Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Полутина Наталья Анатольевна

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с народными промыслами.

Программное содержание:

1.Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам.
2.Познакомить с историей возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России. 3.Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора. 
4. Продолжать учить расписывать силуэт дымковской игрушки.
5.Побуждать детей к активному общению, учить не стесняясь выступать перед своими товарищами. 6.Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Материалы и оборудование: Хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, картинка с изображением Факуруму, атрибуты для народных танцев( шапки, платочки), аудиозаписи песен: “Ярмарка”, “У матрешки розовые щечки”, “Русская плясовая” , “Ивушки “,магнитофон, краски, палитры, силуэты дымковских игрушек для росписи, кисти, непроливайки, салфетки для рисования, угощения(сушки, конфеты, баранки), русский народный костюм для воспитателя.
Методические приемы.
1.Организационный момент
Дети входят в группу, воспитатель встречает их в народном костюме. 
Звучит музыка ‘’Ярмарка‘’.
– Ребята, послушайте какая замечательная музыка звучит. Она приглашает нас на ярмарку! А вы знаете что такое ярмарка? 
Дети:-Нет. Воспитатель: - Я сейчас вам расскажу и покажу! 
Дорогие гости!
А также ребятишки , девчонки и мальчишки! Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары, продаются самовары!
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
- Ребята, ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке можно купить расписную посуду, сладости разные, ткани яркие и даже игрушки. Говорили, что ярмарка поёт и пляшет. Здесь люди не только предлагали свои товары, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к первому столу, на котором, стоит хохломская посуда. 2. Рассказ воспитателя о хохломской посуде.
- Посмотрите, какая красивая посуда на нашей ярмарке. Здесь посуда не простая - золотая, расписная! Скажите, может быть кто-нибудь знает, как называется такая роспись? (Хохломская)
- Ребята, такая роспись называется –хохломская. Узнать её легко по основным цветам: золотой, красный, чёрный, зелёный. А вы знаете откуда появилась хохломская посуда?
Дети:-Нет. Воспитатель: - Давайте мы сейчас присядем и послушаем. (Дети садятся на стульчики) Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в селе, которое так и называется – Хохлома. Жили в этом селе люди, которые любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав и созреванием ягод, наслаждаться свежестью воздуха и дыханием весны. Всё это и отразилось в предметах, которые перед вами. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили и кричали:
- Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо, да чашки ложки?
А их спрашивали: - Откуда посуда?
Мастера отвечали: 
- К вам приехала сама Золотая Хохлома! Так и прижилось название к посуде. А откуда появился этот удивительный промысел, и почему посуду именно золотыми красками расписывают, даже сказку придумали. 
Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за рекой Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Любил он пшенную кашу себе варить да и птицам пшена не забывал посыпать. И прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар – птица крылом чашу с кашей и обронила золотое пёрышко. Поднял мужик пёрышко и стал им посуду расписывать. Вот и получались узоры золотыми. Вот какую интересную сказку придумал русский народ про хохломскую посуду.
- Ребята, отличают хохломскую роспись не только по основным цветам, но и по элементам узора. Каждый из них имеет своё название: ‘’ягодки ‘’, ’’завитки ‘’, ‘’усики’’, ‘’травинки ‘’, ‘’кустики’’. ( Воспитатель называет и показывает на посуде соответствующие узоры) Каждый элемент дополняет друг друга. В умелых руках мастера создаётся красивая расписная посуда. На нашей ярмарке посуда представлена разная: тарелки, плошки, подносы, ложки. Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать , как музыкальные инструменты?
Дети: - Деревянные ложки.
- А вы на ложках играть умеете?
- -Да.
- А со мною поиграете? -Да.
Ребёнок: Съел я кашу из плошки, взял расписные ложки!
Плясовую заводите и друзей своих зовите!
3. Исполнение детьми танца с ложками. (Музыкальное сопровождение ‘’Русская плясовая’’) Воспитатель хвалит детей и предлагает им посмотреть, что ещё приготовила ярмарка.
4. Знакомство детей матрёшкой.
Дети подходят к следующему столу, стол закрыт салфеткой.
- Ой, ребята, а что же здесь? Давайте разгадаем загадку и узнаем, что ещё приготовила нам ярмарка.
Здесь игрушки не простые,
А волшебно-расписные, Восемь кукол деревянных, Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас гостях
Как скажите всех их звать? (Матрёшка) Правильно , ребята, это матрёшка.
Словно репа она круглобока
И под алым платочком на нас 
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок глаз.
Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока!
А внутри секретик есть, 
Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская матрёшка. - Ребята, а как вы думаете, какой секретик есть у матрёшки? (Ответы детей) Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрицы – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе) Дети, появилась матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большого деревянного японца – Факуруму. ( Демонстрация картинки с изображением Факуруму) Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравился Факуруму русским мастерам, и захотели они себе такую же игрушку. Сделали мастера деревянную игрушку такую же по форме, но нарядили её в красивый русский сарафан с передником, повязали на голову яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и раскрасили щечки в яркий румянец. Назвали игрушку самым красивым русским именем – Матрёшкой или Матрёной. Так и стали русские мастера вытачивать матрёшек из дерева, да потом расписывать их яркими красками. А мне известно. Что на нашей ярмарке матрёшки танцевать умеют. Правда? Ну , матрёшки, выходите! И для всех гостей спляшите!
5.Танец ,,Матрёшки “(музыкальное сопровождение ,,У матрёшки розовые щёчки ‘’)
- Ох, молодцы, матрёшки! Ох, красавицы! А ярмарка приглашает нас дальше. Давайте посмотрим, что она приготовила для нас ещё.
Дети проходят к следующему столу, стол накрыт салфеткой.
- Ребята, здесь спрятаны игрушки. А какие именно, мы узнаем, если разгадаем загадку. Весёлая белая глина, Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники , и ребетня, Собачки, гусары и рыбы,
Отгадайте, что здесь, друзья!
Дети: - Дымковская игрушка. Воспитатель: - Правильно, ребята! Это уже хорошо известная нам дымковская игрушка! Называется она так, потому что придумали её в селе Дымково.
Все игрушки не простые,
А волшебно –расписные, Белоснежны, как берёзки, Кружочки, клеточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
- Ребята, назовите какие дымковские игрушки есть на нашей ярмарке?
Дети: - Индюк, кормилица, водоноска, конь, барашек, собачка, олень.
- Какие элементы дымковского узора вы знаете? Дети: - Зёрнышко, кружок, точка, солнышко, колечко, клетка. - Дети, посмотрите, на нашу ярмарку попали нерасписанные игрушки! Нужно срочно это исправить! Давайте присядем за столы и украсим наши игрушки дымковской росписью.
6. Продуктивная работа по изодеятельности. 
Дети садятся за столы, на которых лежат силуэты дымковских коней и баранов, кисти, краски. Воспитатель напоминает детям технические приёмы рисования. Дети украшают силуэты элементами дымковской росписи. Звучит спокойная музыка.
7. Заключительная часть. 
- Ах как славно потрудились, ай да чудо - мастера!
Наша ярмарка большая 
И чего в ней только нет!
Не видать конца и края - 
Море сушек и конфет!
Для всех гостей на удивленье! Приготовлены здесь угощенья!
звучит музыка ,,Ярмарка’’, воспитатель угощает детей конфетами.

