ПРОГРАММА кружка «Почемучки»
рабочая программа по окружающему миру на тему

Для детей 5-7 лет, 2 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79 «Соловушка»

Согласовано:                                                                        

старший воспитатель

_______________ Е.А. Кулешова

Утверждаю

заведующая МБДОУ «Д/С №79 «Соловушка»

_________________ И. А. Гращенкова

ПРОГРАММА

кружка «Почемучки»

для детей старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Руководитель:                                                                                                                                                                         Максимова                                                                                                                                                             Татьяна Николаевна

г. Смоленск, 2016г.

1. Актуальность          

        Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Современные исследования педагогов и психологов (А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Н.Н.Поддъякова, П.Я.Гальперина), направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности.

    Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

      На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы, а также отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.

      Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его не сложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Однако анализ образовательных программ (“Развитие” Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко 1995г., “Радуга” Т.Н.Доронова 1997г., “Детство” В.И.Логинова, Л.Маневцова 1995г., «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы 2009 года) позволил выявить тот факт, что в них недостаточно раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию согласно требованиям стандарта.

        Поэтому считаю, что необходимо введение дополнительного образовательного курса в рамках кружка “Почемучка”.

        Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по развитию естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста, методического пособия И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир “Детское экспериментирование”.

        Программа содержит учебно-тематический план занятий кружка (приложение 1) на первый и второй год обучения, педагогическую диагностику (приложение 2),  список литературы (приложение 3).

2. Цели и задачи

        Цель программы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи программы:

1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствования приборов в истории человечества.

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света).

3. Формировать у детей элементарные географические представления (природно-климатические зоны, природные явления, разные виды ландшафта, природные богатства недр Земли).

4. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

        Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), рассчитана на два года обучения.

        Отличительной особенностью данной программы является не только организация занятий в форме кружка, что позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Кроме того, программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

- “Познавательное развитие”,т.е. интеграция с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;

- Основы безопасности жизнедеятельности” через знакомство со строением органов чувств человека, правилами безопасного поведения;

- Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности;

- Программа дополнительного образования “Туристята”, где используется региональный компонент при формировании географических и природно-климатических представлений у детей, знаний о природных ископаемых интегрирована с программой “Почемучка” блок “Вещество”.

- В программе содержится локальный компонент: отражает специфику расположения детского сада, техническое оснащение.

        Самостоятельно разработаны конспекты занятий кружка, совместной экспериментальной деятельности, наблюдений, дидактические и наглядные пособия для организации обучения.

        Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 25 минут, всего 68 занятий в год. Занятие в группе второго года обучения проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 30 минут, всего 68 занятий в год. К занятиям допускаются все желающие дети.

        Занятия организуются на принципах:

- личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

- доступности предлагаемого материала;

- последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

- вариативности и проблемности;

- взаимодействия с семьей.

        Содержание и темы занятий спланированы по блокам. В каждом блоке содержится от 2 до 5 тем. Блоки программы можно варьировать.

Требования к уровню подготовки.

Воспитанник должен

К концу 1 года обучения

К концу 2-го года обучения

Знать

элементарные научные сведения о различных природно-климатических зонах, условия жизни на Земле;

свойствах веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

модель и “портрет” Земли, значение и роль цвета на глобусе и карте (как условного обозначения);

о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдения за движением Солнца и Луны, рассказы о вращении планет вокруг Солнца, с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением); об

основных видах и характеристиках движения, причинах и способах их измерения (скорость, направление, траектория);

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

элементарные научные сведения о некоторых физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество),

об особой форме энергии - электричестве, материалах, проводящих электрический ток; о способах познания свойств света (преломление, отражение света), о распространении звука в воздухе, воде, твердых телах, отражение звука – эхо;

правила техники безопасности при проведении физических опытов.

 

Уметь

пользоваться измерительными приборами: линейкой, весами, мерными сосудами, термометром, часами.

- экспериментировать с магнитом, лупой;

-самостоятельно изготавливать простейшие приборы для экспериментирования: линзу, измерительную ленту, мерный сосуд;

-распознавать звуки с закрытыми глазами.

Навыки

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами.

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами;

самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.

        В завершении каждой темы проводятся итоговые занятия для определения уровня усвоения материала. Дифференцированный подход позволяет создать условия для выбора воспитанниками деятельности в соответствии со своими возможностями и получения удовлетворения от достигнутых результатов.

        3. Критерии результативности

        Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

        Педагогическая диагностика организуется 2 раза в год (сентябрь, май). Она разработана на основе итоговых занятий И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир по методическому пособию “Детское экспериментирование” (2003 г.) и дополнена критериями познавательного развития из программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы (2009 г.). Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

        Определены критерии уровня знаний детей по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы (2009 год):

высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;

средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

4. Содержание программы

Блок. Измерение.

        Измерение как один из способов познания мира. Единицы измерения температуры, времени. Понятие “время” - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. История развития измерительных приборов и происхождение мер. Измерительные приборы длины, веса, объема.

Блок. Земля и её место в Солнечной системе.

        Модель Солнечной системы, место планеты Земля в ней, вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Смена дня и ночи. История возникновения календаря. Способы ориентировки по карте, на местности (используя знание сторон света), во времени (знание частей суток, времен года).

Блок. Вещество.

        Три основных состояния веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). Свойства воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, выталкивать более лёгкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в любом из трёх состояний вещества ). Способы познания свойств жидкостей: погружение различных предметов для определения “плотности”, плавучести (пенопласт, деревянный брусок, камень, металлический предмет, изделия из стекла, пластмассы), растворение соли, сахара, соды, марганца; замораживание, нагревание, кипячение.

Твердые тела, их свойства. Применение в жизни человека изделий из стекла, пластмассы, керамики, дерева. Экспериментирование с твёрдыми телами, их свойствами: рассматривание почвы, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, металла.

Блок. Движение.

        Виды движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут; машины, самолеты, механизмы перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное); планеты и спутники вращаются в космосе. Прямолинейное, вращательное, движение по наклонной плоскости, свободное падение. Историей создания простых механизмов и их применение.

Блок. Свет и цвет.

        Свет как одна из форм энергии. Солнце-главный источник света на Земле. Свойства света: отражение (от зеркальных поверхностей разной формы – выпуклой, вогнутой, плоской), преломление луча света от фонарика, через плоскую бутылочку; увеличение изображений , использование увеличительного стекла, лупы, изготовление самодельной линзы; разложение света на составляющие цвета, получение радуги. Строение глаза как оптического прибора. История развития осветительных приборов.

Региональный компонент: история развития осветительных приборов.

Блок. Звук и слух.

        Источники звуков. Способы восприятия звуков животными и человеком. Строение человеческого уха. Гигиенические правила охраны слуха. Понятие – скорость звука. Распространение звука в воздухе, воде и твёрдых телах, отражение звука (эхо), громкость.

Блок. Магнетизм.

        Магнит и его свойства: притягивает к себе металлические предметы.

Область применения магнитов. Компас – прибор для определения сторон света. Устройство компаса.

Локальный компонент: изображение сторон света на схеме участка детского сада.

Блок. В мире электричества.

        Электричество как особая форма энергии. История открытия электричества. Статическое электричество: молния, искры на одежде, возникающие при трении Проводники – материалы, проводящие электрический ток: металлы, вода; материалы вообще не проводящие электричество: дерево, стекло, резина, пластмасса. Устройство простейших электроприборов; рассматривание устройства розетки, вилки, электрической лампочки; собирание простейшей электрической цепи, создание электромагнита с помощью гвоздя, намотанного на него провода и батарейки; правила техники безопасности в пользовании электроприборами.

