Конспект логопедической НОД. Лес. Ягоды.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Новикова Наталья Адамовна

Конспект подгрупповой непосредственной образовательной логопедической деятельности для детей с ОНР в старшей группе. На данном занятии закрепляются представления детей о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточненяется, расширяется и активизируется словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды»  Совершенствуется грамматический строй речи. Совершенствовуются элементарные математические представления, навык счёта в пределах пяти. Автоматизируется навык слогового анализа слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les.yagody.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение  

центр развития ребенка – детский сад ст. Северской

муниципального  образования Северский район

Подгрупповая НОД

в старшей группе

для детей с ОНР.

Лексическая тема

«Лес. Грибы. Ягоды.»

                             

                                Учитель-логопед: Новикова Н.А.

       

           Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберёзовик, лисичка, мухомор, опёнок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе). Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счёта в пределах пяти. Совершенствование навыка слогового анализа слов.

         Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонной и общей моторики, координации речи с движением.

          Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения  природе.

          Оборудование. Наборное полотно, корзинка с плоскостными изображениями грибов, картинка-загадка «Что ты видишь?», плоскостные изображения корзинок коричневого и оранжевого цветов и рабочие тетради по числу детей, контейнер с цветными карандашами.

        Предварительная работа. Чтение рассказов В.Зотова из книги «Лесная мозаика». Рассматривание предметных картинок с изображениями съедобных и ядовитых грибов, лесных ягод. Разучивание упражнения «По ягоды».

        

Ход занятия

1. Организационный момент. (Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.)

        Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзине лежат плоскостные изображения грибов.

      Л о г о п е д. Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете и пройдите за стол.

     Дети берут по одному грибу и встают рядом со своими стульчиками, стоящими вокруг стола. Логопед помещает на наборное полотно картинку-загадку.

      Л о г о п е д. Сейчас сядет тот, кто увидел свой гриб на картине-загадке.

      Трое детей садятся.

     Л о г о п е д. Почему ты не села, Ариша?

      Р е б ё н о к. У меня лисичка. Её нет на картинке.

      Л о г о п е д. Верно. Садись. А какие грибы есть у меня на картинке, но нет у вас?

      Д е т и. На картинке есть опята.

       Л о г о п е д. Правильно. Вот какие вы внимательные! А теперь разделите названия своих грибов на слоги и прохлопайте их.

      2. Упражнение «Раздели на слоги». (Совершенствование навыка слогового анализа слов.)

       Логопед убирает картинку-загадку.

1-й ребёнок. Бо-ро-вик.

2-й ребёнок. Му-хо-мор.

3-й ребёнок. По-до-си-но-вик.

4-й ребёнок. Ли-сич-ка.

       Л о г о п е д. Молодцы. Вы справились и с этим заданием. А у кого из вас было самое длинное слово?

       Д е т и. У Маши.

       Л о г о п е д. Давайте прохлопаем его вместе.

       Д е т и. По-до-си-но-вик.

       Л о г о п е д. Сколько слогов в этом слове?

       Д е т и. Пять слогов.

      Л о г о п е д. Отлично. Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и узнаёте их на картинках. Сегодня мы с вами начнём разговор о лесе, о грибах и ягодах, которые он нам дарит осенью, о том, как нужно вести себя в лесу.

       3. Упражнение «За грибами». (Развитие речевого слуха, памяти, элементарных математических представлений (совершенствование навыков счёта в пределах пяти).)

         Логопед помещает на коврограф плоскостные изображения грибов, которые выбрали дети.

        Л о г о п е д. Осенний лес дарит нам много грибов. Какие грибы вы знаете?

        Д е т и. Подберёзовик, сыроежка, волнушка, груздь.

       Логопед помещает плоскостные изображения названных грибов на коврограф.

      Л о г о п е д. Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему?

     Д е т и. Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.

    Логопед убирает изображения грибов.

    Л о г о п е д. А какие ещё несъедобные грибы вы знаете?

    Д е т и. Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.

    Л о г о п е д. Молодцы. Вы хорошо знаете съедобные и ядовитые грибы. С вами можно идти за грибами. Послушайте загадку «За грибами» и помогите мне решить задачу.

                                               Только я в кусты зашла -

                                               Подосиновик нашла,

                                               Две лисички, боровик

                                               И зелёный моховик.

                                               Сколько я нашла грибов?

                                                У кого ответ готов?

Д е т и. Пять грибов.

Л о г о п е д. Перечислите их названия.

Д е т и. Подосиновик, две лисички, боровик, моховик.

Л о г о п е д. Верно. Молодцы!

4. Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков. (Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков.)

