конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "С неба - звездой, с ладошки - водой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лебедева Наталья  Витальевна

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx995.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

Детский сад «Рыбка» города Асино Томской области

 

Конспект  образовательной деятельности

по ознакомлению с природой

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

«С неба – звездой, с ладошки-водой!»

                            Автор:

 Лебедева Наталья Витальевна,

воспитатель

2018 г.

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о снеге, снежинке.

Задачи:

Образовательные: формировать умения детей отвечать на вопросы, составлять предложения; активизировать словарь по теме; совершенствовать умение образовывать  сложные слова, согласовывать прилагательные с существительными.

Развивающие: развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и интерес к окружающему миру.

Предварительная работа: беседы о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов и наблюдение за погодой на прогулке. Рассматривание снежинок через лупу. Рисование снежинок в свободной деятельности.

 Оборудование: аудиозапись  «Хруст снега» http://boobooka.com/zvuki/novogodnie-zvuki/zvuk-xrust-snega/,  

Слайдовая презентация «Как образуются снежинки», «Снег в разную погоду»,  дидактический набор «Дары Фрёбеля» - «цветные палочки»

Емкости с замороженной водой для опыта, картина, снежинки для словесной игры,

Ход образовательной деятельности:

Ребята,  вспомните,  какие звуки вы  слышали по дороге в детский сад

Вариант 1

Если  дети назовут  звук шагов по снегу,

включить аудиозапись: «Эти звуки вы слышали?»

Вариант 2

Если дети не назвали  звук  скрипа  снега, включить аудиозапись  

 «Такой  звук слышали?»

 Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о снеке и снежинках. Про снег народ придумал много загадок. Одну из них я загадаю, хоть  вы  и знаете ответ на неё:                                

                                                   С неба – звездой,

С ладошки-водой!

 

Ребята, почему зимой идет снег, а не дождь, как осенью?  Обоснуйте свои ответы.

Чтобы еще лучше разобраться в этом, предложу вам проделать   следующее: рассмотрите  через лупу 1мм на линейке.

А теперь обратите внимание на экран:

(Предложить  вниманию детей  слайд с увеличенным изображением 1 мм линейки, где расположены 10 мельчайших ледяных капелек воды,  из которых  впоследствии образуются снежинки)

 

Вы думаете,  что снег  это замерзшие капельки воды?    Это не так. Оказвается, водяные пары поднимаются  высоко над замлей, где очень холодно, и из них образуются крошечные  кристаллы.  Вот как на слайде. Их огромное множество.  Эти кристаллы соединяются между собой.   Потяжелев, такой кристалл начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в звездочку.  Всего выделяют 4 десятка форм снежинок,  у некоторых есть название:  звезда, пластинка, пушинка, столбик, игла.

Ребята, почему  появляется  хруст снега?  Кто как думает?

Тут на помощь нам придут  наши наблюдения на прогулке: рассматривание снежинок  в лупу и фотографии снежинок. Вы же сейчас знаете, что снежинки это ледяные  мельчайшие кристаллы. Но их огромное, огромное количество. Ломаясь под тяжестью, они  издают скрип.Дерево «Времена года». Зима,  шаблон зимнего дерева

Чтобы еще раз в этом убедиться, проведем такой опыт: у вас в  емкостях замороженная вода. Сломайте тонкий лед руками, послушайте, как он хрустит. Только для этого нам нужна полная тишина!Похожее изображение

Теперь можете ответить, почему  снег скрипит под ногами?

Ребята, обратите внимание вот на эту картину и вот эту кучку снежинок.   

Как  называется куча снега?  Этими снежинками  мы закроем всю землю на этом рисунке. Но наши снежинки «волшебные» и  могут летать только тогда, когда услышат «волшебное слово»-какие бывают  они?  Какой бывает снег?

(Снежинки какие? Белые, маленькие, крохотные, легкие, холодные, кружевные, резные, чистые, мокрые, пушистые, красивые, блестящие, сверкающие, лучистые, ослепительные, серебристые, игольчатые, крупные, мелкие, ледяные, нежные, хрупкие.

