Конспект НОД «Клюква-северная ягода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Автор: Федькушова Надежда Вячеславовна

Тема: «Клюква-северная ягода»

Возрастная группа: старшая

Форма проведения: опытно-экспериментальная деятельность

Цель: Познакомить детей с северной ягодой клюквой и рассказать о её свойствах. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды.

Задачи:

- Закреплять знания о растениях болот.

- Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук.

- Учить делать выводы, анализировать.

- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Предварительная работа: рассказ детям «Что такое болото?», показ фильма «Животные и растения болот», дидактическая игра «Хорошо-плохо», упражнение «Растения болота» (разрезные картинки), просмотр мультфильма «Тихое болото», дидактическая игра «Четвёртый лишний», настольно – печатная игра «Ягоды» (лото).

Организационный момент (4 мин.)

Дети сидят на стульчиках, приходит Ёжик Вежа.

Ёжик: - Здравствуйте, ребята! Через болото к вам спешил, но лапки я не промочил.

Ребята, а как вы думаете, почему я лапки не промочил? (зимой болото замерзает, покрывается льдом). И не только болото, но и ….(ответы детей).

-А знаете ли вы, что такое болото? (Болото - избыточно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями, вода в болоте стоячая). Какие вы «знайки», молодцы! А сейчас немного поиграем.

Игра «Хорошо-плохо»

(чем хорошо болото и чем плохо?)

Предполагаемые ответы детей:

Хорошо – болото, место обитания животных (насекомые, лягушки, ящерицы, ондатра, птичка кулик…) Молодцы!  Многие животные приходят просто на водопой. Растут растения, (камыш, пушица, кукушкин лён, багульник), ягоды-клюква, морошка, водяника),

Ёжик: - Я загадаю вам одно из болотных растений, послушав внимательно мою загадку, постарайтесь её отгадать.

Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (Ответ: Клюква)

Молодцы, правильно – это клюква! А сейчас, я вам предлагаю послушать рассказ о северной ягоде клюкве. И вы узнаете, чем же полезна клюква?

Основная часть (16 мин.)

Показ презентации «Всё про клюкву»

1слайд

Клюква – волшебная ягода из северных лесов растёт на болотах. У нее характерный кисловатый вкус. «Царица болот», так называют клюкву.

2слайд

Клюква – вечнозеленый кустарник с овальными листочками. Кустики невысокие, усеянные красными бусинами ягод. По весне можно увидеть, как цветет клюква. А созревает она к началу сентября.

Клюква не боится снегов и заморозков. Потому собирать ягоды можно как в осенний сезон, так и в начале весны, когда сходит снег. Но вкус у подснежной клюквы будет немного отличаться. К характерной кислинке прибавится сладковатый вкус. Собирать можно лишь спелые ягоды.

3слайд

В пищу употреблять ягоду можно в следующих вариантах: в свежем виде; в качестве отвара, сока или морса; в виде клюквенного варения или джема; используется клюква для десертов, начинки для сладкой выпечки; добавляют клюкву в коктейли, а клюквенный сироп может стать прекрасным дополнением для мороженого или блинчиков.

4слайд

Врачи советуют употреблять клюкву в разном виде с целью избавления от простуды. Морсы сбивают повышенную температуру тела, укрепляют наш организм, борются с микробами и болезнями.

Употребление клюквы помогает сохранить здоровье глазам, также сохраняет здоровыми ногти, волосы.

Ёжик: Ребята, что вы скажете про клюкву? Чем она полезна? Что можно из неё приготовить? (ответы детей).

Молодцы! А вы бы сами хотели приготовить морс?

Скоро праздник Новый год, и вы могли бы помочь своим мамам приготовить праздничный стол. Готовить морс мы будем в нашей лаборатории. Перед тем как мы начнём готовить морс, мы клюкву исследуем.

 А чтобы у нас всё удачно получилось, мы немножко разомнёмся

Физ. минутка «Клюква» (автор Федькушова Н.В)

На болото мы пойдём, (шагаем на месте)

В лукошко клюкву наберём, (наклоны, «кладём клюкву в лукошко»)

Круглую, (разводим руками, делаем круг в воздухе)

Красную, (надуваем щёки)

Кислую, (морщимся)

Вкусную. (выставляем кулачки, приподнимая большой палец).

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Молодцы, проходите в лабораторию и переодевайтесь в спец. одежду.

Опыт 1. (приложение 1)

Возьмите одну ягодку ложечкой и положите её в тарелку. Рассмотрим ягоду через лупу. Какая ягода? Затем возьмите зубочистку и легонько проткните ягоду. Что вы наблюдаете? Делаем вывод. Клюква круглая, красного цвета, внутри ягоды сок. Отодвиньте тарелочку с ягодой немного в сторону.           

