Проект в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкины истории »
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мельникова Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение – «Детский сад № 2  общеразвивающего  вида» с Койгородок

        

Проект

 в подготовительной к школе группе

Тема:  «Книжкины истории »

                                                                                Проект разработала:

                                                                        воспитатель Мельникова О.И.

                                                                                     

         

        

с.Койгородок

2018 год.

  Проект « Книжкины истории»

Актуальность проекта:

                                                                 «Любите книгу всей душой!

Она не только ваш лучший друг,

                                                                        но и до конца верный спутник »

М. Шолохов.

В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает  интернет, информационно-коммуникационные технологии. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги в жизни человека сложно переоценить. Она помогает нам разбираться в сложных обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. 

Тип проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский и творческий  проект

Цель: формировать   устойчивый  интерес  к детской книге  у детей  дошкольного возраста, через творческую и познавательно-исследовательскую деятельность.  

Задачи:

-продолжать формировать и развивать устойчивый  интерес к  детской художественной литературе

-познакомить детей с историей происхождения  и изготовления книги

-показать наглядно, через просмотр презентаций, детских научно-познавательных фильмов, о том, как преобразовывалась книга, под влиянием творчества человека

-продолжить знакомить с различными жанрами художественных произведений

-продолжить расширять представления детей о книге и ее строении: титульный лист, переплет, иллюстрации и т.д.  

-продолжить работу по ознакомлению детей  с детскими писателями, их биографией и творчеством

-расширять представления детей о роли библиотек и профессии библиотекарь

-воспитывать любовь и бережное отношение к книгам

-обогащать детско – родительские отношения совместной деятельностью  и творчеством

- повысить интерес детей и родителей к семейному чтению

Срок реализации проекта: *** года. /1 месяц/

Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, родители воспитанников, воспитатели группы.

Охватываемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Проблемы, на решение которых направлен проект:

-низкая заинтересованность детей детской художественной литературой, так как низкая заинтересованность родителей в семейном чтении

-пропаганда современных книг с мультипликационными героями разных стран, не имеющих нравственного стержня

-повышение профессионального уровня воспитателей группы, раскрытие их творческого потенциала

Особенности проекта:

-опора   на личный опыт детей и родителей воспитанников группы

-взаимодействие с социумом: с детской районной библиотекой с.Койгородок, с Центром Культуры с. Койгородок, с Кино-видео центром с.Койгородок.

Гипотеза проекта:

Реализация   проекта «Книжкины истории» позволит  повысить интерес семей воспитанников группы к семейному чтению

Методы:

Наглядные: организация выстовок,презентаций, книжных уголков, и т.д.

Словесные: беседы, викторины, конкурсы, литературные загадки, и т.д.

Практические: познавательно-исследовательская,  речевая и продуктивная деятельность детей, экскурсии в детскую районную библиотеку и  Центр Культуры с . Койгородок, Кино-видео центр с. Койгородок,  участие детей в развлечениях и досугах.

Планируемые результаты:

Для воспитанников

-дети познакомились  с историей происхождения  и изготовления книги

-дети знают  различные  жанры художественных произведений:  стихотворения, сказки, рассказы, загадки и т.д.

-у детей  расширились  представления детей о книге и ее строении: титульный лист, переплет, иллюстрации и т.д.  

-у детей углубились знания о  детских писателях, их биографии и  творчестве

-расширились представления детей о роли библиотек и профессии библиотекарь

-дети знают правила бережного отношения к книге и правила работы с книгой.

Для родителей

-сплотились  детско – родительские отношения в результате совместной деятельности

-родители поддерживают  традиции семейного чтения

Формы работы с детьми:

Образовательная деятельность  / включая все направления образовательных областей/ наблюдения, экспериментирования, различные виды игр, соответствующих тематике проекта, беседы, рассматривание иллюстраций, репродукций картин к русским народным сказкам, оформление  семейных стенгазет, творческих коллективных работ воспитанников группы,  путешествия по сказкам и во времени, участие в  конкурсах  и в викторинах, рассматривание  портретов детских писателей, драматизация сказок, просмотр  мультфильмов и презентаций, организация экскурсий в детскую  районную библиотеку, в Центр культуры  с. Койгородок.

Технология (механизм реализации проекта):

Этапы реализации проекта:

Содержание работы:

1 этап

подготовительный

-изучить методико-педагогическую литературу по теме проектной деятельности

-подобрать художественную, научно-познавательную  литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей  и для успешной реализации проекта

-заинтересовать детей и родителей темой проекта, нацелить  их на совместную  деятельность, направленную  на достижение цели проекта

-создать необходимую базу для продуктивной, исследовательской  и творческой деятельности детей

-составить перспективный план мероприятий в образовательной деятельности и режимных моментах по проекту

-составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, развлечений

-разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями

-обновить развивающую предметно-пространственную среду в группе

-провести анкетирование родителей по теме  «Место книги в вашей семье»

-определить  уровень индивидуального развития детей по теме проекта,  составить   карты наблюдений детского развития, с целью оценки индивидуальной динамики детей по теме проекта и оптимизации работы с группой

-анализ содержания уголка книги в группе в соответствии с возрастом детей и спецификой работы

2этап

практический (основной)

-внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах

-внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

-провести родительское собрание, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.

-осуществить контроль реализации проекта.

3 этап заключительный

- на заключительном этапе определить  динамику развития каждого ребенка в ходе реализации  проекта  

-обработать результаты реализации  проекта

-оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению»

-провести презентацию по реализации проекта для родителей на родительском собрании

-оформить выставку семейных рисунков  по теме «Мой любимый сказочный герой»

-оформить стенгазету «Папа, мама, я - читающая семья»

Перспективное планирование работы с детьми

по проекту «Книжкины истории»

Мероприятие

Цели

1.Беседа с детьми, выявление их интересов, объёма знаний по теме «Книга» (педагогическая диагностика на начальном этапе работы над проектом)

Цель: определить  уровень индивидуального развития детей по теме проекта,  составить   карты наблюдений детского развития, с целью оценки индивидуальной динамики детей по теме проекта и оптимизации работы с группой

2.Игровое занятие « В гостях у Волшебной Королевы книжек-малышек»

Цель: расширять  представление детей о книжке-малышке, развивать интерес к литературным произведениям, рассматривать книги.

3.«Подарок для малышей». Изготовление книжек  малышек для детей второй младшей группы.

Цель: развивать у воспитанников устойчивый интерес к книге,  формировать  интерес к созданию собственных книг, воспитание эстетического вкуса.

4.«Беседа об истории создания книги»

Просмотр презентации «История создания книги»

Цель: формировать у детей устойчивый интерес к детской книге,  углубить представления детей о существенных характеристиках книги, о свойствах и качествах различных материалов используемых в древности для создания книги

5.Игра-путешествие «Книжкины истории»

Цель: развивать любознательность, умению делать выводы и умозаключения в зависимости от результата опытов и на основе имеющихся сведений, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами

6.Экскурсия в районную библиотеку

Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке», «Книжный магазин»

Цель: дать детям знания о роли библиотек, формировать представления детей о  профессии библиотекарь, формировать  представления детей  о строение книги: титульный лист, переплет, иллюстрации

7.Игровое занятие  «Книжка заболела».

Сюжетно ролевая игра «Книжкина больница»

Цель: формирование у детей бережного отношения к книгам,   cоздание для каждого ребенка ситуации успеха, обучение практическим навыкам по ремонту книг

8.Посещение  Центра Культуры с. Койгородок. Игровая развлекательная программа «Незнайка в гостях у ребят»

Цель: воспитывать интерес к книгам, создать атмосферу праздника в группе, развивать внимание, мышление, память, умение работать в группах

9. Составление рассказа  «Мой любимый сказочный герой»

Цель: организовать выставку рисунков на тему «Мой любимый сказочный герой», развивать эстетические чувства, активизировать и обогащать словарь, учить детей пересказу любимой сказки по рисункам к сказке (рисунки  дети  рисуют дома совместно с родителями)

10.Викторина по русским народным сказкам « Что за прелесть эти сказки»

Цель: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках,

учить узнавать сказку и сказочных героев  по заданию викторины, воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству

11.Развлечение «В гостях у Ёма-бабы»

Цель: познакомить с  коми народными сказками и сказочными героями, закрепить и расширить знания детей о коми сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение

12.Посещение  библиотеки. Литературно-игровая программа  «Сказки  бабушки Соломонии»

Цель: познакомить с творчеством коми писательницы Соломонии Пылаевой и ее сказками, расширить представления о детских писателях

13. Беседа  « Книга и кто ее создает».

Просмотр презентации «Как рождаются книги»

Цель: расширять представления детей о труде взрослых, которые помогли появиться книге на свет; воспитывать интерес к этим профессиям; бережное отношение к книгам

14.Драматизация сказки «Гуси-лебеди». Показ сказки детям старшей группы.

