Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бондаренко Ирина Александровна

Рабочая программа по дополнительной образовательной услуги "Юныйэколог". Срок освоения 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopy.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 57

Программа обсуждена на    

педагогическом совете № _______

протокол № ___от________20__ г.

                                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юный эколог»

 (экологическая  направленность)

                               

                                                                                                                                                                                         

                                                                              Срок освоения: 1 год

                                                                       Составитель: Бондаренко И.А.

                                             

г. Калининград 2017 г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

1.1. Направление программы……………………………………………………………………3

1.2. Актуальность, педагогическая целостность  программы………………………………...4

1.3. Цель и задачи программы…………………………………………………………………..4

1.4. Возраст детей участвующих в реализации  программы …………………………………5

1.5. Сроки реализации, формы и режим занятий …………………………...............................5

1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности ………………...6

1.7. Формы подведения  итогов реализации программы……………………………………...7

2. Учебно-тематический план…………………………………………………………………...8

3. Содержание программы………………………………………………………………………8

4.  Методическое обеспечение…………………………………………………………………  9

5. Список литературы…………………………………………………………………………..10

1. Пояснительная записка

 Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» для детей старшего возраста от 5 до7лет.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несёт ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребёнка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребёнку определённые знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели      

1.1. Направление программы

Дополнительная общеобразовательная  программа «Юный эколог» реализуется в рамках экологической направленности.  Программа ориентирована на 1 год обучения.

1.2. Актуальность, педагогическая целостность  программы

Кружок  «Юный эколог»  имеет  экологическую  направленность,  которая определена  особой  актуальностью  экологического  образования  в  современных условиях.  С  началом  третьего  тысячелетия  экологические  проблемы,  возникшие ранее,  не  только  не  исчезли,  а  продолжают  углубляться.  

Так  как  проблемы  экологии  в  последние  годы  выдвигаются  на  первый  план,  то необходимо  углублять  знания  детей  в  этой  области.  Приобщение  детей  к экологической  культуре  необходимо  начинать  с  детства,  так  как  в  этом  возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся  наблюдать  за  изменениями,  происходящими  в  природе  и  делать  выводы. Занимаясь  в  кружке,  дети  обогащают  свой  запас  знаний  новыми  знаниями  о природных  явлениях.  Это  воспитывает  у  них  любознательность,  бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком,  развивается  мышление  образное  и  конкретное;  зрительная  и  слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Причинами создания рабочей программы « Юный эколог» стали:

- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,

- желание родителей,

- работа со способными детьми.

  При  построении  системы  работы  экологического  кружка  мы  обратили  особое внимание на следующие основные направления.

1.  Познавательно-развивающее  направление  ставит  целью  знакомство  детей  с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2.  Практическое  направление  -  изучение  растительного  и  животного  мира, ландшафтов  родного  края,  связанное  с  практическими  делами  (работа  на  огороде,  подкормка  птиц,  посадка цветников и др.).

3.  Исследовательское  направление  осуществляется  в  рамках  продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опыт.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы: воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе.

Задачи:

1. Приобщать детей к экологической культуре.

2. Формировать основы экологического миропонимания.

3. Способствовать формированию, расширению и углублению представлений

дошкольников о природе.

4. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

5. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы.

1.4. Возраст детей участвующих в реализации  программы

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Юный эколог» составляет 6-7 лет (подготовительная группа). Это дети,  посещающие МАДОУ д/с № 57. Набор в группу носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей (законных представителей).

1.5. Сроки реализации, формы и режим занятий

Дополнительная образовательная программа «Юный эколог»  со сроком освоения 1  год реализуется с детьми от 6 до 7 лет.

Периодичность занятий – 1 раз  в неделю во вторую половину дня, с октября по июнь.

Продолжительность занятия 25-30 минут.

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Продолжительность образовательного процесса составляет - 36 часов.

Форма проведения занятия:

Методика работы  предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Методы проведения:

-рассматривание картин;

-демонстрация фильмов;

-труд в природе;

-коллективный труд;

-индивидуальные поручения.

           Формы проведения:

- игра – путешествие;

- занятия в игровой форме;

-экскурсии в природу;

- досуги;

- экспериментальная деятельность.