Опыт 2. Возьмите чашку, с помощью ложки положите в чашку несколько ягодок клюквы, затем возьмите «толкушку», и начинаем давить ягоды. Наблюдаем выделение сока и отделение мякоти. Вывод. Ягода мягкая.

Опыт 3. У вас у всех на чашках стоит условная красная мерка.

Теперь берём кипячёную воду. Какого цвета вода? И переливаем её в чашку до условной мерки. Размешайте с помощью ложки. Попробуйте чуть -чуть. Какой на вкус получился морс, на цвет? Вывод. Ягода меняет цвет и вкус воды.

Опыт 4. А что нужно сделать, чтобы морс получился вкусным? Правильно добавить сахар.

С помощью другой чайной ложки добавьте в морс одну чайную ложку сахарного песка и тщательно перемешайте. Попробуйте. Какой теперь морс? А цвет изменился? Молодцы, морс у вас получился.

Вывод. С добавлением сахарного песка в морс - цвет не меняется, а меняется вкус.

Ёжик: Попробуйте свой морсик! (приложение 4)

Итог (1 мин).

Ёжик: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? Мне тоже всё очень понравилось, и я приготовил для вас подарок-клюквенный пирог. Попьёте чай с пирогом за ужином у себя в группе. До новых встреч!

Технические средства: ноутбук, мультимедиа.

Другие материалы: игрушка «ёжик Вежа», презентация «Всё про клюкву», спец. одежда для работы в лаборатории (Фартук, бахилы, шапочка, маска на каждого ребёнка); лупа, шпажка, «толкушка», одноразовые стаканы, тарелочки, размешиватель, ложка, ягода клюква, сахарный песок, вода питьевая.

 

Методическая литература

1.     Петров В.В. Мир лесных растений Москва, 2008.

2.     Сотник В. Ф., Кладовая здоровья, Москва,2003.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyukva_2.pptx503.54 КБ
Файл klyukva_3.pptx2.95 МБ
Файл klyukva-severnaya_yagoda_1.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Автор: Федькушова Надежда Вячеславовна

Тема: «Клюква-северная ягода»

Возрастная группа: старшая

Форма проведения: опытно-экспериментальная деятельность

Цель: Познакомить детей с северной ягодой клюквой и рассказать о её свойствах. Обогатить представления детей о значении и роли северной ягоды.

Задачи: 

- Закреплять знания о растениях болот.

- Развивать любознательность, познавательный интерес, мелкую моторику рук.

- Учить делать выводы, анализировать.

- Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Предварительная работа: рассказ детям «Что такое болото?», показ фильма «Животные и растения болот», дидактическая игра «Хорошо-плохо», упражнение «Растения болота» (разрезные картинки), просмотр мультфильма «Тихое болото», дидактическая игра «Четвёртый лишний», настольно – печатная игра «Ягоды» (лото).

Организационный момент (4 мин.)

Дети сидят на стульчиках, приходит Ёжик Вежа.

Ёжик: - Здравствуйте, ребята! Через болото к вам спешил, но лапки я не промочил.

Ребята, а как вы думаете, почему я лапки не промочил? (зимой болото замерзает, покрывается льдом). И не только болото, но и ….(ответы детей).

-А знаете ли вы, что такое болото? (Болото - избыточно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями, вода в болоте стоячая). Какие вы «знайки», молодцы! А сейчас немного поиграем.

Игра «Хорошо-плохо»

(чем хорошо болото и чем плохо?)

Предполагаемые ответы детей:

Хорошо – болото, место обитания животных (насекомые, лягушки, ящерицы, ондатра, птичка кулик…) Молодцы!  Многие животные приходят просто на водопой. Растут растения, (камыш, пушица, кукушкин лён, багульник), ягоды-клюква, морошка, водяника),

Ёжик: - Я загадаю вам одно из болотных растений, послушав внимательно мою загадку, постарайтесь её отгадать.

Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со мной знаком? (Ответ: Клюква)

Молодцы, правильно – это клюква! А сейчас, я вам предлагаю послушать рассказ о северной ягоде клюкве. И вы узнаете, чем же полезна клюква?

Основная часть (16 мин.)

Показ презентации «Всё про клюкву»

1слайд 

Клюква – волшебная ягода из северных лесов растёт на болотах. У нее характерный кисловатый вкус. «Царица болот», так называют клюкву.

2слайд 

Клюква – вечнозеленый кустарник с овальными листочками. Кустики невысокие, усеянные красными бусинами ягод. По весне можно увидеть, как цветет клюква. А созревает она к началу сентября.

Клюква не боится снегов и заморозков. Потому собирать ягоды можно как в осенний сезон, так и в начале весны, когда сходит снег. Но вкус у подснежной клюквы будет немного отличаться. К характерной кислинке прибавится сладковатый вкус. Собирать можно лишь спелые ягоды.