Цель:формировать коммуникативные способностей у дошкольников через музыкально - художественную деятельность,  продолжать расширять знания о народном фольклоре, традициях русского народа, формировать интерес к народным играм, песням, развлечениям.

15. «День дидактических игр, загадок, головоломок»

Цель: формирование познавательной мотивации детей в дидактических играх, продолжить знакомство с устным народным творчеством, развитие логического мышления, памяти, воображения.

16. Беседа «Кто такие писатели- натуралисты?»

Посещение кино-видео центра. Просмотр мультфильмов по произведениям Е.И. Чарушина, В.Бианки

Цель: познакомить детей с некоторыми произведениями  писателей натуралистов Е.И. Чарушина, В.Бианки,  углубить знания детей о животном мире через произведения их произведения, формировать интерес к художественной литературе

17. День умных книг

Презентация «Красная книга Республики Коми»

Цель: продолжить знакомство с научно-познавательной литературой,  познакомить с Красной книгой Республики Коми, дать представления детям о Красной книге, почему она так называется, закрепить правила работы с книгой

18.Физкультурный досуг "Путешествие по сказкам"

Цель: наполнить жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью, развивать физические качества, потребность в двигательной активности, воспитывать интерес к спортивным состязаниям, формировать интерес к книгам.

19. Игровое занятие «Закладки и для любимой книжки»

Презентация «Детские писатели»

Цель: познакомить детей с технологией изготовления закладки, закрепить правила работы и ухода за книгой, развивать творческие способности детей, продолжить знакомство с детскими писателями

20. Праздник   «День рождение книжки»

Цель: закрепить полученные знания по проекту «Книжкины истории», формировать устойчивый  интерес у детей  дошкольного возраста к детской книге, создание праздничной атмосферы в группе

 

Планирование работы с родителями

 по проекту «Книжкины истории»

1.Анкетирование родителей по теме «Место книги в вашей семье»

2. Оформление методических рекомендаций «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению»

3. Организация сбора фотографий для оформления стенгазеты «Папа, мама, я - читающая семья»

4. Оформление выставки семейного рисунка  по теме «Мой любимый сказочный герой»

5.Консультация для  воспитателей «Книга в жизни ребенка»

6. Оформление папок передвижек  «Как правильно выбрать книгу для детского чтения», «Книги которые развивают»

7. Консультирование по изготовлению костюмов к сказке «Гуси-лебеди»

8.Разработка  памяток: «Десять «почему»  детям необходимо читать», «Советы юному читателю»

9.Родительское собрание « Чтение в кругу семьи»

10. Обновление развивающей предметно-пространственную среды в группе

11.Проведение презентации по реализации проекта для родителей на родительском собрании

Методические продукты

- создан проект «Книжкины истории», ориентированный на воспитанников подготовительной группы и их семьи;

- разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;

- разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по проекту;

- оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное»,

-разработаны памятки: «Десять «почему»  детям необходимо читать», «Советы юному читателю»

- разработаны  папки  передвижки  «Как правильно выбрать книгу для детского чтения», «Книги которые развивают»

 Информационно-практические продукты

- созданы презентации «История создания книги», «Путешествие в библиотеку», «Детские писатели», «Как рождаются книги», «Красная книга Республики Коми»,

Выводы:

-повысился уровень  познавательной, исследовательской и творческой деятельности  у дошкольников (по результатам повторной диагностики, на основе аутентичной оценки)

-родители активно участвовали в организованных мероприятиях в группе в процессе  реализации проекта «Книжкины истории»,  проявляли инициативу и творческий подход

-воспитатели имели возможность повысить свой профессиональный уровень, совершенствовать свои творчески способности

-все участники образовательного процесса получили массу, положительных эмоций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группе на тему "История вещей".

Разработка конспекта занятий для подготовительной к школе группе....

Педагогический проект воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города)

патриотическое воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города, Ульяновск)...

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Проект в подготовительной к школе группе «Новогодние истории»

Актуальность:    Единственный праздник, объединяющий всех людей на планете – это праздник Новый год. Дети ждут с нетерпением новогодних чудес, пишут письма Деду Морозу, готовятся,...

Проект в подготовительной к школе группе «Истории про семечку»

Формирование у детей системы знаний  о разнообразии ивзаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений семян...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкина история»

АктуальностьСпецифические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от пр...

проект в подготовительной к школе группе "Хлебная история"

познавательно-творческий проект, в процессе которого дети не только знакомятся с этапами рождения хлеба, но и придумывают сказку, создают книгу, рисуют иллюстрации....