Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

ТОПЧИЕВА ТАМАРА ФЕДОРОВНА

 

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"

Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чётко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом “Потому, что».

Развивать исследовательский интерес и любознательность. Воспитывать  интерес к занятию.

Активизация словаря: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

Материал: запись звуков, часы, мячик, магнитофон, карандаши, фонарик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 Пальчиковая гимнастика «ЧАСЫ»

(Дети сидят на полу (на коленях). "Бегут" пальчиками от пола до макушки.)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!», (Один хлопок над головой)

Мышь скатилась кувырком.( Руки скатываются на пол)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Два хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз…

- Ребята, давайте поиграем в игру “Что сначала, что потом”.

(Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку.)

Утро – день, вечер – ночь, зима – весна, лето – осень,

Понедельник – вторник, среда - четверг, суббота - воскресенье.

- За то, что вы так хорошо играли, я хочу подарить вам звуки утра. Хотите послушать? Садитесь на ковёр.- Давайте представим, что мы дома и только начинаем просыпаться.

Магнитофон с записью звуков (крик петуха, звонок будильника, бой курантов)

- Какие звуки вы услышали?

- Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

- Да, эти звуки будят нас утром. Они выполняют  роль  будильника.

- А будильник, это что такое?(ОТВЕТ )

-Да, это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром.

«Будильник с вечера заведешь

И спокойно спать пойдешь

Будильник разбудит – не забудет»

-  А какие часы вы еще  знаете? Посмотрите …

(Показ слайдов С №1,20,21,22,24,25,28,30,33,34,35,36,39,40.)

-Ребята! А как вы думаете, раньше, давным-давно, когда не было часов, как люди определяли время?

- А вы хотите  побольше узнать о часах? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое.

- Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,

В далёком прошлом окажись.

(сели на стульчики)

Вот мы с вами и попали  туда, где древние люди изобрели первые часы, это солнечные часы (Слайд№5 ,7)

Есть солнечные часы

Всех часов предки

сейчас они редки

Циферблат на земле лежит

А по небу солнышко бежит .

 

Делали их люди на земле, расчерченная площадка под открытым небом, вместо  стрелок – колышек. Солнышко движется  по небу, а  тень  от палочки  показывает время.

Опыт с часами. Фонарь – это Солнце, Солнце движется и тень от палочки показывает время.

-Какие часы придумали древние люди?(Солнечные часы)

(Индивидуальная работа с детьми.)

- Всегда ли можно определить время по этим часам?

-Да, в  пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца.

 - За солнечными часами люди изобрели водяные часы, которые не зависели от солнечного света.

(Показ слайда водяных часов №10)

 

-В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой наливали воду.

Капля за каплей вода переливалась из одного сосуда в другой, ее становилось все меньше и меньше, и как вода перельется, значит прошло, сколько - то времени.

-Как называются эти часы? (ОТВЕТ)

Инд. работа

-Как вы думаете, удобны ли водяные часы в использовании? (ответ)

-Да, в эти часы нужно было все время подливать воду, а это было неудобно.

- Затем человек создал песочные часы. ( стих)

 

Бывают часы песочные - очень точные

В них песчинки текут – секунды бегут.

Как песчинки собрались

холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так минутка и прошла.

-На какие часы они похожи? (Ответ)

- Да, только вместо воды  насыпан песок. Эти часы нужно постоянно переворачивать,  а песок в них сыпется всего 3, 5, 10 минут, людям приходилось все время считать  по минутам.

(Показ слайда песочных часов № 13)

-Песочные часы используются и сейчас. А вы знаете, где используется такие  часы? (ОТВЕТ)

- Чем неудобны такие часы? ( ОТВЕТ)

-ДА, песочные часы надо часто переворачивать, даже чаще, чем подливать воду в водяные часы, их в карман не положишь и на стену не повесишь.

-Давайте мы сейчас отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так?  (Ходьба на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево -вправо.)

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь,(наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой, против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

 

-  А что это  за предмет, зачем он здесь?(свечка)

-Это тоже были часы, на ней начерчены полоски, сколько воска растает по полоске, столько прошло часов.

-Почему люди перестали использовать свечи, как часы? (ОТВЕТ)

-ДА, огонёк в таких часах можно легко задуть, или потушить мог ветер или дождь.

-Людям с такими часами  было не удобно и они придумали очень простой механизм и смастерили большие часы, повесили их на высокой башне. (показ слайда №  17   )

-Но почему то эти часы людям тоже не нравились, как вы думаете почему?

-Прошло время, человек улучшал механизм часов и до сегодняшнего дня   люди используют  его

-Чтобы часы “пошли” мы их заводим, пользуясь специальной кнопкой - ушко.

- Саша, скажи, как называется завод у часов? (Маша, Даша и др.)

-Внутри часов работает сложный механизм. Видите сколько там разных деталей?

Показ разобранного будильника.

-Почему часы называют механическими?

-ДА, внутри у таких часов разные винтики, пружинки, болтики, большие и маленькие и чтобы эти часы шли их нужно заводить каждый день.

-Что мы видим, глядя на часы?

(Стрелки – маленькую и часовую, цифры.)

-Называется циферблат, повторите это слово

- С тех пор часы меняли только свою внешность.

- Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы.

- В каких современных приборах вы встречали электронные часы?

(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.)

- Чем отличаются механические часы от электронных?

Да, у  электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы работают от батареек, электрического тока. Их не нужно заводить

- Правильно, ребята. Электронные часы не могут работать без электричества.

- Подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.

-Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, А я хочу проверить ,как вы запомнили все предлагаю нарисовать часы о которых мы говорили

- А сейчас нам обратно пора, в настоящее.

«Раз, два, три – вокруг себя ты повернись

И в детском саду окажись.»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно – речевого занятия "Вред и польза жевательной резинки"

Цель данного занятия: познакомить детей с историей жевательной резинки, влиянием её на организм человека; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и осознанную потребность в правильном пи...

Конспект познавательно-речевого занятия в логопедической группе

обобщение представлений детей с нарушениями речи о зимующих птицах, формирование умений подбирать глаголы, обогащение словаря детей...

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

КОНСПЕКТ познавательного занятия «Путешествие в прошлое живой природы» в подготовительной группе.

занятие позволяет познакомить детей с понятием "Линия жизни", научить детей строить простую систему линия  жизни....

Конспект ННОД по познавательному развитию « Путешествие в прошлое часов»

Часы! Какая распространеннаяивсеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду.Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском садуи на космодроме, на ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект познавательной беседы в старшей группе «Часы. История часов»

Конспект познавательной беседы в старшей группе«Часы. История часов»Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов,...