онспект НОД в средней группе на тему «Как птицы зимуют»

Автор: Полутина Н.А.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Как  птицы зимуют». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.
Оборудование: аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель: 
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима…(Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее. 
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Основная часть:

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)


Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня... 
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
А вот ещё одна загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы...
Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря) 
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.


Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке». 
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)
О чем мы сегодня говорили?
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель: Никита, каких птиц мы называет перелётные?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Полина, каких птиц мы называет зимующие?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Семён, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
(Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Воспитатель: Юля, что ты узнала интересного на занятии? (Что тебя удивило?)
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Невидимый воздух»

Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Образовательная:

- область «Познание»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты;

- область «Коммуникация»: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);

- область «Социализация»: закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группах;

- область «Здоровье»: формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельность. Вызвать желание детей помочь Галчонку.

Предварительная работа:

- игровая деятельность «Поддувалочки», «Воздушные шары»;

- чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким;

- изготовление корабликов, вееров.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые мешочки по количеству детей; стаканчики с водой, трубочки по количеству детей; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); два подноса; сундучок Галчонка; игрушка Галчонок; кораблики из пенопласта с бумажными парусами; сосуд - «море для корабликов»; веера; чеснок; воздушные шары по количеству детей; таблички с цифрами 1,2,3,4 на столах для опытов.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент «Солнышко».

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Дети становятся в круг, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом.

Дети:

Солнышко, солнышко!

Мы твои лучи!

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!

Стук в дверь, влетает Галчонок Любознайка.

Галчонок: Здравствуйте ребята, я Галчонок Любознайка, хочу загадать вам загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас!

Дети: Воздух!

Галчонок: Мне мама постоянно говорит, что я летаю по воздуху. А что такое воздух? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, что такое воздух? И есть ли он?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие ученые.

Дети подходят к лаборатории.

Воспитатель: Скажите, ребята, Галчонку вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он какой?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Галчонок: Вот-вот, невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, Галчонок! Я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он всегда вокруг нас!

Галчонок: А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух вокруг нас!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Галчонку, что воздух все-таки есть! Чтоб его увидеть, его надо поймать! Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да!

Опыт с полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: Он пуст!

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз, смотрите, какой он стал маленький! Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его! Пакет полон воздуха, на что он похож? (на подушку) Воздух занял свое место в мешке. Теперь выпустим воздух из пакета. Какой стал пакет? (маленький) Почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Галчонок! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, нужно его поймать! И мы это смогли сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а затем выпустили его!

Воспитатель: Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей)

Галчонок: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом, на речке, я видел, как люди используют этот «запертый» воздух. Это, кажется, был надувной матрас! А еще я видел у детей спасательные круги и жилеты!

Воспитатель: Конечно, Галчонок! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса или круга воздух, он не утонет, будет плавать!

Галчонок: Ребята, а помогите мне разобрать игрушки на те, которые плавают, и те, которые нет. В каких игрушках спрятан воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?». Дети поочередно достают из сундука игрушки и раскладывают их на два подноса.

Воспитатель: Ребята, а как можно проверить, правильно ли вы разобрали игрушки? Давайте проведем опыт, опустим игрушки в воду!

Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли Галчонку! Теперь ты знаешь, галчонок, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать, но будь осторожен, если во внутрь попадет вода, и вытолкнет воздух то этот предмет может утонуть.

Галчонок: А вот интересно, а внутри человека есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим!

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки!

Воспитатель: Вот видите! Вывод: воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! Но чтобы подуть еще, сначала мы снова вдохнем воздух, а потом выдохнем через трубочку и получатся пузырьки.

Галчонок: Понятно! Но как он к вам попадает!

Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм?

Дети: Через нос и рот.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, а давайте покажем Галчонку, как дышат наши носики. (Дышат)

Воспитатель: Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы его видим?

Дети: Нет.

Игра «Кораблики».

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с корабликами. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. А если не дуть, как еще можно сделать ветер!

Опыт 3 с веером.

Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Ветерок бывает слабый и сильный.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах. Оказывается, воздух движется и доносит эти запах до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 4с чесноком. 

Галчонок: Ой-ой-ой! Как чесноком пахнет! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Галчонок! Без воздуха ты задохнешься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Галчонок: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

- Что воздух бесцветный, мы его не видим.

- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.

- Что воздух легче воды.

- Без воздуха ничто живое не может жить.

- А еще я наконец-то узнал, что такое ветер. Ветер - это движение воздуха.

Воспитатель: А на следующем занятии, я вам расскажу о том, почему одни воздушные шары улетают высоко в небо, а другие остаются на земле.

Галчонок: Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Полечу, расскажу друзьям все, что узнал сегодня. До свидания. (Улетает)

Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорее оденемся и пойдем на улицу - дышать свежим воздухом.

