Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами театрализованной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шмарова Татьяна Владимировна

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром с элементами театрализованной деятельности

в старшей группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим с элементами театрализованной деятельности

в старшей группе

Подготовила воспитатель ВКК

Шмарова Татьяна Владимировна

Цель: формировать представление о многообразии мира насекомых

Задачи:

воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к муравьям

- воспитывать любовь к природе

образовательные:

- углублять знания детей о муравьях, их образе жизни

- формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

развивающие:

- развивать любознательность, внимание, мышление, память

 -развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Словарная работа :

- активизировать словарь: личинка, хвойные иголки, труженики

- ввести в активный словарь: муравейник, санитары, зима катит в глаза (неожиданно наступает зима), удручена (огорчена), вешних (весенних), помертвело (собран урожай, в поле стоит мертвая тишина), нужда (недостаток чего-либо), мурава (молодая трава).

Предварительная работа: Знакомство с басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», рассматривание иллюстрации, дидактические игры «Насекомые» ,чтение пословиц, загадок, стихов о насекомых

Материал и оборудование: разрезные картинки насекомых, персонажи театра марионеток (муравей, стрекоза), ширма, проектор, пиктограмма, мнемотаблица.

Ход занятия:

  1. В.- Мы сегодня отправимся , а вот куда послушай те загадку:

Дом со всех сторон отрыт

Он резною крышей крыт

Заходи в этот дом

Чудеса увидишь в нем

В.- Что же это за дом такой?

Д.- Лес

В.- Здравствуй лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес

Дети, вспомните, кто живет в лесу?

Д.- В лесу живут дикие животные

В.- Каких животных вы знаете? (слайд 1)

Д.- ……

В.- Кого еще можем встретить в лесу?

Д.- В лесу очень много птиц

В.- Назовите их( слайд 2)

Д. –……..

В.- Назовите самых маленьких жителей леса

Д.- Самые маленькие жители леса – насекомые

В.- Что же происходит с насекомыми в это время года?

Д.- Насекомые боятся холода и с приходом холодов прячутся под кору дерева

2. ИГРА «ВЫЛОЖИ И РАССКАЖИ»

В.- Возьмите конвертики и сложите картинку, у кого кто получился.

Кто вспомнил загадки о насекомых

(дети загадывают загадки о том насекомом, который у них получился и рассказывают о нем)

ЗАГАДКИ

1.Не птица, а с крыльями.
Над цветами порхает
Медок собирает
.(пчела) (слайд)

Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах-
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты
.(пчела)

Трудолюбивые насекомые. Питаются нектаром цветов, делают мёд. На зиму засыпает. Обитают в ульях и дуплах

2..Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо
. (оса) (слайд )

3. Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поет,

А по листику ползет (божья коровка) (слайд 3)

У божьей коровки   на ножках выделяется молочко. Питаются тлёй. На зиму засыпают.

С неба в гости прилетела.

На цветочек тихо села.

Крылышки в горошек.

Шесть прекрасных ножек. (божья коровка)

4. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.(
 бабочка)

На цветке сидит "цветок",
Пьёт нектар -цветочный сок. (бабочка)
(слайд )

Они  все разные. Питаются нектаром цветов. У них разная, красивая окраска.

5.Чёрный, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.(
жук) (слайд )

Умеет летать. Питается растениями, живет в кроне деревьев, там и зимует.

6..Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит;
Сядет и укусит
. (комар) (слайд)

7. С цветочка – на травинку,
С листочка – на былинку.

Отталкиваясь ножками,
Летает над дорожками

На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)  (слайд )

Это зеленый - певчий кузнечик. Ещё бывают серые. Обитают на лугах. Питаются растениями и мелкими насекомыми. Могут сильно стрекотать.

8. Над нами трепещут былинки
Нам так хорошо и тепло,
У нас бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло.(
 стрекоза)

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это
?... (стрекоза)

 (слайд 9)

Стрекоз очень много, всё разные. Их называют -  живой вертолёт. Могут висеть в воздухе, питаются насекомыми,  их ловят налету. Очень боятся холода.

В.- Стрекоза предложила игру, давайте поиграем:

3. Динамическая пауза «Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась, - (потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась. - (руки вверх, потянулись)

Раз – росой она умылась, - (потерли ладонями щеки)

Два – изящно покружилась, -  (покружились на месте)

Три – нагнулась и присела -  (присели)

На четыре – полетела. -  (помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась,  - (легкий бег на месте)

Над водою закружилась -  (присели)

В.- Про какого насекомого мы забыли, кого выложил (ребенок)

4. Загадка:

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвоинок собирает,
Лес от гусениц спасает
. (муравей)

А вот маленький малыш

На плечах соломинка

Его в очках не разглядишь

А он сильнее слоника (муравей)

В.- Какой муравей? Что вы еще можете вспомнить о муравьях? (слайд)

К нам в гости пришел муравей и расскажет про свой домик (ребенок)

Стихотворение:

В этом городе живут

Только те, кто любит труд.