Локальный компонент: электроприборы-помощники в детском саду

Блок. Человек и законы природы.

        Законы существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения и земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое. “Чудеса”, происходящие в природе (восход Солнца, радуга, туман, роса, дождь, снег, ветер) объяснимы и подчиняются физическим законам.

Первый год обучения

Раздел 1. Измерение

Тема

Задачи

1. Как человек измеряет?

Познакомить детей со строением тела человека, его органами чувств, позволяющими ориентироваться в окружающем мире: рука как орган познания, ухо как орган слуха, глаз — орган зрения, нос, язык — органы, позволяющие определять вкусовые ощущения, запахи.

2. Чем можно измерять?

Сформировать у детей представление об измерении как об одном из способов познания мира, о единицах измерения длины (сантиметр, метр, километр), веса (грамм, килограмм), объема (литр, миллилитр), температуры (градус). Познакомить детей с измерительными приборами, созданными человеком, как средствами познания мира (линейка, измерительная лента, весы, мерный сосуд, термометр (для измерения температуры воды, воздуха, тела)

3. Термометр и температура

Развивать способности детей пользоваться термометром для измерения  температуры окружающего воздуха, воды в сосуде, температуры собственного тела.

4. Часы и время

Познакомить детей с понятием «время» - длительность существования, продолжение событий, последовательное течение суток за сутками. Сформировать опыт использования различных способов его измерения. Познакомить детей с историей развития часов от солнечных до атомных.

Раздел 2. Земля и её место в Солнечной системе

1. Земля на глобусе

Познакомить детей с моделью Солнечной системы, местом планеты Земля в ней, вращением Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.

2. Портрет Земли - карта

Сформировать у детей представление об истории появления и использования и глобуса и карты, о значении и роли цвета на глобусе и карте. Сформировать у детей способности ориентировки по карте.

3. Отчего происходит смена дня и ночи

Способствовать установлению ребенком зависимости смены времен суток от положения земли к Солнцу, а так же от смены времен года.

Раздел 3. Вещество

1. Из чего всё сделано? Три состояния вещества и воды

Расширить и углубить представление детей  об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое и газообразное).

2. Жидкость. Свойства воды

Познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять другие вещества, выталкивать легкие предметы и удерживать их на поверхности, находиться в одном из трех состояний и др.), со значимостью и ценностью воды в жизни человека и живых организмов. Сформировать представления детей о свойствах других жидкостей.

3. Газ. Свойства газа

Уточнить понятие детей о том, что воздух — это реально существующий газ. Сформировать представление детей о кислороде и углекислом газе.

4. Твёрдое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, песок, глина, металлы)

Познакомить детей с твердыми телами, из свойствами, значением и областью применения: изделия из стекла, керамики, пластмассы, деревянными и металлическими предметами. Познакомить с почвой, песком и глиной.

5. Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе)

Сформировать представление детей о взаимодействии  и переходе вещества из одного состояния в другое: свойствах воды, воздуха и твердого тела при нагревании, охлаждении, горении; природных явлениях — осадки, круговорот воды в природе, изменение погоды.

Раздел 4. Движение

1.  Почему предметы движутся?

Познакомить детей с разнообразными видами движения: человек и животные идут, бегут, приседают, скачут и т. п.; машины, самолеты, механизмы и пр. перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное). Планеты и спутники вращаются в космосе.

2. Тяготение. Свободное падение

Познакомить детей с невидимой, но существующей силой — тяготение. Познакомить детей с понятием «свободное падение», т. е. Под действием силы тяжести.

3. Виды движения

Сформировать представление детей о видах движения (прямолинейное, вращательное, по наклонной плоскости, свободное падение), о трении, о понятии «скорость» и «направление».

4. Равновесие. Простые механизмы

Совершенствовать представление о равновесии (устойчивом и неустойчивом).Познакомить детей с историей создания простых механизмов и их применением для облегчения и выполнения работы (рычаг, клин, блок, винт, шестерни) сформировать у детей способы познания видов движения (катать, вращать, соревноваться в беге)

Второй год обучения

Раздел 5. Свет и цвет

1. Отражение света. Зеркало.