 Форма организации детей на занятии: подгруппа детей 8-10 человек.

1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

 К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести  ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;

- понимать ценность природных объектов.

            Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.

1.7. Формы подведения  итогов реализации программы

1.Открытые занятия 2 раза в год.

2.Выставки детских работ.

3.Участие в конкурсах различного уровня.

2. Учебно – тематический план

Тема

Количество занятий

теория

практика

всего

1.

Раздел: Что изучает экология?

Как стать юным экологом

6

1.1.

Тема: Я и природа.

2

1

3

1.2.

Тема: Защитники природы.

3

3

2.

Раздел: Человек и неживая природа 18

18

2.1.

Тема: Без воды нам не прожить

3

1

4

2.2.

Тема: Воздух вокруг нас

2

2

4

2.3.

Тема: Солнце - большая звезда

2

1

3

2.4

Тема: Богатства Земли (почва, глина, песок, камни)

3

4

7

3.

Раздел: Многообразие растительного и животного мира

12

3.1.

Тема: Растительный мир

3

1

4

3.2.

Тема: Животный мир

4

4

3.3.

Тема: Лес в жизни человека

4

4

Итого

26

10

36

3. Содержание программы

Месяц

Тема

Программное содержание

Что изучает экология? Как стать юным экологом

1

Сентябрь

«Экология»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

2

Сентябрь

«Мы друзья природы»

Закрепить знания о правилах поведения на природе. Учить доброму и бережному отношению на природе.

3

Сентябрь

«Сиреневый бал природы»

Совершенствовать знания о природе, обогащать музыкальные впечатления детей. Воспитывать любовь к русской национальной культуре.

Человек и неживая природа

4

Сентябрь

«Где живут капли воды в детском саду»

Закрепить знания детей, для чего нужна человеку вода. О её значимости и пользе. Экскурсия по детскому саду.

5

Октябрь

«Послушная водичка»

Продолжать знакомить со свойствами воды. Развивать любознательность, смекалку, наблюдательность.

6

Октябрь

«Вода - кровь земли»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру занятие.

7

Октябрь

«Ходит капелька по кругу»

Закрепить знания о воде. Создать праздничное настроение. Формировать у детей представления о природных взаимосвязях.

8

Октябрь

«Воздух вокруг нас»

Дать детям представление о воздухе через опыты. Показать способы обнаружения воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

9

Ноябрь

«Этот удивительный воздух»

Расширить представления о воздухе, о способах его обнаружения, учить устанавливать причинно - следственные связи.

10

Ноябрь

«Вот труба, над нею дым»

Роль воздуха в жизни человека, причина его загрязнения. Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха.

11

Ноябрь

«Где же пятый океан»

Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

12

Ноябрь

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Познакомить с явлением солнечных лучей на чёрный и белый цвет. Развивать наблюдательность и смекалку.

13

Декабрь

«Солнце в жизни растений и животных»

Расширить кругозор знаний детей о влиянии солнца на живые организмы.

14

Декабрь

«От чего происходит смена дня и ночи»

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве. Совершенствовать представление детей о времени и частях суток.

15

Декабрь

«Песок и глина - наши помощники»

Дать представления о свойствах песка и глины. О том, как человек использует их. Научить лепить из глины элементарные предметы. Формировать понятие о том, что песок и глина - это полезные ископаемые.

16

Декабрь

«Удивительная глина»

Учить детей использовать природные материалы в жизни, быту. Воспитывать бережное отношение к объектам из неживой природы и сделанным их них предметам.

17

Январь

«Что у нас под ногами»

Дать представление о разнообразии камней в природе. Камни - орудие труда древних людей. Как человек использует камни (строительство, памятники, альпинарии). Драгоценные камни и украшения.

18

Январь

«Земля - наша кормилица»

Дать представление о том, что почва верхний слой Земли. В опытах познакомить с составом почвы (вода, воздух, глина, камни, перегной).

19

Январь

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почвы. Фиксировать результаты исследований.

20

Январь

«Знакомство с подземным царством»

Продолжать знакомить с подземными обитателями. С особенностями строения червяка и других подземных обитателей. Показать их приспособленность.