Снег какой? Легкий, липкий, белый, искристый, серебристый, пушистый, мягкий, холодный, мокрый, чистый, рыхлый, плотный, тяжелый)

Ребята, в разную погоду и форма снежинок разная:

 Посмотрите на экран:

                                                                                       «Снежная крупа»

При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики C:\Users\Greddy\Desktop\снежная крупа.jpg

«Снежная пыль»

А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает  лучики и грани у снежинок.C:\Users\Greddy\Desktop\снежная пыль.jpg

«Снежные хлопья»

Когда нет мороза, падая на землю, снежинки  прилепляются друг к другу. И образуют снежные хлопья. Они крупные и напоминают кусочки ваты.C:\Users\Greddy\Desktop\снежные хлопья.jpg

Ребята, зимой мы часто произносим названия  предметов, явлений со словом «снег».

Как называется  явление природы на предыдущей фотографии? (снегопад)

Какая машина  убирает снег на улицах города?

Картинки по запросу снегокат

  Как называется этот транспорт для детей?

А этот транспорт для езды по снегу назвать сможете?Картинки по запросу снегоход

Ребята, на прогулке мы не раз видели снегопад. Снежинки кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю. Предлагаю вам  движениями изобразить  танец снежинок.

 Физминутка  «С неба падают снежинки»:

С неба падают снежинки, 
Как на сказочной картинке. (Дети поднимают руки над головой) 
Будем их ловить руками (хватательные движения ладонями рук)
Любоваться, как цветами (вытягивают ладони вперед)
А вокруг лежат сугробы, (дугообразные движения руками)
Снегом замело дороги (руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте высоко поднимая колени.)
Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)
А метель все завывает. (Кружатся на месте)
Сколько снегу намело, (показывают сугробы волнообразными движениями)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (Шагают)

Ребята, кто хочет быть «Зимним волшебником» и создать свои неповторимые снежинки?  Посмотрите, какие  палочки  для этого можно использовать. Они похожи на ледяные кристаллы?

https://mdi-toys.ru/frebel/img/8dar.jpg

(Выбираются белые палочки)

Посмотрите на снежинки, украшающие нашу группу. Что общего между ними? (6 лучей)

Это свойство нужно обязательно учесть при создании ваших снежинок.

Похожее изображение   Похожее изображение    Похожее изображение    Картинки по запросу снежинки из палочек фребеля

Подведение результата  деятельности «Зимних волшебников»:

Ребята,  мы сегодня много говорили про снежинки. Что нового вы узнали?

А что для вас было трудно?

Ребята,  зима-чудесное и интересное время года.  В следующий раз мы  узнаем, как   живут в это время года  животные. И вам пригодятся знания о снеге, которые вы получили сегодня.

 Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. Занятия  с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима».  Скоролупова О. А.  Москва, 2005
  2. Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова  О. А. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016
  3. http://www.maam.ru/kartinki
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по "Ознакомлению с предметным и социальным окружением" в подготовительной группе на тему " В воде родится, а воды боится".

Интеграция образовательных областей: "Познание".-Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды и соли.-Развивать познавательную активность детей ...

"Зажигаем на небе звезды"

Образовательное мероприятие. Интеллектуальная игра...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы «Рыбка плавает в воде»

Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: образовательная Возрастная группа: младшая Тема: «Рыбка плавает в воде» Цель: Дать элементарные представления об ...

Анализ выступления детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» на районном фестивале-конкурсе художественного творчества дошкольников «Звезды на ладошке», посвященного Дню рождения Хабаровского края

При составлении сценария перед руководителем музыкально-фольклорного театра «Народная копилка» стояла задача, чтобы каждый ребенок получил свою, пусть небольшую роль. Одни играли на деревянных ложках,...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» с детьми старшей группе

Цель: формировать целостное восприятие окружающего мира посредством  познавательно-исследовательской деятельности детей.Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о свойствах воздуха, воды и с...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром " Звезды и планеты"

Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать - есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в космическое пространство. Готовы?...

Образовательная деятельность по рисованию «В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете» (нетрадиционное рисование) для детей 6-7 лет

Образовательная деятельность по рисованию  «В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете» (нетрадиционное рисование) для детей 6-7 лет....