Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Изготовление русской народной куклы Ангела-хранителя".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вяткина Анастасия Васильевна

Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.

Задачи:

 - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;

- познакомить с некоторыми разновидностями узелковых кукол; с технологией изготовления куклы

- развивать интерес к народному творчеству; навыки работы с тканью

- формировать творческий подход в работе;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность и усидчивость; любовь к Родине через изучение традиций народной культуры

- создать положительную эмоциональную атмосферу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по изготовлению русской народной куклы "Славянские обереги"

Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.

Задачи:

 - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;

- познакомить с некоторыми разновидностями узелковых кукол; с технологией изготовления куклы

- развивать интерес к народному творчеству; навыки работы с тканью

- формировать творческий подход в работе;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать аккуратность и усидчивость; любовь к Родине через изучение традиций народной культуры

- создать положительную эмоциональную атмосферу.

Методы и приёмы:

• Метод информирования (рассказ, беседа, объяснение);

• Метод наглядных демонстраций (показ готового изделия и поэтапного выполнения работы);

• Приём активизации внимания, мышления, восприятия, воображения;

• Приём контроля, самоконтроля.

Предварительная работа: Рассматривание русских народных кукол и беседа о костюмах с показом фото-слайдов. Обучение простейшим приёмам работы с тканью – скручивание, складывание, обматывание нитью, завязывание. Выявление уровня возможностей детей для выбора традиционной куклы через предварительные занятия. Рассматривание используемых видов тканей и других материалов.

Ход занятия.

Дети садятся на стульчики.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Правильно, из дерева. Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

-В русской  избе было много предметов-помощников, а каких мы узнаем, когда загадки отгадаем.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

-За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

-Посмотрите, а  это что такое? (воспитатель показывает на сундук)

«У бабушки сейф

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной

А дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки..

- Правильно ребята, это- сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, нам нужно отгадать загадку:

Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно…(Кукла)

- Молодцы, правильно, это кукла. (воспитатель достает из сундука красивую современную куклу)

- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы?

- Посмотрите внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

- А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы (воспитатель достает куклы: тряпичные и нитяные).

Давным – давно, когда у людей не было игрушек, они играли в палочки, представляя, что это игрушки. Или делали кукол из тряпочек. Такие куклы называются тряпичные. Их делали из остатков материи, из которой шили одежду или из старых маминых платьев или рубах отца. Маленьким детям кукол делали взрослые, а с пяти лет дети уже могли сделать куклу самостоятельно. Считалось, что при изготовлении кукол нельзя пользоваться иголкой, говорили что для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

- Каждая кукла имела своё значение (показ кукол, дети сами рассказывают, воспитатель дополняет)

Кукла-оберег «Пеленашка». В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели.

Нитяная кукла «Мартиничка». Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия.

-Сегодня я хотела бы Вам предложить окунуться в мир культуры наших предков и своими руками создать куклу- оберег «Ангел-хранитель» (воспитатель показывает куклу).

-С давних пор люди верят, что есть такие добрые существа – ангелы. Если сделать своими руками игрушечного ангела и подарить кому-нибудь из родных и друзей, они поймут, что дарится не просто игрушка, а душевное тепло и ощущение праздника. Такого Ангела-хранителя и мы с Вами сделаем сегодня для наших близких.

А для начала немного отдохнем и разомнемся.

Физминутка.

Под весенние напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх и снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх!  Перед собою.

Топни правою ногой!

Топни левою ногой!

Вправо шаг, на месте стой!

3) Выполнение куклы.

Теперь можно приступать к работе. Но сначала подготовим наши пальчики.

От сосулек – звон, звон. (хлопки)

Просыпайся – клен, клен. (потрясти кистями рук)

Растопился снег, снег. (потереть ладонь о ладонь)

Ручейки – в бег, в бег. (волнистые линии ладонями) Гром шагает – хлоп, хлоп. (хлопки) Почки слышны – шлеп, шлеп. (щелчки пальцами)

- Вот и кончилась игра

Делать куклу нам пора.

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как обрадуются ваши родные, когда вы подарите им ваших кукол.

Самостоятельная работа детей (фон – русские народные мелодии)

4) Подведение итогов

 -А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Ребята, понравилось вам делать кукол?

-А, что вам понравилось больше всего?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за ваше старание.

В народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе КВН "Тело человека"

КВН "Тело человека" проводится как итоговое занятие в рамках занятий о здоровом образе жизни.Группа делится  на две команды с разными названиями, предлагаются различные конкурсы с заданиями. Жюри...

конспект ООД по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему : "Бумага и её свойства"

Загадывание загадки. Просматривание выставки предметов из бумаги. Краткая история создание бумаги с иллюстрациями. Познавательно- исследовательская деятельность: рассматривание через увеличительные ст...

Конспект ООД по окружающему миру в подготовительной к школе группе с применением ЦОР Тема: «Какой бывает лес»

Конспект ООД по окружающему мирув подготовительной к школе группе с применением ЦОРТема: «Какой бывает лес»Цель: Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.Образовательные зад...

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "В мире профессий"

Путешествие детей старшего дошкольного возраста в волшебный Город Профессий....

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Весна шагает по планете».

Цель : Формировать у детей представление о характерных признаках весны Задачи:Познание:Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;Воспитывать любовь к природе.Ра...

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру для подготовительной к школе группы на тему "Зимующие птицы". Путешествие в зимний лес....