Конспект занятия по аппликации в средней группе ДОУ на тему «Неваляшка и друзья»


Задачи:
Образовательные:
• Научить детей вырезать круг из квадрата путем срезания углов
• Совершенствовать навыки ребенка в аппликации
Развивающие:
• Развивать координацию, творчество, цветовое восприятие и аккуратность
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к аппликации
Методы и приемы: заинтересовывающий момент, художественное слово (загадка про неваляшку), игровой прием (сделаем друзей для неваляшки), обследование неваляшки, словесные методы и приемы (указания, замечания и т.д.)
Вводная часть: сообщение цели и задач задания, рассматривание игрушки, повторение техники безопасности при работе с ножницами, повторение правил наклеивания
Основная часть: индивидуальные указания и пояснения
Заключение: анализ детских работ
Предварительная работа: дидактическая игра на определение форм предметов, проведение занятий по рисованию и лепке неваляшки, разучивание песен и стихов о неваляшке.
Индивидуальная работа: закрепить с Машей навыков наклеивания
Материалы и оборудования: игрушка — неваляшка, кисточки, клеенки, подставки по количеству детей; квадраты красного цвета с размерами 7х7, 4х4 и 2х2 по количеству человек, квадраты белого цвета с размером 3х3, альбомные листы и ножницы по количеству человек, цветная бумага зеленого, желтого, синего, голубого, черного, коричневого цветов для украшения матрешки по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, к нам сегодня пришел Гость. Но чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку. Слушайте меня внимательно:
Эта игрушка совсем не любит спать, 
Кладешь ее — встает опять,
Красавица-милашка
Зовется...
Дети: Неваляшка!
Воспитатель: Правильно, дети! К нам в гости пришла Неваляшка. Она хочет чтобы мы ей помогли. В игрушечном домике она живет одна, и Неваляшке там скучно. Как мы можем ей помочь?
Дети: Сделать ей друзей-неваляшек!
Воспитатель: Точно! Посмотрите внимательно на неваляшку. Из каких частей состоит неваляшка?
Дети: Голова, туловище, две ручки.
Воспитатель: А на какую фигуру похожи части тела игрушки?
Дети: На круг.
Воспитатель: Обратите внимание на круги, они одинаковые или разные?
Дети: Разные!
Воспитатель: Какого они размера?
Дети: Туловище из самого большого круга, голова из среднего, а ручки из маленьких.
Воспитатель:А какого цвета лицо неваляшки?
Дети: Белого!
Воспитатель: А еще что есть у неваляшки?
Дети: Глаза, волосы, пуговицы...
Воспитатель:Вам понравилась неваляшка?
Дети: Да, понравилась!
Воспитатель: Давайте мы сделаем для нее друзей?
Дети: Давайте!

Вот такую аппликацию показываем детям для ее обследования перед началом работы над аппликацией.


Воспитатель: Но сначала я покажу вам как из квадрата получить круг. У круга нет углов, значит чтобы квадрат превратился в круг углы нужно срезать. Начну вырезывать круг с серединки одной стороны квадрата, буду плавно закруглять уголок до середины другой его стороны, так, чтобы уголок отпал. У вас получится вот такой, достаточно ровный, круг. Сейчас вы поняли как получить из квадрата круг?
Дети: Да!
Воспитатель: Перед тем как начать работу над аппликацией, давайте вспомним как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед. Ножницы нельзя подносить к лицу, оставлять с раскрытыми лезвиями, бросать. Научите правильно передавать ножницы другому человеку: держать за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед. Не забывайте, что сначала нужно разложить предметы, лишь потом приступать к наклеиванию. А вы помните как нужно правильно наносить клей?
Дети: От центра к краям!
Воспитатель: Правильно! А теперь приступаем к работе... Ребята, закончили работу. Посмотрите, какие у нас получились неваляшки. Какие они все красивые, нарядные. Теперь нашей неваляшке не будет скучно. Ведь у нее столько друзей!

Конспект комплексного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Весна в деревне»

Цель: Обобщить знания детей о весне, весенних  изменениях  в  природе, расширить представления о домашних животных

Задачи:

Образовательные задачи:

а) учить внимательно слушать и отгадывать загадки;

б) закрепить счёт в пределах 5; соотносить количество предметов с цифрой;

в) продолжать учить ориентировке в пространстве;

г) расширить знания детей о домашних животных;

Развивающие задачи:

а) развивать речь, внимание, логическое мышление, координацию движений;

б) развивать умение согласовывать движения с речью, мелкую моторику рук;

Воспитательные задачи:

а) воспитывать любовь к труду, уважение к труду взрослых;

б) воспитывать доброжелательное отношение к животным;

Материал к занятию: мяч, дощечки под номерами от 1 до 5, карточки к дидактической игре «Накорми животное», «Где, чья мама?»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, весна. Ребята, а что происходит с приходом весны? (ответы детей)

Давайте расскажем стихотворение, которое мы недавно выучили, оно очень точно описывает весну.

(Стихотворение с движениями «Весна»)

Воспитатель и дети

Улыбаются вес люди

(Идут по кругу).

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)

По лугу, лесу и полянке

(Ритмично шагают на месте.)

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться

(Взмахивают обеими руками к себе.)

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно

(Ритмично щелкают пальцами.)

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой

(Потирают ладони.)

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи повсюду

(Делают из пальцев «бутон».)

Цветов, цветов, цветов!

И все живое сразу слышит

(Прикладывают руку к уху.)

Весенний звон!

(Хлопают в ладоши.)

Воспитатель: Да, ребята, весной природа пробуждается. У животных, птиц, насекомых много хлопот, да и у людей их не мало. Вот недавно пришло письмо от бабушки Матрены (воспитатель читает письмо детям в котором бабушка просит детей приехать к ней в гости, а также помочь ей по хозяйству)

Воспитатель: Ну что, поедем в деревню?

Дети: Да!

Воспитатель: А на чем можно поехать? (ответы детей).

(Воспитатель уточняет представления детей о пассажирском транспорте, затем предлагает упражнение на координацию речи с движениями. Дети выполняют движения в соответствии с содержанием стихотворения.)

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке — пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: У-у-у!

Воспитатель: Ребята, приземляемся, все на посадку!

Воспитатель: Вот уже дом бабушки Матрены виден, только мостик перейти. Ой, а мост разобран, чтобы перейти через речку нам его надо правильно собрать. На досках написаны цифры, вам надо их правильно расставить и мост готов. (Дети собирают мост и переходят через него, подходят к дому бабушки. Встречает детей бабка Матрена.)

Бабушка: Здравствуйте внучата – мальчишки и девчата! Никак письмо мое получили, помогать мне приехали?

Дети: Да!

Бабушка: Да, работы в деревне много, особенно весной, не зря в народе говорят как весной поработаешь, такой урожай осенью соберешь. Надо успеть все посадить - и в саду и в огороде. А вы, ребятки, что делать-то умеете? (ответы детей, затем они имитируют работу в огороде).

Бабушка: Хорошие у вас грядки получились. Теперь будем сажать овощи. (Дети садятся за столы, у каждого ребенка лист бумаги на котором изображены 4 грядки равной длины, но 1 грядка самая широкая, 2 и 3 грядки одинаковые по ширине, но уже чем первая, 4-я грядка самая узкая. Около каждой грядки в кружке обозначена цифра, т.е, сколько овощей надо посадить на эту грядку. Детям также раздаются плоскостные изображения овощей. Бабушка дает четкие указания какие овощи на каких грядках посадить. Например, на самую широкую грядку посадить картофель, на двух грядках, которые поуже, посадить огурцы, помидоры, на самую узкую – репу. Дети выполняют задания, ориентируясь на числа в кружках).

Бабушка: Ай да молодцы! Хорошо управились. Ребята, у меня в саду уже ранняя клубника поспела, помогите мне ее собрать.

(Проводится подвижная игра с мячом. Дети строятся друг за другом и передают мяч разным способом: через верх, за спиной, между ног…)

Бабушка: Молодцы! Быстро собрали. Ребятки, мне скотину надо кормить, ее у меня много. Кто у меня в хозяйстве живет узнаете, если угадаете загадки.

(Бабушка задает загадки про домашних животных, а дети отгадывают.)

1. Стоит копна,

Спереди вилы,

Сзади метла.     (корова)

 

2. Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине спинка,

А на ней щетинка.      (свинья)

 

3. Не кузнец,

Не плотник,

А первый на селе

Работник.      (лошадь)

 

4. Не прядет, не ткет,

А людей одевает.      (овца)

 

5. Доят, а не корова,

Лыко дерет

А лаптей не плетет.     (коза)

 

6. Глядишь – ласкается,

Дразнишь – кусается,

На цепи сидит

Дом сторожит.      (собака)

 

7. Без расчески причесался

И умылся без воды.

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.     (кот)

 

8. Глазищи, усищи,

Хвостище, когтищи

А моется всех чище.  (кошка)

9. Комочек пуха

Длинное ухо

Прыгает ловко,

Любит морковку.      (кролик)

Бабушка: Какие вы все умные, всех животных угадали, ну тогда пойдемте их кормить. (Детям раздают карточки, на которых нарисован корм, который любит животное, например: собака – кость, мясо; кошка – рыбу; лошадь – овес и так далее. Дети должны рассказать, кого и чем будут кормить.)

Бабушка: Ребятки, вот беда! Выпустила я своих животных на пастбище пастись, все разбежались и теперь детеныши своих мам найти не могут. Помогите им, пожалуйста.

(Детям раздается лист бумаги, на котором нарисованы мамы-животные и их детеныши. Линиями надо соединить детеныша с его мамой.)

Бабушка: Вот спасибо, помогли, мамам их детушек найти. Скажите-ка, ребятки, кто мама у теленка (ответы детей), у козленка…, у поросенка.. и так далее.

В заключении бабушка прощается с детьми и угощает их молочными конфетами, сделанными из молока ее Буренки.

Конспект занятия по лепке для средней группы «Медвежонок»

Цель: Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.

Задачи: Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке.

Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Материал: пластилин; доски для лепки; изображения медведя; игрушка «Медведь».

Предварительная работа:

чтение художественной литературы «Теремок», «Три медведя»; «Машенька и медведь», разговор о зимовке медведя, продуктах его питания, условиях его обитания, рассматривание иллюстраций с изображением медведя, отгадывание загадок, просмотр презентации «Дикие животные».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам придет гость, но прежде чем он появится, мы должны отгадать кто это. Я вам загадаю загадку, а вы назовите мне правильный ответ.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Правильно! Послушайте, небольшой отрывок, в котором рассказывается о медведе «Кто из нас не знает медведя? Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный и маневренный. Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Относится к семейству медвежьих. Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – переменчив. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит полакомиться и растительным десертом: ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений», но не бойтесь, наш гость очень добрый, он попал к нам из сказочной страны.

(раздается стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку). Ребята, мы забыли поздороваться с нашими гостями, как мы умеем красиво приветствовать?

Дети: Здравствуйте, мы очень рады вас видеть!

Воспитатель: Мишка мне сказал, что ему одному скучно в берлоге зимой, чем мы ему можем помочь?

Дети: Давайте, мы слепим маленьких медвежат.

Воспитатель: Но прежде сыграем с вами в игру. Игра называется «Мишка косолапый», надо выполнять движения в соответствии с текстом. Итак, пройдем на нашу полянку, встанем вкруг.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет,

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

«Больше я не буду шишки собирать,

Сяду на машину и поеду спать! »

Воспитатель: Рано еще Мишка спать ложиться, лучше пройдем к столу и посмотрим, как наши ребята будут лепить медвежат.

Дети: проходят к столам и садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит мишка?

Дети: туловища, головы, лап и хвоста.

Воспитатель: Туловище как мы будем лепить, на что оно похоже?

Дети: туловище овальное.

Воспитатель: А голову?

Дети: Круглую.