21

Февраль

«Значение почвы в жизни растений»

Формировать знания детей о том, что без почвы нет растениям жизни. Воспитывать бережное отношение к почве.

Многообразие растительного и животного мира

22

Февраль

«Не уставайте удивляться»

Заинтересовать детей открытием тайн и загадок природы. Учить видеть необычное и прекрасное в привычном. И на первый взгляд не приметном.

23

Февраль

«Зелёная аптека»

Дать представление о целительных свойствах зелёных растений. Познакомить с некоторыми из них.

24

Февраль

«Растения под нашей защитой»

Формировать познавательный интерес к миру растений, чувства ответственности за сохранение зелёного наряда планеты.

25

Март

«Комнатные растения»

Уточнить представление детей о комнатных растениях (бальзамин, колеус). Учить различать листья, стебли, цветы. Знать что корни в земле.

26

Март

«Где живут обитатели природы»

Познакомить детей с разнообразием домов - сред обитания живых организмов с зависимостью от условий существования от поведения человека.

27

Март

«Учитесь жалеть и беречь»

Пробудить чувства сострадания и жалости к обитателям природы попавшим в беду. Учить отделять истинную жалось от ложной.

28

Март

«О чём поют птицы»

Развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам, умение вслушиваться в их звуковые сигналы.

29

Апрель

«Как нельзя относиться к братьям нашим меньшим»

Воспитывать гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным. Раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных.

30

Апрель

«В гостях у зелёного друга»

Вызвать интерес детей к защите и изучению растений. Беседа игра - викторина о растениях.

31

Апрель

«Что растёт в лесу и кто живёт в лесу»

Расширять представление детей о лесе, его обитателях и растениях.

32

Апрель

«Кто главный в лесу»

Формировать у детей представления о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг у друга. Уточнить представления о том, что главное звено в лесу - растения.

33

Май

«Лес в жизни человека»

Углубить и обобщить представление детей о лесе и его обитателях. Познакомить детей с тем, какую роль в жизни человека играет лес.

34

Май

«Заповеди юных защитников природы»

Закрепить знания о правилах поведения - запретах и предписаниях в природном окружении.

35

Май

«Природа просит защиты»

Приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека. Защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

36

Май

«Природа и человек»

Объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле. Привлечь их внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что при- рода - основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материал лучше тех, что созданы природой.

4.  Методическое обеспечение

 Мультимедийное оборудование;

 Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

 Фигурки с домашними и дикими животными;

 Муляжи и натуральные овощи и фрукты;

  Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;

 Гербарий растений;

 Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;

 Кормушка для птиц;

 Глина, песок, земля, камни;

 Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.).

5. Список литературы

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-190с.

2. Борисенко М.Г., Лукина Н. А. Грамматика в играх и картинках –С Пб.: Паритет, 2005г.

3.Воробьёва В.М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы», Архангельск, 1999-61с.

4. Горькова Л. Г., Кочергина А.. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО, 2005г.

5. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2006 г.

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 56с.

7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. - 128 с.

8. Николаева С.Н. Юный эколог. - М,.: Мозаика – синтез, 2010 г.

9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995 г.

10. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. – М.: Мозаика – синтез, 2010 г.

11. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., исп. И доп. – М.:АРТИ,2008.- 64с. (Развитие и воспитание дошкольника).

12. Попова Т. И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно - экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. ТОО фирма «ЛИНКА- ПРЕСС», 1998.

13. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с. илл.

14. Рыжова  Н.А  Волшебница-вода. [Текст] / Н.А. Рыжова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

15. Федосеева П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.

16. Федосеева П. Г. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Подготовительная группа. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог" младшая группа

Пояснительная запискаНаправленность: данная дополнительная общеобразовательная программарекомендована для детей 3-4 лет. От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем,...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная программаЕстественнонаучной направленности«Юные исследователи»Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"

В программе «Юный эколог» представлена система работы по формированию экологической культуры детей 3-7 лет. В процессе совместной деятельности у детей формируется представление о живой и н...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный эколог»

Экологическое воспитание — одно из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного по...