Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Познавательно – речевое занятие "Путешествие в прошлое часов»"
Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чётко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом “Потому, что».
Развивать исследовательский интерес и любознательность. Воспитывать интерес к занятию.
Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.
Материал: запись звуков, часы, мячик, магнитофон, карандаши, фонарик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Пальчиковая гимнастика «ЧАСЫ»
(Дети сидят на полу (на коленях). "Бегут" пальчиками от пола до макушки.)
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком.( Руки скатываются на пол)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.
Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка)
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз…
- Ребята, давайте поиграем в игру “Что сначала, что потом”.
(Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку.)
Утро – день, вечер – ночь, зима – весна, лето – осень,
Понедельник – вторник, среда - четверг, суббота - воскресенье.
- За то, что вы так хорошо играли, я хочу подарить вам звуки утра. Хотите послушать? Садитесь на ковёр.- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.
Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)
- Какие звуки вы услышали?
- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?
- Да, эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника.
- А будильник, это что такое?(ОТВЕТ )
-Да, это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.
«Будильник с вечера заведешь
И спокойно спать пойдешь
Будильник разбудит – не забудет»
- А какие часы вы еще знаете? Посмотрите …
(Показ слайдов С №1,20,21,22,24,25,28,30,33,34,35,36,39,40.)
-Ребята! А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?
- А вы хотите побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.
- Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,
В далёком прошлом окажись.
(сели на стульчики)
Вот мы с вами и попали туда, где древние люди изобрели первые часы, это солнечные часы (Слайд№5 ,7)
Есть солнечные часы
Всех часов предки
сейчас они редки
Циферблат на земле лежит
А по небу солнышко бежит .
Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом, вместо стрелок – колышек. Солнышко движется по небу, а тень от палочки показывает время.
Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.
-Какие часы придумали древние люди?(Солнечные часы)
(Индивидуальная работа с детьми.)
- Всегда ли можно определить время по этим часам?
-Да, в пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.
- За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.
(Показ слайда водяных часов №10)
-В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой наливали воду.
Капля за каплей вода переливалась из одного сосуда в другой, ее становилось все меньше и меньше, и как вода перельется, значит прошло, сколько - то времени.
-Как называются эти часы? (ОТВЕТ)
Инд. работа
-Как вы думаете, удобны ли водяные часы в использовании? (ответ)
-Да, в эти часы нужно было все время подливать воду, а это было неудобно.
- Затем человек создал песочные часы. ( стих)
Бывают часы песочные - очень точные
В них песчинки текут – секунды бегут.
Как песчинки собрались
холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так минутка и прошла.
-На какие часы они похожи? (Ответ)
- Да, только вместо воды насыпан песок. Эти часы нужно постоянно переворачивать, а песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать по минутам.
(Показ слайда песочных часов № 13)
-Песочные часы используются и сейчас. А вы знаете, где используется такие часы? (ОТВЕТ)
- Чем неудобны такие часы? ( ОТВЕТ)
-ДА, песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы, их в карман не положишь и на стену не повесишь.
-Давайте мы сейчас отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? (Ходьба на месте)
Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)
А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь,(наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
- А что это за предмет, зачем он здесь?(свечка)
-Это тоже были часы, на ней начерчены полоски, сколько воска растает по полоске, столько прошло часов.
-Почему люди перестали использовать свечи, как часы? (ОТВЕТ)
-ДА, огонёк в таких часах можно легко задуть, или потушить мог ветер или дождь.
-Людям с такими часами было не удобно и они придумали очень простой механизм и смастерили большие часы, повесили их на высокой башне. (показ слайда № 17 )
-Но почему то эти часы людям тоже не нравились, как вы думаете почему?
-Прошло время, человек улучшал механизм часов и до сегодняшнего дня люди используют его
-Чтобы часы “пошли” мы их заводим, пользуясь специальной кнопкой - ушко.
- Саша, скажи, как называется завод у часов? (Маша, Даша и др.)
-Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?
Показ разобранного будильника.
-Почему часы называют механическими?
-ДА, внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие и чтобы эти часы шли их нужно заводить каждый день.
-Что мы видим, глядя на часы?
(Стрелки – маленькую и часовую, цифры.)
-Называется циферблат, повторите это слово
- С тех пор часы меняли только свою внешность.
- Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы.
- В каких современных приборах вы встречали электронные часы?
(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.)
- Чем отличаются механические часы от электронных?
Да, у электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока. Их не нужно заводить
- Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.
- Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.
-Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.
Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, А я хочу проверить ,как вы запомнили все предлагаю нарисовать часы о которых мы говорили
- А сейчас нам обратно пора, в настоящее.
«Раз, два, три – вокруг себя ты повернись
И в детском саду окажись.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно – речевого занятия "Вред и польза жевательной резинки"
Цель данного занятия: познакомить детей с историей жевательной резинки, влиянием её на организм человека; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и осознанную потребность в правильном пи...
Конспект познавательно-речевого занятия в логопедической группе
обобщение представлений детей с нарушениями речи о зимующих птицах, формирование умений подбирать глаголы, обогащение словаря детей...
КОНСПЕКТ познавательного занятия «Путешествие в прошлое живой природы» в подготовительной группе.
занятие позволяет познакомить детей с понятием "Линия жизни", научить детей строить простую систему линия жизни....
Конспект ННОД по познавательному развитию « Путешествие в прошлое часов»
Часы! Какая распространеннаяивсеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду.Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском садуи на космодроме, на ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект познавательной беседы в старшей группе «Часы. История часов»
Конспект познавательной беседы в старшей группе«Часы. История часов»Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов,...
Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое часов"
Познавательное развитие...