Воспитатель: Обратите внимание, что у медведя мордочка вытянута, а на голове есть ушки! Сколько ушей у медведя? Давайте посчитаем?

Дети: 1 – 2. 2 уха

Воспитатель: Я вчера слепила мишку, хотите вам покажу?

Дети: Да.

Воспитатель: мордочку я пальчиками вытянула, а ушки сделала методом прищипывания пластилина. Как вы думаете, с какой части тела начнем работу? Объясните, почему вы так думаете?

Дети: С туловища, потому что к нему будем присоединять все части тела.

Воспитатель: А что будем лепить после того, как туловище сделали?

Дети: Будем лепить голову.

Воспитатель: Вот у нас будет туловище и голова, нам надо их?

Дети: Соединить.

Воспитатель: А чтобы наша голова держалась крепко, надо использовать прием примазывания. Что же осталось нам слепить, чтобы мишка был готов?

Дети: Лапы и хвост.

Воспитатель: Сколько лап у медведя, давайте посчитаем.

Дети: 1, 2, 3, 4 -4 лапы.

Воспитатель: Мы сделаем их из шариков, но нам понадобится 5 шариков, для чего пятый?

Дети: Для хвостика.

Воспитатель: Ребята, когда вы начнете работать, я включу вам музыку, она поможет вам раскрыть творческие способности. На наших столах лежит пластилин, надо разделить его на 3 части, одна часть должна быть чуть больше, две другие части должны быть одинаковые. Из большей части мы слепим туловище, из другой части – голову, а последнюю часть нам надо разделить еще на 5 равных частей, это будут лапы и хвост. Приступаем к работе. (включается музыка, желательно звуки природы)

Во время работы воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает помощь.

Анализ:

Посмотрите, ребята, какие симпатичные медвежата у вас получились.

(Спросить детей, чьи работы им понравилась и почему, тактично обратить внимание на недостатки в некоторых работах, предложить в следующий раз постараться их не допускать) .

Ребята, давайте предложим нашему гостю выбрать себе новых друзей. (Медвежонок с радостью выбирает все детские работы и благодарит детей за подарки). Дети предлагают ему прийти в гости снова.

Медвежонок угощает детей печеньем и прощается.

Сценарий интегрированной НОД в средней группе «Масленицу встречаем»



Цель: дать детям представление о традициях народного праздника Масленица.
Задачи:
Образовательные:
• знакомить детей с последним зимним праздником - Масленицей, посвященного солнцу, встрече весны и завершению зимнего периода;
• упражнять в словообразовании, поощрять речевую активность детей;
• повторять количественный счет, упражнять в определении и сравнении размера предметов; 
• формировать понятие о том, что развлечения и забавы могут зависеть от половой принадлежности.
Развивающие: 
• развивать у детей познавательный интерес, творческое мышление, внимание, память; 
• развивать умение и желание детей исполнять характерные народные песни и танцы;
• развивать мелкую и общую моторику;
• развивать навыки работы с соленым тестом.
Воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
• воспитывать уважительное отношение к народным обрядам через ознакомление с произведениями художественной литературы, посредством различных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения);
• вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на художественный образ народного праздника в картинах великих художников.

Активизация словаря: Масленица, забава, соломенное чучело, тройка лошадей, сырная неделя.
Предварительная работа:
Беседы; рассказы; чтение и заучивание стихов, считалок, пословиц, поговорок о Масленице; рассматривание репродукций картин: Кустодиева Б. «Карусель», «Масленица», Сурикова В. «Взятие снежного городка», Соколова П. «Тройка зимой»; слушание музыкальных произведений: Агафонников В. «Сани с колокольчиками», Чайковский П. И. «Февраль. Масленица», русские народные частушки, заклички, хороводные песни; организация двигательной активности через подвижные русские народные игры, продуктивная деятельность по теме; экскурсия в мини-музей ДОУ "Русская Изба".

Развивающая среда:
Презентация с репродукциями картин: Кустодиев Б. «Масленица», «Карусель»; Сурикова В. «Взятие снежного городка»; Соколова П. «Тройка зимой»; картинки из серии «Масленичные гуляния»; оформление уголка «Русские традиции», костюм «Матрешка», ширма; материал для продуктивной деятельности – на каждого ребенка (заготовка-рисунок сковороды для блинов, соленое тесто, стеки, доски для лепки, влажные салфетки); аудиозапись: народные, музыкальные произведения; ноутбук.

Игровая мотивация «Матрешка в гости зовет».
Воспитатель: (В группе.) Ребята, нам пришло письмо! Давайте посмотрим кто его прислал? (Открывает письмо и читает: «Дорогие, ребята! Приглашаю в гости. Буду вас ждать в вашем музыкальном зале. До встречи! Матрешка».)
Воспитатель с детьми, приняв приглашение, идут в музыкальный зал. В нем Матрешки нет.
Воспитатель: Ребята, где же Матрешка? Нас в гости пригласила, а сама где-то задержалась.
(Появляется Матрешка из-за ширмы.)

Матрешка:
Здравствуйте, друзья!
Вот и я, веселая Матрешка.
В гости вас позвала.
Ребята, какое сейчас время года? (Варианты ответов детей.)
Молодцы!
Как месяц называется? (Варианты ответов детей.)
Молодцы!
Пора зиму провожать
Весну – Красную встречать!
Тороплюсь на праздник Масленицы и вас приглашаю!
Воспитатель и дети благодарят Матрешку за приглашение.
Звучит в записи музыкальное произведение (отрывок) и показ картинки «Зима»

Матрешка: Ребята, вы слышите какая музыка звучит, как метель завывает? Это нам послание кто-то передает:
«На Масленицу собрались?
Я – Зима студеная
Весне не уступлю
Красно - солнце заслоню,
Снег и холод нагоню,
Нет! Не уйду!»
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, кто не желает весне место уступить? (Варианты ответов детей.) Как быть? Как помочь весне в края родные прийти? (Варианты ответов детей.) Давайте спросим у Матрешки, как весне помочь? (Спрашивают.)
Матрешка: Ребята, садитесь в сани и езжайте на праздник к Масленице, она поможет Зимушку проводить. (Воспитатель и дети благодарят Матрешку за помощь, «садятся в сани» и едут на праздник.)
Игра-имитация «На лошадке» (под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: (Обращает внимание детей) Как красиво и празднично вокруг! (Дети и воспитатель присаживаются на стулья.)
Презентация на тему: «Масленичные гуляния». 
(На ноутбуке рассматриваем репродукции картин и картинки на тему «Масленичные гулянья».)

