"Воздух - неведимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Полищук Наталья Владимировна

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_-_nevidimka.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

муниципального образования Каневской район

Конспект

образовательной деятельности  ОО «Познавательное развитие»

(познавательно-исследовательская деятельность)

старшая группа

Тема  «Воздух - невидимка»

Воспитатель МБДОУ детский сад № 6 Полищук Н.В.

Программные задачи:

Образовательные:

-уточнить значение воздуха для всего живого;

- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета, невидим, не имеет объема, легче воды, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается;

- формирование словаря: ученый-исследователь, эколог, кислород, углекислый газ.

Развивающие:

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;

- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой;

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Методы и приёмы:

Наглядный: просмотр познавательного мультфильма «Зачем нужен воздух», схемы.

Практический: проведение опытов.

Словесный: рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.

Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, просмотр познавательных фильмов о воздухе.

Материалы и оборудование: фартуки по количеству детей,  лист бумаги, воздушные фломастеры, бутылки с блёстками,  мыльные пузыри, полиэтиленовые пакеты,  миски с водой, трубочки для коктейля ,стаканы, бумажные салфетки, воздушный шарик, миски с горячей и холодной водой, пластиковая бутылка, схемы, лебеди из шаров.

 Ход образовательной деятельности.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Сегодня в этой группе

Не зря мы собрались,

Мы многое узнаем,

А ну-ка, улыбнись!

Взрослых и детей не счесть,

Но кроме нас здесь что-то есть.

Его не видно никогда,

Но слышен он- вот это да!

Ничем ни пахнет он для нас,

О нём узнаем мы сейчас.

Он окружает нас везде

Он есть во мне, он есть в тебе.

Снаружи может быть как лёд,

Внутри у нас он тёплый – вот!

- Что это?  Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Для этого наденем фартуки, и я приглашаю вас в лабораторию. А кто такие ученые?

Д: Люди которые проводят опыты .

- Ребята, воздух называют необычным словом. Чтобы узнать это слово нам надо подойти к столу и выполнить задание.

Рисование воздушными фломастерами.

Подуть  в фломастеры на лист бумаги и прочитать появившиеся слова «Воздух невидимка». (прикрепить на доску).

- При помощи чего мы писали?

Д: При помощи фломастеров.

- Как вы писали?

Д: Дули воздух в фломастер.

- Ребята, как вы думаете, может воздух это выдумка ученых, и он не нужен нам? (ответы детей).

- Я предлагаю вам сесть на стульчики и посмотреть познавательный  м/ фильм , о воздухе. (Просмотр м/ фильма «Зачем нужен воздух».)

- Уважаемые исследователи! Вами был просмотрен фильм, из которого вы получили большую информацию о воздухе. Наша с вами задача проверить с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает.

«Воздух необходим человеку»

Пусть ребята положат ладошку на грудную клетку и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе.

Д: Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.

Предложить детям ладошкой закрыть рот и нос и задержать воздух.

- Не дышать трудно. воздух есть везде: в группе, дома, на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой».

Вывод: Человеку необходим воздух, чтобы жить. Воздух бесцветный, прозрачный. (СХЕМА)

- А может кто-то из вас видел воздух? В нашей лаборатории я его не вижу, но знаю, что он здесь есть. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

ОПЫТ: «Воздух  невидим, но его можно обнаружить».

- Что стоит на столе?

Д: Бутылочки с блестками.

-В каком состоянии находятся блёстки?

Д: В состоянии покоя.

-Возьмите бутылочки в руки и подуйте в трубочку. Что происходит с блёстками?

 Д: Взлетают, двигаются.

-Почему блёстки  двигаются?

Д: Мы дули воздухом и блёстки летали.

-Какой вывод мы можем с вами сделать?

ВЫВОД: Воздух  невидим, но мы его обнаружили - передвигал маленькие предметы. (СХЕМА)

- Мы дышим воздухом и он находится внутри  человека.

ОПЫТ  « Мыльные пузыри».

-Ребята, воздух невидим, но его можно обнаружить. Я знаю ещё один красивый опыт. Что у меня в руке?

Д: Бутылочка с мыльными пузырями – это мыло и вода.

-Что надо сделать, чтобы появились мыльные пузыри?

Д: Подуть в колечко .

(воспитатель демонстрирует опыт и предлагает детям подуть в колечко).

-Что находится внутри мыльного пузыря?

Д: Воздух.

-А откуда взялся воздух?

Д: Воздух есть внутри нас.

ВЫВОД: Воздух находится  внутри человека . (СХЕМА)

- Воздух можно почувствовать

ОПЫТ: «Поймай воздух».

-Посмотрите, что лежит на столе?

Д: Пакеты.

-Возьмите пакетик и сверните его. Какой получился пакетик?

Д: Маленький, пустой, плоский.

