"ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ"
творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Программные задачи:

- Продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл;

- Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

- Развивать интерес к народным праздникам и учить понимать их смысл;

- Воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа.

Оборудование:

Веточка вербы, образец работы, клей на каждого ребенка, ножницы, цветная бумага, семяна дыни.

Воспитатель собирает около себя детей.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие(Показ веточек вербы.)

- Что на них вы видите? (Пушистые почки.)

- С какого они дерева? (Вербы.)

С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Прикоснитесь к веточке. (Дети прикасаются к веточке).

- А знаете ли вы, какой завтра народный праздник? (Ответы детей.)

Воспитатель приглашает детей сесть на ковер, где стулья расставлены полукругом.

Воспитатель:

«Вербное воскресенье», он еще называется «Вход Господень в Иерусалим».

Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте….

В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул«Лазарь, встань и иди вон!». Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.

Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу, а на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, так было принято встречать царей и великих полководцев.

Но почему – «Вербное воскресенье» на Руси?

Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы.

Воспитатель показывает веточку вербы.

Воспитатель:

- Посмотрите на эти веточки еще раз, и возьмите каждый по веточке. (Дети берут веточку вербы.)

- Потрогайте пушистые почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.)

- Пахнут ли ваши веточки?

- А пахнут ли они весной?

Воспитатель:

Верба – первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви вербаохраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней.

- Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем»?

«Хворь в лес, а здоровье – в кости»,- так лечили бабушки дедушек. И, казалось, это заклинание помогало: дедушка, покряхтев, поднимался и принимался за свои обычные дела по дому, по хозяйству.

Воспитатель:

Любил народ Вербное воскресенье. Запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по – разному: кто «барашками», а кто и просто хлебцами. Было принято устраивать вербные базары или ярмарки с веселыми играми и хороводами.

- Вот и мы сейчас хоровод заведём. Поиграем в русскую народную игру «Верба - вербочка».

Воспитатель приглашает встать в два круга и выбрать девочку и мальчика. Дети водят хоровод, приговаривая:

Вербавербавербочка,

Вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как в огороде царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берёт,

Канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики».

Дети проходят в них, продолжая говорить:

Канарейка – (имя девочки).

Соловейка – (имя мальчика).

Люди спросят«Кто такой?»

(Имя девочки) скажет«Милый мой».

В конце девочка и мальчик танцуют.

Воспитатель:

- А теперь я предлагаю подойти к столам, где вас ждут - цветная бумага, вата, ножницы, клей и трафарет вазы. Нужно обвести вазу и вырезать её по контуру, затем отрезать небольшие тонкие полоски и приклеить их к вазе, взять вату и наклеить их на полоски.

Дети выполняют работу.

Воспитатель:

- Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.

Воспитатель приглашает сделать круг.

Воспитатель:

После этого воскресенья наступала Страстная неделя, в которой каждый день именуется «Великим». Например, «Великий понедельник»«Великий вторник» и т. д. до Пасхи.

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

- Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье»?

- Почему люди считали вербу чудодейственным растением?

Воспитатель:

Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, давайте поставим все веточки вербы в вазу.

Дети ставят вербу в вазу.

Воспитатель:

Еще издавна крестьяне подметили, что вода, в которой стояла верба, долго сохранялась свежей. Вот и мы с вами понаблюдаем: долго ли наша вода останется свежей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вербное воскресенье

На занятии по изо - деятельности "Вербное воскресенье" решаются задачи по расширению представления детей о православной культуре, развитию эмоционально - чувственной сферы, воспитанию духовно - нравст...

Конспект занятия по теме: «Вербное Воскресенье»

Ход занятия – За неделю до праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся, в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Ка...

Вербное воскресенье. Вербный базар.

Развлечение для детей с использованием средств народной оздоровительной педагогики....

Консультация "Вербное воскресение"

Познавательная консультация о праздновании "Вербного воскресенья"...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Вербное воскресенье" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для старшего дошкольного возраста...

КАПЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ-"ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ"

Тема: "Вербное воскресение"Программные задачи:Продолжать знакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками,привлечь внимание детей к народно-бытовой культуре,обычаям и традициям своей Родины.Закрепл...

Вербное воскресенье.

Проводя такие праздники продолжаю знакомить детей с народными песнями, закличками, играми, хороводами. Всё это вызывает эмоциональный отклик у детей на весенние проявления в Природе, эстетические чувс...