Воспитатель:
В конце зимы мы отмечаем Масленицу, самый веселый народный праздник, который пришел к нам из далекого прошлого. Посвящен он возрождающемуся по весне солнцу. Длится целую неделю, поэтому говорят: «Живет Масленица семь деньков». Чучело Масленицы делали из соломы, водили вокруг него хороводы, пели песни. Люди делали все, чтобы уговорить зиму уйти. Еще ее называют «Масленицей - объедухой», потому что готовится много вкусных блюд; едим творог, молоко, сметану, яйца, масло. Раньше, по народным поверьям, необходимо было помочь солнцу победить морозную зиму: катались на лошадях, одетых в расписные дуги. Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивались бубенчиками. Главное мужское дело в этот день – взятие снежного городка. Девушки водили хороводы. С песнями и веселыми закличками звали солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а весна-красна не задерживалась.
Матрешка: 
Молодцы, ребята, что приехали на праздник! Вам интересно здесь? (Варианты ответов детей.)
Матрешка: Ребята, какие зимние забавы нравятся вам? (Варианты ответов детей.)
Матрешка: А я предлагаю сейчас повеселиться, и в веселый пляс пуститься. Я вот платочком волшебным взмахну и девочек в матрешек превращу.
(Одевают девочкам платки и раздают платочки)
Песня - танец «Куколки-матрешки»

Матрешка: Умницы-красавицы куколки-матрешки. Порадовали вы меня песней веселой да танцем задорным. А теперь я хочу познакомить вас со своими сестричками-матрешками. Посмотрите, ребята, какие красавицы к вам в гости пожаловали. (Показывает вырезанных расписных матрешек, спрятанных одну за другой) Как вы думаете, сколько у меня подружек-матрешек? (Дети видят одну самую большую)

Дети: Одна!
Матрешка: А теперь сколько? (Большую матрешку откладывает в сторону и дети видят следующую)
Дети: Две!
Матрешка: А теперь? (Убирает еще одну)
Дети: Три!
Матрешка: А сейчас сколько? (Откладывает в сторону третью)
Дети: Четыре!
Матрешка: А сейчас? (Откладывает четвертую)
Дети: Пять!
Матрешка: Так сколько всего подружек-матрешек у нас в гостях? (Матрешки разложены в ряд от большей к меньшей) Давайте сосчитаем.
Дети: Одна, две, три, четыре, пять!
Матрешка: Ребята, а что вы мне можете сказать об этих матрешках. Какие они? (ответы детей)
Матрешка: А как вы думаете, почему мы не увидели сразу всех матрешек?
Дети: Они спрятались.
Матрешка: А как же у них это получилось? Почему?
Дети: Потому-что они разного размера.
Матрешка: Ребята, как вы думаете, кто самая большая матрешка?
Дети: Мама.
Матрешка: А матрешки поменьше?
Дети: Ее дочки (старшая, средняя, младшая и совсем маленькая).

Матрешка: Молодцы, ребята. Какие вы у меня умные да сообразительные.
Но посмотрите, матрешки пошли погулять и потерялись (раскладывает матрешек в произвольном порядке). Помогите им опять вместе собраться.
Игра «Собери матрешек»
Матрешка: Ах, какие вы молодцы. Понравилось вам играть? Ребята, а с Масленицей виделись уже? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Ребята, слышен звон колоколов! Едет Масленица дорогая. (Появляется Масленица)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей.
Воспитатель и дети: Здравствуй, гостьюшка годовая.

Масленица: 
Здравствуйте.
Спасибо, что старинные обычаи не забываете,
Широкую Масленицу празднуете,
Весну - красную встречаете.
Воспитатель: Масленица-Прасковея, мы с ребятами готовились к празднику и знаем, чтобы ты помогла нам зиму проводить, надо нам вокруг тебя хоровод водить.
Хоровод «Масленица пришла».
(Девочки танцуют с платками, а мальчики с колокольчиками.)

Матрешка: Ребята, а Зима вам еще одно послание шлет. Послушайте :
(показывает картину с изображением Зимы)
«Молодцы, ребята!
Встретили Масленицу.
Уступаю место Весне. Прощайте и простите,
На Зиму зла вы не держите.»
Воспитатель: Ребята, зима прощенье попросила. В последний день масленой недели, в воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды. Поэтому воскресенье называют прощенным. Говорили: Прости меня. В ответ произносили: Бог прощает и я прощу. Давайте возьмемся за руки, сделаем круг и попросим друг у друга прощения.
Матрешка: Ребята, я очень люблю блины, так хотела и вас угостить, а печь их не умею. Простите меня, пожалуйста.
Воспитатель и дети: Матрешка, не огорчайся, на тебя совсем не обижаемся. Ребята расскажут, как умеют печь блины.

Пальчиковая игра «Брынцы – брынцы»
Брынцы – брынцы (ладушки)
Пеките блинцы (хлопки ладонь о ладонь горизонтально)
Мажьте маслянее (поглаживание друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Трын – трынца, (ладушки)
Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)

Воспитатель: (показывает блин- заготовку на мольберте)
На что похож блин? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Молодцы! Круглый, румяный, золотистый блин похож на солнышко.
На празднике Масленица принято всех блинами угощать, но у нас один блинчик. Давайте напечем много блинов, угостим Матрешку и всех гостей, которые к нам на праздник придут. Я свой блинчик пекла на большой сковороде. Когда мы вернемся в группу, вы выберите сами сковороду для выпечки своих блинов. Но сейчас еще немного поиграем с Матрешкой.
Матрешка! Обыкновенный блин можно назвать разными словами, слушай внимательно, как ребята будут подсказывать старательно.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины».

