Проект "Вот он - хлебушек душистый" для детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Васильева Светлана Викторовна

Проект "Вот он - хлебушек душистый" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vot_on-hlebushek_dushistyy.docx45.65 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»

    Адрес: 109518, Москва, Волжский бульвар, д. 6, корп. 3                   Е-mail: 2088@edu.mos.ru                                      

   Тел.  8 (499) 177-5692                                                    ОГРН 1137746894086, ИНН 7722820502 /КПП 772201001

ул. Грайвороновская, д. 8, корп. 3

ПРОЕКТ

«Вот он – хлебушек душистый!»

( в подготовительной к школе  группе)

Воспитатель

Васильева Светлана Викторовна

  I квалификационной категории

Москва 2016 г.

Тема проекта: «Вот он – Хлебушек душистый»

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

     Вид проекта: информационный по доминирующей деятельности познавательно-речевое  направление.

     По характеру содержания:  творческий, художественно-эстетическое направление.

     По количеству участников: коллективный.

Участники: дети подготовительной группы, учитель – логопед, воспитатели, родители.

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта:  одна неделя.

     Цель проекта: формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.

     Задачи проекта:

     Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

    Обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями;

     Закреплять словообразования, употребление относительных прилагательных, словообразование родственных слов от слова хлеб;

     Развивать связную монологическую и диалогическую речь;

     Приобщать детей к культуре и традициям русского народа;

     Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;

     Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе;

     Совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом.

Актуальность проекта

     Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Согласно славянскому обычаю гостеприимства, круглый хлеб с солонкой посередине («хлеб-соль») преподносят на расшитом полотенце — рушнике. Основные наши кормильцы – пшеница, рожь и ячмень – имеют и особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ. Будет ЖИТО и жить можно!

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.

     С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

      Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами в подготовительной к школе группе надо проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

    Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Проект проводится в два этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Реализация проекта.

I. Этап.  Подбор художественно-иллюстрационного материала (с участием детей и родителей). Разработка конспектов занятий и бесед. Создание презентаций на тему «Как хлеб на стол попал».

Для того чтобы сформировать целостное представление у детей о том, как хлеб пришел к нам на стол,  проведение следующих мероприятий:

  1. Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь».
  2. Беседы «Как хлеб на стол попал», «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда к нам хлеб пришел».
  3. Чтение рассказов, сказок, стихов о хлебе М. Пришвина «Лисичкин хлеб», М. Глинской «Хлеб», А. Митяев «Мешок овсянки».  Чтение сказки «Колосок». Заучивание пословиц, загадок, стихотворений.
  4. Выставка рисунков, аппликаций, фигурок из соленого теста.
  5. Работы с родителями. Конкурс «Вот он – хлебушек душистый!»

Предложить родителям испечь вместе с детьми любые изделия из теста.

             Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел»

II.Этап.                  

                                     Реализация проекта

Образов. Деят-ть

Совместная деятельность

Самостоятельная деят-ть

Работа с

 Родителями

Социально-личностное развитие

(социализация, труд, безопасность)

Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб»,  «Как хлеб на стол попал»,  

 «Откуда к нам хлеб пришел»

Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.

Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)

Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье)

Организация чаепития с домашней выпечкой.

ИКТ –экскурсия «Как хлеб попал на стол»,

с/р игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»), «Семья», «Ярмарка»

Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел».

Замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий.     Выставка «Вот он хлебушек душистый».  

Художественно-эстетическое развитие

(Художественное творчество,

музыка)

Аппликация «На мельницу»

Лепка из соленого теста

«Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница»,   рисование «Колосья», рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»

Раскрашивание раскрасок

Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена

Подбор иллюстраций о хлебе, составление газеты «Хлеб- всему голова»,

Познавательно-речевое развитие

(коммуникативное познание,

чтение)

Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл»

экологическая игра «Что за чем», опыт с вертушкой «Водяная мельница», «Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением),

Икт – экскурсия «Как хлеб на стол попал»,  опыт  «Как готовить тесто»

Д/и «откуда хлеб пришел», «родственные слова»,

Опыт «Перетирание и перемалывание зерен»,

чтение: Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»,

М. Глинская «Хлеб»,

П. Каганова Хлеб – наше богатство»

С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый»

 В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора»

В Крупин «Отцовское поле»

Я. Тайц «Все здесь»

М. Пришвин « Лисичкин хлеб »

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен,

рассматривание и проба разных видов хлеба,

Д/и для развития  мелкой моторика «Золушка»,  

Д/и «Посчитай зерна»

Заучивание загадок, подбор картинок, пословиц, стихов о хлебе.

Прочитать с родителями

А.Букалов

«Как машины хлеб берегут»,

Дацкевич «От зерна до каравая»

Н. Самкова «О хлебе»

Экскурсия в булочную.

Экскурсия в

 Культурно-развлекательный комплекс «Кремль в Измайлово»   Музей хлеба.

