илья Муромец.

Добрыня Никитич.

Алёша Попович.

Воспитатель: Правильно, а кем они был?

Дети: Богатырями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются?

Дети: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Воспитатель: Дети, а скем  боролись герои – богатыри?

Дети: С Соловьём разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Вкючается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

Голос:

(Задание 1)

Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

Голос:

(задание 2)

Вот преграда на пути
Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине

Тот герой кто за Родину горой.

За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Голос:

(задание 3)

Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

Голос:

(задание 4)

Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много детей (щей)
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)

Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)

Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Голос:

(задание 5)

Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).

Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит девочка – гусляр (под музыку).

Воспитатель: Кто ты?

Гусляр: Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Воспитатель: А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!

Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.

Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

Воспитатель: Вот кто такие богатыри.

Гусляр: Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.
(Выходят три мальчика, одетых богатырями).

Илья Муромец: (звучит музыка)

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Добрыня Никитич: (звучит музыка).

Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».

Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.
Алеша Попович: (звучит музыка).

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Гусляр: (звучит гусельная музыка).

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

Кланяются друг другу и зрителям и уходят.

Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

 Воспитатель: Вот ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, увидели богатырей и узнали об их подвигах. И я хочу сделать вам каждому подарок – это картинка богатыря русского. Закончить хотелось бы словами.

Ребёнок:

Берегите Россию, нет России другой

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце, это хлеб на столе.

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы вечно ей быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Презентация к занятию "Путешествие в прошлое часов"

С проблеммой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотре...

Занятие "Путешествие в прошлое Кубани"

Конспект занятия разработан для детей подготовительной группы по художественно-эстетической деятельности. В нём представлено знакомство дошкольников с историей и культурой Кубани через различные...

Конспект занятия " Путешествие в прошлое куклы".

Цель: привлекать внимание  детей к народной игрушке- кукле....

Открытое занятие для детей подготовительной группы Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»

Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»Возрастная группа: 6-7 летЦель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций  через исследовательскую игру.Зада...