На тарелке он один – называем просто… блин.
Много испекли их мы – тогда назовем… блины.
Испекли для дочек – назовем… блиночек.
Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок.
Огромный, как домище – назовем…блинище.

Матрешка: Сколько интересных слов я узнала. Cпасибо, ребята.
Воспитатель: Ребята, Масленица спешит всех людей известить о приближении скорой весны. Давайте простимся с ней.
Воспитатель и дети: 
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай, наша широкая!
Ты пришла с добром, сыром, маслицем,
Со блинами, пирогами и оладьями.
Блины масленые, ватрушки мазаные.
Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня, а сегодня наше кончится веселье.
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Масленица, прощай! 
На тот год опять приезжай.
( Масленица «уходит» под песню «Масленица, прощай».)
Воспитатель: Ребята, а нам пришла пора с Матрешкой прощаться и в группу возвращаться.
Дети: До свидания, Матрешка! Спасибо за праздник!
Матрешка: До свидания, мои золотые! Приходите еще ко мне в гости. Буду ждать!
В группе. Продуктивная деятельность. Лепка: «Испеки блин на сковороде»
(Звучит спокойная музыка.)

Детям предлагаются листы бумаги с изображенными на них формами –сковородок.
Воспитатель: Вот тесто, возьму кусочек, положу его на сковородку, руками равномерно распределю его, с помощью стеки сделаю блин ажурным, дырчатым. (Дети самостоятельно «пекут» свои блины).

Воспитатель: Сколько много получилось блинчиков! В народе говорят: «Блины, как колеса у весны!» Молодцы, ребята, постарались. А у нас для вас сюрприз - вот и наши блины.

Помощник воспитателя выносит блины:

Щедро зиму провожаем,
Всех блинами угощаем.
Дети идут умываться и угощаются блинами.

Тема НОД: «Мой папа солдат» »
Конспект занятия НОД «Познание» в средней группе


Образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, труд.
Тип: интегрированное
Возраст детей:4-5 лет
Формы непосредственной образовательной деятельности: чтение, рассматривание иллюстраций, беседа, физминутка, рассматривание выставки фотографий, изготовление рамок для фотографий.
Формы организации: подгруппа.

Задачи:
• объяснить детям, что 23 февраля – праздник Российской Армии, день ее рождения, что воины охраняют нашу Родину, они сильные, смелые, ловкие.
• учить детей рассказывать о различных видах войск.
• воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

Словарь новых слов: граница, танкисты, моряки, пограничники, летчики.

Предварительная работа: фотографии, заранее принесенные детьми; подготовленные сообщения о том, где служили их папы.
Оборудование и материалы: картинки с военной техникой и военнослужащими различных родов войск, элементы военной формы, выставка фотографий "Мой папа служил в армии".

Ход непосредственной образовательной деятельности:

  1. Чтение стихотворения С. Маршака “Февраль”:
    - Ребята, утром нам пришло письмо. Давайте прочтем его?
    На конверте обратный адрес - Армия. Что же нам написали?
    Дуют ветры в феврале,
    Воют в трубах громко.
    Змейкой мчится по земле
    Легкая поземка.
    Поднимаясь, мчатся в даль
    Самолетов звенья,
    Это празднует февраль
    Армии рожденье.

    Вопросы: О каком празднике говорится в стихотворении?
    (23 февраля)

    - А кто такие военные? 
    (Это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия.)

    2.Рассматривание иллюстраций.
    - Кого вы здесь видите?
    (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает и разъясняет).
    - Вы правильно всех назвали — это различные рода войск. А зачем нужно столько много родов войск?

    (Лётчики защищают небо; пехотинцы – сушу; моряки и подводники – море).

    - Правильно!

    3.Беседа. 
    - Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Кто служит на танке?
    (Если дети не знают, дать возможность им подумать, а затем воспитатель сам рассказывает, и показывает, используя иллюстрации).
    (Танкист.)

    - Кто служит на границе? 
    (Пограничник )

    - Кто летает на вертолете?
    (Вертолетчик.)

    - Кто такой ракетчик?
    (Кто служит в ракетных войсках)

    - Как называется человек, прыгающий с парашютом?
    (Парашютист)

    - Как называется солдат, у которых нет военной техники?
    (Пехотинец)

    - Молодцы! А теперь мы с вами превратимся в солдат.

    4.Физминутка «Мы солдаты»:
    Мы солдаты, мы солдаты
    Бодрым шагом мы идем.
    В нашу армию, ребята,
    Просто так не попадешь.
    Нужно быть умелыми, сильными и смелыми. 

    5.Рассматривание выставки фотографий “Мой папа служил в Армии”.
    - А сейчас посмотрите на фланелеграф. Здесь представлена выставка фотографий «Мой папа служил в Армии». Что вы знаете о службе ваших отцов?
    (рассказы детей) 
    6. Изготовление рамок для фотографий. 
    - Молодцы, ребята! Вы принесли хорошие фотографии и рассказали интересные истории о службе ваших пап! А давайте приготовим подарки папам и дедушкам к празднику?
    (изготовление рамок)

    7. Итог непосредственной образовательной деятельности.
    - Солдаты защищают нашу Родину! Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живём. Родина у каждого человека одна. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:

    Нет земли краше, чем Родина наша!
    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    Одна у человека мать – одна и Родина!

    - Все они учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов. Вы, дети, ещё очень малы, но даже сейчас можете многое сделать для того, чтобы наша Родина стала ещё краше. Что вы можете сделать? 
    (Не мусорить на улице, не ломать кусты и деревья и не топтать газоны)
    -. А самое главное – любить своих близких, дружить с ребятами в детском саду, расти умными, сильными, здоровыми.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе

Тема: «Мамочки дорогие – мы вас любим»

Программные задачи:
1. Познакомить детей с праздником «День Матери»;
2. Развивать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме.
3. Вызвать чувство эмпатии и благодарности; побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому.
4. Воспитывать чувства глубокой любви и привязанности к маме, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьет, стирает, готовит обед и т. д.
5. Закрепление знаний о животных, фруктах, продуктах;
6. Закреплять умения вступать в диалог;
7. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой из солёного теста, развивать активность мышления и воображения, координацию движения рук.
Оборудование: конверт, фотографии мам, дидактическая игра «Чей детеныш?», фартуки, колпачки, поднос, цветные пластиковые тарелочки на количество детей, набор продуктов для бутербродов и фрукты (муляж), соленое тесто, картон цветной.