-Воздух мы не видим? Но можем  его поймать. Давайте попробуем. Разверните пакетик, поймайте воздух ,закрутите пакет. Что у вас в пакетах?

Д: Воздух.

-Какой пакетик стал?

Д: Упругий, полный.

-Теперь давайте выпустим воздух. Какой стал пакетик?

Д: Пустой, плоский.

-Снова наберём воздух.

ВЫВОД: Воздух упругий, его можно почувствовать. (СХЕМА)

-Я предлагаю поиграть и отдохнуть, возьмите по 2 ленточки .

Физминутка.

Ленты в руки мы возьмём

И немного отдохнём.

Ленты поднимаются

Кружимся, как бабочки.

Ленты вьются как змея

Делаем дружно всё друзья.

Ну-ка встанем в хоровод

Какой дружный мы народ.

Ленты вправо, влево, вниз

И немного покружись.

Ленты вьются, кружатся, летят,

Опустились и полежать хотят.

-Подойдем к столу и станем парами возле тазов.

ОПЫТ: «Воздух легче воды».

-Ребята, что вы видите на столе?

Д: Тазик с водой, стаканчики, трубочки, салфетки.

-Мы возьмём с вами трубочки. Что можно сделать с помощью трубочки?

Д: Подуть в воду. (дети дуют в тазики с водой)

-Что мы дули в трубочку?

Д: Мы дули воздух и получили много пузырей.

-Что происходит с пузырями?

Д: Поднимаются пузырьки на поверхность воды.

-Почему?

Д: Пузыри легче воды.

ВЫВОД: Воздух легче воды и поднимается вверх. (СХЕМА)

ОПЫТ: «Воздух существует».

-Сомните салфетку и затолкайте её в стакан так, чтобы она не падала ,когда мы перевернём стакан. Стакан перевернём, держим ровно и медленно погружаем стакан полностью в воду и достаём его. Посмотрите, салфетка намокла или нет?

 Д: Сухая.

-Почему?

Д: Стакан заполнен воздухом и воду не пусти в стакан, и салфетка осталась сухой).

ВЫВОД: Воздух в стакане не пускал воду намочить салфетку. (СХЕМА)

ОПЫТ: «Теплый воздух расширяется, а холодный сжимается».

Опыт поможет провести  (ребенок…).

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.  Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить в миску с горячей водой. Что вы видите?

- Шарик надулся, а почему?

-В бутылке находится воздух, он нагревается от горячей воды, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

-Шарик сдулся, почему?

-При охлаждении воздух сжимается и шарик уменьшается.

ВЫВОД: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. (СХЕМА)

-Давайте подойдём к доске и посмотрим на наши схемы наблюдения. Какие опыты мы провели, и о каких свойствах воздуха узнали?

1.  Человеку необходим воздух, чтобы жить. Воздух бесцветный.

2. Воздух невидим, но его можно обнаружить.

3. Воздух есть внутри человека .

4. Воздух можно почувствовать.

5. Воздух легче воды и поднимается вверх.

6. Воздух существует и заполняет любое пространство.

7.  Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Какой из опытов вам понравился больше? (ответы детей)

-Человек дышит чистым воздухом. Кто следит за чистотой воздуха на нашей планете?

Д: Экологи.

- Что в нашей жизни загрязняет воздух?

Д: Дым пожаров и костров, заводов, дым сигарет, пыль, выхлопные газы.

- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Д: Устанавливать фильтры на заводах и фабриках, поливать тротуары и дорожки, сажать деревья, цветы.

-В природе есть птица, которая любит дышать свежим воздухом и плавать в чистой воде – это лебедь. Я хочу подарить вам этих белых воздушных лебедей.

Спасибо вам ребята за сотрудничество, с вами было приятно и интересно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками средней группы "Воздух-неведимка"

Данный конспект позволяет сформировать представления о свойствах воздуха (невидим и находится в окружающем пространстве, не имеет запаха, прозрачен)...

занятие "Воздух- неведимка"

Цель: знакомство с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.Задачи:1. Дать детям представление о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издаёт звуки) .2. Р...

Проект "Воздух-неведимка"

Воздух играет очень важную роль в жизни каждого из нас, это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, ведь если бы не было его, не было и жизни на планете Земля. Благодаря воздуху наш орг...

Программа в средней группе на тему "воздух неведимка"

Программа разработана для детей средней группы по эксперементированию .Дети вместе своспитателем проводили опыты с воздухом и водой....

НОД "Воздух - неведимка"

Проведение НОД с опытами и экспериментами....

Воздух - неведимка

Итоговое открытое ООД по познавательному развитию "Воздух - неведимка"...

"Воздух-неведимка"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности«Воздух – невидимка»Во второй младшей группеПодготовила: Воспитательд/с №137 г.ТольяттиИжутова Н.А. Цель: познакоми...