3слайд 

В пищу употреблять ягоду можно в следующих вариантах: в свежем виде; в качестве отвара, сока или морса; в виде клюквенного варения или джема; используется клюква для десертов, начинки для сладкой выпечки; добавляют клюкву в коктейли, а клюквенный сироп может стать прекрасным дополнением для мороженого или блинчиков.

4слайд

Врачи советуют употреблять клюкву в разном виде с целью избавления от простуды. Морсы сбивают повышенную температуру тела, укрепляют наш организм, борются с микробами и болезнями.

Употребление клюквы помогает сохранить здоровье глазам, также сохраняет здоровыми ногти, волосы.

Ёжик: Ребята, что вы скажете про клюкву? Чем она полезна? Что можно из неё приготовить? (ответы детей).

Молодцы! А вы бы сами хотели приготовить морс?

Скоро праздник Новый год, и вы могли бы помочь своим мамам приготовить праздничный стол. Готовить морс мы будем в нашей лаборатории. Перед тем как мы начнём готовить морс, мы клюкву исследуем.

 А чтобы у нас всё удачно получилось, мы немножко разомнёмся

Физ. минутка «Клюква» (автор Федькушова Н.В)

На болото мы пойдём, (шагаем на месте)

В лукошко клюкву наберём, (наклоны, «кладём клюкву в лукошко»)

Круглую, (разводим руками, делаем круг в воздухе)

Красную, (надуваем щёки)

Кислую, (морщимся)

Вкусную. (выставляем кулачки, приподнимая большой палец).

Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей). Молодцы, проходите в лабораторию и переодевайтесь в спец. одежду.

Опыт 1. (приложение 1)

Возьмите одну ягодку ложечкой и положите её в тарелку. Рассмотрим ягоду через лупу. Какая ягода? Затем возьмите зубочистку и легонько проткните ягоду. Что вы наблюдаете? Делаем вывод. Клюква круглая, красного цвета, внутри ягоды сок. Отодвиньте тарелочку с ягодой немного в сторону.            

Опыт 2. Возьмите чашку, с помощью ложки положите в чашку несколько ягодок клюквы, затем возьмите «толкушку», и начинаем давить ягоды. Наблюдаем выделение сока и отделение мякоти. Вывод. Ягода мягкая.

Опыт 3. У вас у всех на чашках стоит условная красная мерка.

Теперь берём кипячёную воду. Какого цвета вода? И переливаем её в чашку до условной мерки. Размешайте с помощью ложки. Попробуйте чуть -чуть. Какой на вкус получился морс, на цвет? Вывод. Ягода меняет цвет и вкус воды.

Опыт 4. А что нужно сделать, чтобы морс получился вкусным? Правильно добавить сахар.

С помощью другой чайной ложки добавьте в морс одну чайную ложку сахарного песка и тщательно перемешайте. Попробуйте. Какой теперь морс? А цвет изменился? Молодцы, морс у вас получился.

Вывод. С добавлением сахарного песка в морс - цвет не меняется, а меняется вкус.

Ёжик: Попробуйте свой морсик! (приложение 4)

Итог (1 мин).

Ёжик: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей). Что нового вы сегодня узнали? Мне тоже всё очень понравилось, и я приготовил для вас подарок-клюквенный пирог. Попьёте чай с пирогом за ужином у себя в группе. До новых встреч!

Технические средства: ноутбук, мультимедиа.

Другие материалы: игрушка «ёжик Вежа», презентация «Всё про клюкву», спец. одежда для работы в лаборатории (Фартук, бахилы, шапочка, маска на каждого ребёнка); лупа, шпажка, «толкушка», одноразовые стаканы, тарелочки, размешиватель, ложка, ягода клюква, сахарный песок, вода питьевая.

Методическая литература 

  1. Петров В.В. Мир лесных растений Москва, 2008.
  2. Сотник В. Ф., Кладовая здоровья, Москва,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации "Ягоды и яблочки на блюдечке"

Конспект по аппликации во второй младшей группе...

Конспект логопедической НОД. Лес. Ягоды.

Конспект подгрупповой непосредственной образовательной логопедической деятельности для детей с ОНР в старшей группе. На данном занятии закрепляются представления детей о лесе и растениях, произрастающ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "ЯГОДЫ" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

конспект НОД на тему "ЯГОДЫ" средняя группа

задачи НОД:  систематизировать знание детей о лесних и садовых ягодах, закрепить название ягод.закрепить навыки аккуратного наклеивания, развивать мелкую моторику воспитывать бережное отноше...

Конспект занятия "Фрукты, овощи, ягоды"

Конспект логопедического занятия по теме "Фрукты, овощи, ягоды. Дифференциация"...

Конспект по изобразительной деятельности «Ягоды для мишки» в I мл. гр.

Закреплять навык рисования красками способом примакивания пальцев к листу бумаги....