Ход НОД.

Часть I
- Добрый день, ребята!
- Скажите, какое первое слово произносит младенец, кого ждут птицы в гнезде, котята, когда остаются одни?
(Маму) Конечно маму. Мама это самое дорогое и любимое, что есть на свете!
- Слышите, кто- то плачет, пойдем, узнаем что случилось. Ребята беда! Детеныши потеряли своих мам, давайте поможем им. Каждый возьмет себе детеныша и найдет его маму. А теперь скажите мне, кто мама и кто ее детеныш! (Корова-теленок, свинья - поросенок…) Молодцы ребята помогли животным.
- Посмотрите, а животные нам оставили какой-то конверт. Хотите узнать что там? (Да)
- Ребята, детеныши решили вас проверить, не потеряете ли вы своих мам? Сможете их узнать (Из конверта достают фото мам, дети находят свою маму). Молодцы, не потеряетесь, всегда найдете свою маму!
- Как зовут твою маму? А как твою.
- Давайте мы с вами сейчас назовем нашу маму ласково (держа фото в руках) (солнечная, лучистая, сладкая, и т.д.)!
Игра «Назови ласково»
- Да много вы красивых и приятных слов сказали своим мамам, молодцы! Я хочу вам прочитать красивое стихотворение про маму. А вы мне помогайте!
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете …. МАМА (хором)
Кто на свете всех милее
И теплом свои согреет,
Любит больше чем себя?
Это …. МАМОЧКА моя (хором)
Книжки вечером читает
И всегда все понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня …. МАМА (хором)
Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю – … МАМА (хором)
Молодцы!
- Ребята, а вы всегда бываете добрыми, ласковыми, послушными детьми?
(Ответы детей).
- Вы помогаете своим мамам?
(Ответы детей).
Как вы помогаете своей маме?
(Ответы детей).
- А давайте нашим гостям покажем, как мы это все умеем делать!
Динамическая пауза
(Выполнение движений по тексту стихотворения).
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
- Ребята, а вы на кухне маме помогаете? Я думаю, вы отличные повара! Бутерброды умеете готовить?
Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру, а заодно и посмотрим, как вы умеете помогать маме.
Игра «Приготовь бутерброд»
- Давайте пройдём на нашу кухню и превратимся в маленьких поварят. Одевайте фартуки, колпачки. А теперь скажите мне, что должен сделать человек, перед тем, как готовить еду? (Ответы детей: мыть руки) Посмотрите, на столе стоит поднос с продуктами, выберите из них те, которые пригодятся для приготовления бутербродов. На эти красивые тарелочки выкладывайте свои бутерброды.
- Назовите продукты, из которых вы приготовили свои бутерброды. А какие ещё продукты остались на подносе? (Фрукты). Что можно приготовить из фруктов? (Сварить варенье, компот…)
- Отлично, давайте сварим компот.
Пальчиковая гимнастика
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот. Раскрыть пальчики обеих рук веером
Будем яблоки крошить, имитация движения - «нож режет» левой рукой
Груши будем мы рубить, имитация движения - «нож рубит» правой рукой
Отожмем лимонный сок, сжать пальчики в крепкий кулачок
Сок положим, сахарок. Загибать пальцы по одному, начиная с большого
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
- Да ребята вы настоящие помощники, теперь мы все это увидели. Приготовили бутерброды, сварили компот. А вы знаете, почему сегодня мы с вами разговариваем о маме и помогаем нашим мамам? Потому что сегодня мы отмечаем праздник «День Матери».

Часть II. Беседа

У каждого на свете есть мама. Когда мама рядом, становится светлее и теплее, и ничего на свете не боишься, потому что это самый надежный человек, самый любимый. Расскажите, за что вы любите свою маму? (ответы детей)
Ребята, а случалось ли так, что мамины глаза становились грустными, когда она видела, брошенные вами в беспорядке вещи, игрушки, испачканную одежду? Каким становилось ее лицо? Давайте покажем. А когда вы обнимаете маму, предлагаете ей свою помощь, дарите ей подарок, сделанный своими руками, каким становится мамино лицо? Покажите. Маме будет очень приятно видеть, когда вы сами наведете порядок в своем уголке, поможете помыть посуду, накрыть ужин на стол. Ведь у мамы много дел по дому, что мама делает по дому? (ответы детей)
И обязательно нужно поздравлять своих мам и подарить ей сюрприз.
«Мы подарок маме покупать не станем
Приготовим сами своими руками».
- Посмотрите, какой замечательный подарок я сделала своей мамочке (показ образца). Я предлагаю сделать оттиск нашей руки на заготовке из соленого теста. Подарим мамам свои ладошки. Давайте представим, что на нашей ладошке мы собрали всю нежность, всю теплоту, всю любовь к нашей маме. Представили? Теперь аккуратно кладем ладонь на тесто, и чуть надавливаем.
Вот, подарок почти готов, осталось засушить и покрыть лаком.
- Молодцы, ребята, вы отлично справились со своей работой! А сейчас давайте пригласим наших гостей к столу и угостимся нашими бутербродами. Гости пробуют бутерброды, хвалят ребятишек-поварят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами".

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами"....

творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"

Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"

Консультация для воспитателей включает в себя  информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....

Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Картотека загадок по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...

Картотека стихов по ознакомлению дошкольников с народными промыслами

Картотека стихов по ознакомлению дошкольников с народными промыслами...

Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»

В консультации для педагогов говориться о том, что знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единс...

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53  Консультация для воспитателей«Ознакомление дошкольников с народными промысл...