Физическое развитие

(здоровье,

физкультура)

Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить надо ловким быть», пальчиковые игры, физкультминутки

Игра в подвижные игры

Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи

Составление

кулинарной  книги –рецепты бабушек и мам «Колобок»

План работы на неделю

Понедельник

Образовательная деятельность в режимные моменты

Утро. Рассматривание колосьев (предметные картинки, засушенные колосья).

Задачи: Воспитывать осторожное обращение с засушенными колосьями.

Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур. Чтение стихотворений В.Воронько «Вот и лето пролетело…», «Вешний день, пахать пора…» Поддерживать интерес к литературным произведениям. Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра. Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка…»

Непосредственно образовательная деятельность.

Познание. Тема: «Откуда хлеб пришёл».

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие. Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.

Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе. Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий. Формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб. Чтение стихотворения С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…» Рассматривание сюжетных картинок и  рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл». Слайд 1 -18.

Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке). Игра «Хорошо –плохо» (правила обращения с хлебом).

Художественное творчество. Аппликация из цветной бумаги «На мельнице».

Задачи: Закрепить умение детей вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое, развивать зрительный контроль  за действием рук.  Развивать умение выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему. Прививать художественный вкус,  учить красиво  располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность при работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.

Вечер.  Загадки о хлебе.

Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать умение дослушивать загадку до конца. Учить понимать иносказательный смысл загадок. Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб». Работа с родителями. Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел». 

Вторник

Образовательная деятельность в режимные моменты:

Утро Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как хлеб на стол попал».

Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас, речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его выращивают.

Пальчиковая гимнастика «Тесто».

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных изделий из 6-9 частей.

Непосредственно образовательная деятельность.

Занятие. Тема:  Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».

Музыка. Пение русской народной  песни «Блины» в обработке А. Абрамского.

Художественное творчество. Рисование «Колосья».

Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать внимание, восприятие, логическое мышление. Развивать умение рисовать натюрморт с натуры, соблюдая пропорции и цветовую гамму. Учить детей рисовать колосья в вазе, соотносить свой рисунок с натурой и образом. Расширять представления о натюрморте. Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб, бережное отношение к хлебу.

Вечер. Сюжетно ролевые игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»), «Семья», «Ярмарка». Словесная игра «Образуй словечко». Цель: Учить образовывать слова прилагательные от существительных (хлеб – хлебный, пшеница – пшеничный, рожь – ржаной и т.д.) Опытная деятельность «Как получается мука?» Словесная игра «Продолжи пословицу». Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.

Среда.

Образовательная деятельность в режимные моменты:

Утро. Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка». Игра «Угадай на вкус». Цель: Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий (батон, ржаной хлеб, сушки, пряник, пирог и т.п.)

Хороводная игра «Каравай». Чтение сказки «Колосок»

НОД Художественное творчество. Лепка изделий из солёного теста по образцам.

Задачи: Познакомить с технологией замешивания теста. Учить лепить фигурки из солёного теста по образцам – рисункам. Развивать воображение, творчество. Продолжать учить детей начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища..

Вечер. Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»

Задачи; Продолжать развивать внимание, память, речь, логическое мышление, умение работать со схемами, а так же интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения.

Подвижная игра «Скажи и покажи».  Игра «Кто что делает?» (пекарь – печёт, комбайнёр – водит комбайн, убирает урожай и т.п.) Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот, кто хлебобулочное изделие назовет». Чтение стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство». Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание.

Рассказывание стихотворения по «цепочке», хором и индивидуально.

Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос». Цель: Развитие мелкой  моторики рук. 

Четверг

Образовательная деятельность в режимные моменты:

Утро Беседа на тему: «Народные пословицы  о хлебе». Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать внимание, память, логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе. Словесная игра «Продолжи пословицу»

Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе. Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка», «Колосок».

НОД Развитие речи. Тема: Пересказ русско-народной сказки по картинкам «Колосок».

Вечер. Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по прочитанному. Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту.  Учить понимать главный смысл произведения, выделять поучительный момент. Вспомните пословицы о хлебе. Раскрашивание изделий из соленого теста.

Пятница

Образовательная деятельность в режимные моменты:

Утро. Организация выставки домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!». Цель: Воспитывать у детей гордость за результат своего труда и своих родителей. Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.

НОД Хлеб. Образование родственных слов.

Пальчиковые игры. «Испечем пирожки и плюшки».

Познание. Конструирование из конструктора «Мельница», «Хлебозавод»

Задачи: Развивать умение работать по схеме и образцу, уметь самостоятельно подбирать детали строителя. Продолжать учить детей строить многоэтажное здание. Совершенствовать представления о производстве хлеба. Закреплять умение обыгрывать постройку, аккуратно разбирать постройку после занятия. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.

Вечер. Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.

Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье).

Чаепитие с домашней выпечкой.

 Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий акцент на тему недели. Просмотр мультфильма  «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.  

                        ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.2001 г.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.

3. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.

5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.

7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.

8. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О.С.Боромыкова (изд. «Детство-пресс»

9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.

10. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе".Автор: Емельянова Э. Л.

11. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л. 12.  Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб".Автор: Емельянова Э. Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.

По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...