Программа по экологии
методическая разработка по окружающему миру на тему

Гостищева Людмила Александровна

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования социально-экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию социально-экологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma.doc500 КБ

Предварительный просмотр:



Авторская программа

"Школа социально-экологических наук".

по социально-экологическому воспитанию и

образованию дошкольников "Малышок"

                                                                   

               

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка ____________________________________4
  2. Цели и задачи программы_________________________________8
  3. Особенности реализации программы.__________________10
  4. Планируемые результаты освоения детьми                                 программы «Школа социально-экологических наук»_________________________________________________________15
  5. Формы представления результатов_____________________16
  6. Учебно - тематический план._____________________________18
  7. Методическое обеспечение.______________________________21
  8. Литература__________________________________________________22

                                                                                 

  “Любить природу – значит  

                                                                       любить Родину”

                                                                                                            (М.Пришвин)

            Пояснительная записка

   Направленность программы.

Целью воспитания является воспитание нравственной, гармонически развитой личности с творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Индивидуальный подход - один из главных принципов современной педагогики. Ребенок – это субъект собственного развития. Однако следует учесть, что одновременно решается вопрос не только становления начал социально-экологической культуры у детей, но и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем социально-экологической культуры - важнейшее условие развития детей).

Программа социально-экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры поселка Яя является авторской и создана с учетом Федеральных государственных требований дошкольного образования. В её основе - годовой цикл народного календаря с использованием национальных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.

Проанализировав понятийный аппарат "Социально-Экологического воспитания" можно сделать вывод, что главной целью социально-экологического воспитания является формирование социально-экологической культуры - совокупностей социально-экологического сознания, социально-экологических чувств и социально-экологической деятельности. А социально-экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств, всестороннего развития и воспитания.

     Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

От социально-экологического состояния окружающей среды зависит качество жизни всех жителей нашей планеты, наше настоящее и будущее. А дети и есть наше будущее!

Объективная необходимость создания авторской программы "Школа социально-экологических наук" состоит из двух аспектов: теоретического и практического.

Теоретический аспект - это систематизация собственного методического опыта, экспериментальных данных, диагностического материала по социально-экологическому воспитанию старших дошкольников, полученному в ходе наблюдений, бесед с воспитанниками и их родителями.

Практический аспект - это создание единого воспитательно-образовательного пространства по социально-экологическому воспитанию в системе: ДОГ - семьи воспитанников - природоохранные организации.

Вышеперечисленные условия позволяют говорить о сложившихся необходимых и достаточных причинах разработки авторской программы по социально-экологическому воспитанию дошкольников в условиях конкретной ДОГ, её актуальности и педагогической целесообразности.

Новизна программы "Школа социально-экологических наук" в том, что понятие социально-экологического воспитание рассматривается через призму народных традиций и духовной культуры казачества. В основе построения программы, тематики занятий- годовой цикл народного календаря с использованием местных традиций празднования, наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников.

Отличительные особенности данной программы

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Нами были рассмотрены и современные программы социально-экологического воспитания и образования дошкольников:

"Юный эколог" С. Николаевой, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, программа Н. А. Рыжовой "Наш дом – природа" (1998), нацеленная на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. Наряду с этим следует отметить, что в последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России по разработке программ социально-экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.

Программа "Школа социально-экологических наук" ориентирована на системный, интегрированный подход в социально-экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения.

Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, социально-экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Формирование основ социально-экологической культуры у детей — дошкольников происходит не только на занятиях по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования социально-экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности по привитию социально-экологических знаний.

Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Цели и задачи программы.

   Цель программы: Формирование у старших дошкольников начал социально-экологической культуры, подразумевающей сформированное социально-экологическое сознание, социально-экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия.

    Задачи:

  1. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.
  2. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. Знакомить с флорой и фауной Яйского района, как частицей природных богатств Кузбасса .
  3. Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
  4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
  5. Использовать совместный труд родителей и детей на участках детского сада (уборка, строительство горок, посадка цветов, деревьев и т.д.), совместные турпоходы, организацию экологических, традиционных народных и православных праздников.
  6. Наблюдение, изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому, социальному воспитанию дошкольников.
  7. Сформированность у воспитанников позитивной жизненной доминанты, социально- нравственных представлений в соответствии с нормами человеческой морали; знакомство детей и их родителей с природоохранной деятельностью в поселке, районе и укрепление связей ДОГ и семьи в деле социально-экологического воспитания ребенка - одно из ведущих направлений программы "Школа социально-экологических наук"

 Особенности реализации программы.

    Структура программы:

Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл.

Каждый такой цикл, включает 2-3 "рабочих" занятия, экскурсию или тематическое  интегрированное занятие (живопись, музыка, поэзия).

Сезонный блок (а их 4:осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником. Развлечением, театральной постановкой или кукольным спектаклем.

     Структура занятий:

Разминка: игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления.

Основное занятие: игра, викторина,  исследование, решение поставленной задачи в группах, презентация работы. Смена видов деятельности сопровождается, физминуткой.  

Рефлексия.

    Режим проведения занятий:

Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение и обобщение материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.

  1. Блок "Яйские посиделки" - п.г.т.Яя!"

Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с природными особенностями родного поселка, обобщение и систематизацию знаний детей о заповедных природных уголках района. Предусмотрено ознакомление с основными традициями земледельцев, связанными с празднованием Покрова. В этом блоке проходит первое занятие по теме здоровьесбережения: «Школа Здоровячка». В дальнейшем занятия этого цикла присутствуют в каждом блоке. Их наполняемость зависит от сезона и конкретных воспитательных задач, выдвигаемых педагогом на том или ином этапе работы по программе. Кроме того, в этом блоке рекомендовано проведение таких мероприятий, как:

Диагностика знаний детей о родном поселке.

Консультирование родителей о социально-экологическом воспитании в семье.

Экскурсия в парк.

Кукольный спектакль-сказка "Кто как к зиме готовится" ( в постановке взрослых и детей)

Выставка детских рисунков "Я люблю свой поселок!"

Тематическое интегрированное занятие "Батюшка Покров, не будь суров"

Организация семейного "капустника"

Оформление папки-передвижки "Осенние праздники. Отмечаем всей семьей"

  1. Блок "Знай, люби и сохраняй"

Содержание данного блока направлено на формирование знаний детей об особенностях животного мира Кузбасса и Яйского района. Дать представления о климатических и погодных условиях нашего района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса. Рекомендованы также такие виды работы, как:

Экологическая акция "Рождественский букет", "Кормушка"

Развлечение совместно с родителями "Как на масляной неделе"

Выпуск информационного буклета "Наш поселок в вопросах и ответах"

Конкурс социально-экологических рисунков-плакатов "Береги природу родного края!"

  1. Блок "Я - мыслитель"

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с основными понятиями живой и неживой природы через экспериментальную деятельность. Этот блок можно назвать «блоком проектов», так как именно эта форма организации работы с дошкольниками позволит привлечь к участию в исследовательской деятельности и родителей воспитанников. Темы проектов, как и вопросы, подлежащие исследованию, воспитатель подбирает индивидуально, с учетом подготовленности ребенка, его личностных качество, интересов, а так же пожеланий родителей.

  1. Блок "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"

Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Здесь раскрывается понятие «экология души». Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать не только представления о свойствах трех основных стихий (солнце, воздух и вода) и их влиянии на человека. В ходе занятий происходит ознакомление с традициями празднования Троицы, Яблочного Спаса -значимых не только православных, но и земледельческих праздников. Это позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями. Рекомендованы также такие виды работы, как:

Социально-Экологическая акция "Наша клумба".

Развлечение совместно с родителями "Берёзкины именины".

Выпуск информационного буклета "Будь здоров".

Конкурс экологических рисунков-плакатов "Наш дом-планета Земля!".

Экскурсия в церковь для освящения яблок.

"Семейный поход".

   Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы.

Программа социально-экологического воспитания и образования "Школа социально-экологических наук" рассчитана на детей старшего, подготовительного к школе возраста- 5-7лет.

   Сроки реализации программы.

Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам социально-экологических знаний.

   Формы и режим занятий.

Занятия по программе "Школа социально-экологических наук" начинаются с третьей декады сентября месяца. Первые недели сентября - адаптационные, практические занятия с детьми не проводятся.

Для детей подготовительной группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность.

Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий:

  • Игра
  • Беседа
  • Экскурсия
  • Конкурс
  • Наблюдение
  • Экспериментальная деятельность
  • Акция
  • Выставка
  • Викторина
  • Лабораторное занятие
  • Открытое занятие
  • Практическое занятие
  • Презентация

Планируемые результаты освоения детьми

программы "Школа социально-экологических наук".

 Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К семи годам ребёнок:

  • знает животный и растительный мир своего поселка, района. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны Кемеровской области;
  • проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям
  • любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
  • стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
  • привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
  • обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
  • знает природоохранные объекты в районе; “
  • знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: "Яблочный Спас", "Масленица", "Вербное Воскресенье", "Пасха", "Троица", "День Земли", "Шумят Сибирские Березки", "День птиц", "День посадки деревьев", "Всемирный день охраны окружающей среды".

            Формы представления результатов:

  • Уровень социально-экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д.
  •  Оценка знаний об окружающем мире.
  • Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
  • Осознанность- степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.
  • Доказательность- умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.
  • Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.
  • Оценка отношения к окружающему миру.
  • Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с  позиции имеющихся социально-экологических представлений.
  • Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.
  • Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать социально -экологически обоснованным нормам и правилам.

    Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

В ходе реализации программы "Школа социально-экологических наук" планируются  следующие формы подведения итогов:

  • Открытые занятия с элементами проектной деятельности. С социально-экологическими проектами воспитанники ДОГ.
  • Социально-Экологические акции: "Мои добрые дела", "Земля", "Птичья столовая", "Первоцвет" и др.
  • Социально-Экологические спектакли  - "Не рвите цветы", "Репка", "Путешествие в зимний лес", "Как зима с весной встретились", "Путешествие в осенний лес", "Наши зеленные друзья".
  • Выпуск социально-экологической газеты ДОГ "У сороки на хвосте-вести".
  • Рисование на социально-экологическую тематику.
  • Досуги, социально-экологические, народные праздники и т.п.
  • Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии

             Учебно - тематический план.

Учебно-тематический план по программе "Школа социально-экологических наук"

№ п/п

Наименование разделов, блоков.

  Темы.

Количество занятий.

I блок.

"Яйские посиделки -п.г.т. Яя!"

Приметы осени.

3

Наш парк.

1

Батюшка Покров, не будь суров.

4

Знакомые незнакомцы.

2

Школа Здоровячка.

2

10

№ п/п

Наименование разделов, блоков.

  Темы.

Количество занятий.

II блок.

"Знай, люби и сохраняй"

Животный мир нашего района.

4

Рождественский букет.

1

Птичья столовая.

1

Что такое заповедник?

4

Как на масляной неделе.

1

Школа Здоровячка.

3

12

 

№ п/п

Наименование разделов, блоков.

  Темы.

Количество занятий.

III блок.

" Я-мыслитель."

Живое-неживое.

3

Верба-вербочка.

1

Птичья столовая.

2

Наши друзья-растения.

1

Путешествие по сказкам.

4

Это интересно знать.

1

Школа Здоровячка.

4

12

 

№ п/п

Наименование разделов, блоков.

  Темы.

Количество занятий.

IVблок.

«Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!»

 

Березкины  именины.

2

Волшебница-водица.

2

Солнечный секрет.

2

Ветер, ветер, ты могуч!

3

Путешествие по сказкам.

1

Яблочный Спас-яблочки припас.

1

Школа Здоровячка.

5

16

 

Итоговые занятия.

 (январь) Зимний социально-экологический праздник с элементами театрализации;

 (август) Социально-Экологический КВН "Мы защитники природы!";

В работе с дошкольниками по их социально-экологическому воспитанию и обучению рекомендован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. социализацию и экологизацию различных видов деятельности ребенка;

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку;

предложенные материалы используется с учетом конкретных условий организации работы, индивидуальных особенностей воспитанников. Допускается избирательное использование материала, замена тех или иных видов работы на равнозначные по содержанию.

 

 Методическое обеспечение. 

1) Учебные и методические пособия по программе

(см. список литературы).

2) Материалы из опыта работы:

a) физкультминутки, загадки;

б) конспекты занятий;

в) экологические викторины;

г) социально-экологические досуги, праздники;

д) дидактические игры;

е) диагностические карты, анкеты;

ж) компьютерные презентации на темы: "Мой поселок", "Вода", "Воздух", "Заповедные места", "Песок", "Глина", "Советы для здоровья" и др.

Литература.

1. Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство" Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2010 г. под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.

2. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Я и природа" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005

3. Программа "Наш дом – природа" Блок занятий "Волшебница вода" М., Линка-Пресс, 1997.

4. Программа "Наш дом – природа", Блок занятий "Воздух – невидимка" М., Линка-Пресс, 1997.

5. Программа "Наш дом – природа", "Что у нас под ногами" Блок занятий "Песок. Глина. Камни" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005

6. Программа "Наш дом – природа", "Почва – живая земля", Блок занятий "Почва" ООО "Карапуз-дидактика" Москва 2005

7. Праздник волшебной воды. Дошкольное воспитание, №8, 1994.

8. В гости к опасным растениям. Дошкольное воспитание, №7, 1994.

9. Наш дом – природа. Дошкольное воспитание, №7, 1994.

10. В гости к деревьям. Дошкольное воспитание, №8, 1995.

11. Предъявите экологический паспорт. Обруч, №2, 1997.

12. Законы природы на дачном участке. Обруч, №2, 1997.

13. Экологический проект "Дерево". Обруч, №2, 1997.

14. Знакомство с Подземным царством. Дошкольное воспитание, №7, 1997.

15. Знакомим детей с почвой. Дошкольное воспитание, №4, 1998.

16. Опыты с песком и глиной. Обруч, №2, 1998.

17. Программа "Наш дом – природа". Дошкольное воспитание, №7, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детского сада и заповедника «Путоранский» Региональный компонент в программу «Юный эколог» (вариативная часть программы) "От общения к познанию"

 В период дошкольного детства в процессе целенаправленного воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам...

Программа по экологии "Путешествие в природу"

Программа направлена на познавательно-речевое развитие детей, доминирующей образовательной областью является «Познание». Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей в возр...

Программа по экологии

   Экологическое воспитание- это более широкое, многогранное направление в дошкольной педагогике, оно ставит своей задачей не только знакомить детей с природой, и привитие к ней береж...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Программа по экологии "Юные экологи"

программа по дополнительному образованию, расчитанная на 2 года с детьми старшей и подготовительной группы....

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог».

Рабочая программа по экологии для старшей группа «Юный эколог». Воспитатель Т. Н. Бабинцева...