       ЛОГОПЕД ПРИГЛАШАЕТ ДЕТЕЙ К ЗЕРКАЛУ, ПРЕДЛАГАЕТ ИМ СЕСТЬ ПРАВИЛЬНО, ПОЛОЖИТЬ РУКИ НА КОЛЕНИ. ПОД КОНТРОЛЕМ ЛОГОПЕДА ДЕТИ ПО 3-4 РАЗА ДЕЛАЮТ ВСЕ ОТРАБОТАННЫЕ РАНЕЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЗ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

5. Подвижная игра «По ягоды» (Развитие общей моторики, координации движений.)

     Логопед приглашает детей пройти на ковёр, предлагает им встать в круг.

     Л о г о п е д. В осеннем лесу мы можем найти не только грибы и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?

     Д е т и. Клюкву.

     Л о г о п е д. Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

Мы шли-шли-щли,                                                 Маршируют по кругу, держат руки

        на поясе.

Много клюквы нашли.        Наклоняются, правой рукой касаются

         носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,                            Опять маршируют по кругу.

Мы опять идём искать.        Наклоняются, правой рукой касаются

        Носка левой ноги, не сгибая колен.

         Л о г о п е д. Вот сколько клюквы мы набрали. А какие ещё лесные ягоды вы знаете, но собирают их летом, а не осенью?

        Д е т и. Земляника, малина, черника, голубика, ежевика, брусника, морошка.

        6. Игра «Разноцветные лукошки».( Развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков Б – П в ряду звуков, слогах, словах (повторение и закрепление).)

        Логопед раздаёт детям плоскостные изображения корзинок коричневого и оранжевого цветов.

       Л о г о п е д. А теперь мы с вами снова отправимся в лес. У вас есть по две корзинки. Коричневая корзинка для звука П, слогов и слов с ним. А оранжевая корзинка – для звука Б , слогов и слов с ним. Слушайте меня внимательно и поднимайте коричневую корзинку, если услышите звук П, оранжевую – если услышите звук Б. Поднимайте обе корзинки, если услышите тот и другой звук. На другие звуки корзинки поднимать не нужно.

        А, п, б, т, у, б, м, п, в, б.

        Да, бо, пу, бы, во, па.

        Подосиновик, боровик, малина, морошка, брусника, подберёзовик.

        Л г о п е д. Молодцы! Вы не допускали ошибок!

7. Упражнение «У кого сколько?» (Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже).)

       Логопед закрепляет в каждой корзинке с помощью «липучек» по несколько грибов.

       Л о г о п е д. Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.

      1-й ребёнок. Я нашёл три подберёзовика.

      2-й ребёнок. А у меня два груздя.

      3-й ребёнок. Я нашла четыре волнушки.

      4-й ребёнок. А я нашла пять лисичек.

  8. Работа в тетради №1. (Развитие тонкой моторики. Профилактика оптической дисграфии.)

       Логопед собирает плоскостные изображения корзинок с грибами, приглашает детей за стол, раздаёт им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

      Л о г о п е д. Откройте тетради там, где лежит закладка. Что вы видите на левой страничке?

    Д е т и. Мы видим лесные ягоды.

    Л о г о п е д. Перечислите их названия.

    Д е т и. Малина, черника, земляника.

    Л о г о п е д. Послушайте загадку. О какой она ягоде?

                                      На полянке у дорожи

                                      Красные горошки.

                                      Кто мимо пройдёт –

                                      В рот себе кладёт.

   Дети. Это земляника.

   Л о г о п е д. Как вы догадались?

    Д е т и. Она растёт у дорожки на низких кустиках и похожа на маленькие красные горошки.

   Л о г о п е д. Возьмите красный карандаш и обведите землянику по контуру, а потом раскрасьте её. Для того, чтобы раскрасить «воротничок» у ягодки, вам потребуется зелёный карандаш. Выполняйте задание.

       Дети выполняют задание логопеда, а он оценивает их работу.

      Л о г п е д. После дневного сна вы обведёте по контуру чернику тёмно-синим карандашом, а малину – тёмно-красным.

9. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

     Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия на тему: "Поздняя осень.Ягоды.Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах, предложениях".

Данный конспект поможет учителям -логопедам спланировать логопедическое занятие по теме: "Поздняя осень. Ягоды. Дифференциация звуков "с-ш" в слогах, словах и предложениях".При планировании занятия я ...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: В лес по грибы и ягоды.

Обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Грибы. Ягоды»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Дары леса. Ягоды»

Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представлений о лесе и растениях которые растут в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи,...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Грибы, ягоды"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Грибы, ягоды"...