Дружные жители -

Дети и родители.

То упавшую хвоинку,

То засохшую травинку -

Всё заметят, подберут.

Ведь недаром их лесными

Санитарами зовут.

Долго дом из хворостинок
Собирала для семья,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы муравьи.

(Показ слайда, рассказ про муравейник)

Д.- Муравьи хорошие строители. Они строят терема – муравейники – это многоэтажный дом, теплый, уютный. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от ненастной погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Все  входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Муравьи содержат свои дома в чистоте. Живут они большой и дружной семьей. Правит – царица. Каждый день она откладывает огромное количество яиц, за ней ухаживают рабочие муравьи.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.

Описание муравейника.(слайд)

1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. "Коровник", где муравьи содержат тлей.

10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.

В.- Какую пользу приносят муравьи?

Д.- Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери.

ВЫВОД:

В. Муравьи очень маленькие, да и все насекомые, поэтому постарайтесь ни когда не обижать их, а охранять и беречь. Все они живут в лесу – это их дом.

5. ИГРА: «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?» (слайд)

6.  В народе насекомые – барометры, по их поведению люди предсказывают погоду.

Приметы:

 Пчела - к хорошей погоде рано просыпается и вылетает из улья.

Пчёлы летают вблизи ульев к дождю, улетают далеко в поле к хорошей погоде.

Комары - толкутся столбом – к хорошей погоде

Комары и мошки сильно кусаются – к дождю

Кузнечики -  вечером сильно стрекочут – к хорошей погоде.

Жуки жужжат – к непогоде

Много майских жуков – жди засухи.

Божья коровка -  быстро слетаю с руки – к хорошей погоде

7.В.- По каким признакам можно определить, что это  насекомое? (слайд)

Д.- Тело состоит из трех частей, шести ног, крыльев, усиков.(выкладываем пиктограмму) (слайд)

8. ИГРА «Кто что делает?» (назовите глагол)

Порхает (кто?) - … (Бабочка). Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает.

В.- Называю насекомое, а вы что оно умеет делать

В.- Пчела

Д.- Летает, собирает нектар

В.- Бабочка (порхает)

В.- кузнечик (прыгает, стрекочет)

В.- жук (летает, ползает, жужжит)

9.игра «Четвертый лишний» (слайд)

Теперь мы вам покажем представление по басне И.А. Крылова «Стрекоза и      Муравей»

Автор:  Попрыгунья Стрекоза
       Лето красное пропела,

       Оглянуться не успела,

       Как зима катит в глаза.
     
Звучит фонограмма муз. П.И. Чайковский «Октябрь»

      Помертвело чисто поле,

      Нет уж дней тех светлых боле

      Как под каждым ей листком

      Был готов и стол и дом.

      Все прошло: с зимой холодной
      Нужда, голод настает,
      Стрекоза уж не поет,
      И кому же в ум пойдет,
     На желудок петь голодный!
     Злой тоской удручена,
     К Муравью ползет она: 
(Появляются стрекоза и муравей).

 Стрекоза:  Не оставь меня, кум милый!
     Дай ты мне собраться с силой,
     И до вешних только дней,
     Прокорми и обогрей!

Муравей:  Кумушка, мне странно это:
     Да работала ль ты в лето?

Автор: Говорит ей Муравей.

Стрекоза:  До того ль, голубчик, было?
     В мягких  муравах  у нас -
     Песни, резвость всякий час,
     Так, что голову вскружило.

Муравей:  А, так ты...

Стрекоза: Я без души лето целое все пела.

Муравей: Ты все пела? Это дело:
     Так  пойди же, попляши!

ВЫВОД:

Мир насекомых разнообразен. Называются они так, потому что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Появились они очень давно – 250 млн. лет назад. Сегодня мы с вами поговорили о некоторых из них. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования во 2 младшей группе. «Песок. Свойства песка».

Развивать позновательную активность детей в процессе эксперементирования.Расширить знания детей о свойствах сухого и мокрого песка,активизировать речь и обогащать словарь детей. Воспитывать культурно-...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ « ТЕРЕМОК»

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами арт терапии для старшей группы Тема: «Добрая морская сказка»

Совершенствовать знания детей о подводном мире, о морских и речных обитателях и  снятие психоэмоционального напряжения посредством песочной терапии....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами театрализованной деятельности " Путешествие в страну профессий"

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых....