ФЦКМ: "Растение-живое существо"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чалая Валентина Александровна

НОД по познавательному развитию в старшей группе "Растение-живое существо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ftskm_rastenie-zhivoe_sushchestvo.docx78.43 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  по познавательному развитию

в старшей группе "Растение – живое существо"

составил: воспитатель Чалая В.А.


Программное содержание:

  • Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
  • Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
  • Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
  • Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
  • Развивать у детей умения в проращивании семени.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Дениса, воспитывать самостоятельность у Арсения.

Материал:

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны,березы, ели) для каждого ребенка,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадки.

- Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)

«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)

«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке».     (Сосна)

- Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)

Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.

- А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять весенний  лес.

- Что ты, Ульяна, услышала? А ты, Варя?

Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? Хорошо, молодцы. Можете встать с ковра.

- Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

- Скажите, а это елочка живая?

- нет

- Почему?   (ответы детей)

- А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

http://festival.1september.ru/articles/577813/f_clip_image002.jpg

4. Игра: «Составь дерево»

http://festival.1september.ru/articles/577813/f_clip_image004.jpg  http://festival.1september.ru/articles/577813/f_clip_image006.jpg  http://festival.1september.ru/articles/577813/f_clip_image008.jpg

-Молодцы, деревья вы знаете хорошо, а теперь я вас попрошу выполнить задание.

Для этого возьмите конверт, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у Арсения, а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.

- У тебя, Денис, какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

http://festival.1september.ru/articles/577813/f_clip_image010.jpg

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса
(руки вверх)

На елках птичьи голоса
(стоя, пальцами имитировать игру на дудочке)

А на елочке – роса.
(Встряхнуть кисти рук).

6. Игра «Живое - неживое»

Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

- Назовите, что вы считаете живым на карточке.

http://festival.1september.ru/articles/577813/f_clip_image018.jpg

(ответы детей)

7. Гимнастика для глаз: «Деревья»

Ветер дует нам в лицо,

(Часто моргают веками, не поворачивая головы)

Закачалось деревцо.

(Смотрят вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише,

(Медленно приседают, отпуская глаза вниз)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх).

8. Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

- Посмотрите, что вы видите на этом блюде?

- Семена разных растений

- Как вы думаете, они живые?

(Ответы детей)

- Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

- Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?

- За окном весна, но земля еще не оттаила.

- Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

9.  Практическая работа детей.

- Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

http://festival.1september.ru/articles/577813/f_clip_image022.jpg

(дети называют, воспитатель выставляет модели)

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

10. Итог занятия.

Что вам на занятии понравилось?

Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?

А почему на окно?

Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

- Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.

http://festival.1september.ru/articles/577813/f_clip_image024.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания живых существ

Занятие предусмотрено для детей подготовительной группы и показывает приспособление живых существ к жизни в разных средах обитания.Красочные пособия помогают детям легко и наглядно понять взаимо...

ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ТАМ,ГДЕРОДИТЕЛИ И ДЕТИ ДРУЖАТ И ЧЕМ-ТО ЗАНИМАЮТСЯ ВМЕСТЕ!"

Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем–то занимаются вместе!Вы, конечно же, стараетесь создать малышу все условия для его успешного умственного развития. А фу...

Модель занятия познавательного цикла (подготовительная группа) "Растения - живые существа"

Формировать у детей элементарные представления о растениях в их взаимосвязи с окружающей средой. Говорить о ценности природы и ответственности за ее сохранность человеком....

Конспект занятия "Растение как живое существо"

Конспект занятия с применением здоровье сберегающих технологий...

Тематический план занятий по формированию представлений о птицах , как живых существах, живущих на земле у старших дошкольников.

Тематический план занятий по формированию представлений о птицах , как живых существах, живущих на земле у старших дошкольников. Цель: - сформировать ценностное отношение к птицам ближайшего окру...

Конспект урока по экологии "Растения - живые существа" ( 1 класс )

Итоговый урок по окружающему миру по теме " Растения "...