Познакомить детей с понятием «свет», «отражение». Сформировать представление о таком свойстве света, как отражение.

2. Измерение размеров изображения с помощью различных линз. Преломление света.

Познакомить детей с линзой. Сформировать представление о свойстве линзы увеличивать предметы. Познакомить детей со свойством света — преломление.

3. Что такое радуга? Смешение цветов.

Познакомить со свойством света превращаться в радушный спектр. Расширить представление о смешении цветов, составляющих белый цвет.

Раздел 6. Звук и слух

1. Источники звука и его распространение.

Познакомить детей с понятием «звук». Сформировать представление о характеристиках звука — громкость, тембр, длительность. Развивать умение сравнивать разные звуки, определять их источники.

2. Способы восприятия звуков человеком и животными.

Познакомить детей со строением человеческого уха. Сформировать представление о сходности и различии органов восприятия звука человека и животных (строение ушной раковины, ее расположение на голове и др.).

Раздел 7. Магнетизм

1. Магнит и его свойства

Познакомить детей с понятием «магнит» и «магнетизм». Сформировать представление о свойствах магнита. Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

2. Магнитные свойства Земли. Компас

Познакомить детей с тем, что Земля — это большой магнит, у которого есть северный и южный полюс. Познакомить с компасом и его свойствами.

Раздел 8. В мире электричества

1. Молния. Электрический ток. Виды электричества

Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

2. Проводники и диэлектрики. Электрические приборы

Формировать представление о материалах, которые проводят электрический ток (проводники) и не проводят его (диэлектрики). Познакомить детей с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа и др.). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов.

3. Электромагнит. Современная техника

Формировать представления об электромагнитных свойствах тока. Расширять представления  о применении электромагнитов в современной технике.

Раздел 9. Человек и законы природы

Обогащать представления о физических законах природы и последствиях их нарушения. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при постановке экспериментов. Развивать экологическое сознание, понимание необходимости соблюдать законы природы.

5. Методическое обеспечение программы

        Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

        Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

Алгоритм занятий:

- мотивация,

- подготовительная беседа,

- практическое (экспериментальное) задание,

- анализ деятельности.

        На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

        В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации:

- вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н.Толстого “Хотела галка пить...” В какую ситуацию попала галка?);

- вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

- метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

Игровые методы:

-экспериментальные игры

Тонет – не тонет”,

Хотела галка пить...”,

Мыльные пузыри”,

Сделаем растворы”,

В какой воде легче плавать?”

позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

Практические:

действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

Наглядные:

схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.

Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

Средства обучения.

Оборудование для детского экспериментирования: микроскоп, компас, магниты, лупы, зеркала разного размера, формы; измерительные приборы: часы разного вида, весы, линейки, мерные стаканчики, термометры; предметы-посредники (бумага, краски, кубики, конструкторы “Лего”), предметы из разных материалов (бумаги, дерева, железа, пластмассы); коллекции природных материалов: семян, минералов; оборудование для опытов: штатив, спиртовка, пипетки, ложки.

Глобус, карта политическая, физическая;

Иллюстративный, наглядный материал, детская картотека опытов.

Детские энциклопедии, атласы.

ТСО: диапроектор, DVD плеер.

                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Моя милый край» (путешествие по Удомельскому району с Почемучкой)

Авторская дидактическая игра по краеведению, разработана в рамках проекта "Введение ребенка 6-7 лет в социальный мир средствами краеведения"....

" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.

Умение ответить на  вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....

Консультация для родителей "Что ответить Почемучке?"

Консультация для родительского уголка....

Программа работы кружка "Почемучка"

Программа работы кружка "Почемучка"...

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»...

Родительский клуб"Почемучка"

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения...