Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Мухамидова Людмила Петровна

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mladshaya_konspekt_pomozhem_toptyginu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная  образовательная деятельность

по познавательному развитию

(развитие познавательно-исследовательской деятельности)

«Поможем Топтыгину»

младшая группа

на методическом объединении воспитателей младших и средних групп

дошкольных отделений ГБОУ Школа № 2083

Составила и проводит:

воспитатель ДО «Росинка»

ГБОУ Школа № 2083  

Мухамидова Людмила Петровна

ноябрь, 2015 г.

Задачи.

Познавательно-исследовательская деятельность:

-Расширять представления детей о свойствах предметов (твердость, мягкость), обучая перцептивным действиям, способам исследования.

-Формировать интерес к совместным с взрослым практическим действиям экспериментального характера, в процессе которых выделяется ранее скрытое свойство.

Ознакомление с предметным окружением:

-Формировать представления о том, что одни объекты, предметы созданы природой (шишки, желуди), а другие,  необходимые для жизни, сделаны руками человека (мебель, посуда, игрушки).

-Развивать умения устанавливать связи между строением, свойствами  предмета и его функцией.           

 Речевое развитие:

-Уточнять названия предметов ближайшего окружения, называть материалы и их свойства (вата, губка, игрушка – мягкие). Развивать диалогическую форму речи (общение с педагогом), умение фиксировать в речи свой чувственный опыт, называть не только исследуемые объекты, но и  особенности поверхности (твердая, жесткая, мягкая). 

Материал.

Демонстрационный: мягкая игрушка  - Мишка, две подушки, набитые шишками и желудями, коробки мягкая и твердая.

Раздаточный: ватные шарики,  губки,  мягкие игрушки, деревянные шарики и кубики, матрешки, сундучок с  «ежиками».

Организационный момент:

Дети стоят группкой возле воспитателя.

Приходит Топтыгин с двумя подушками,  здоровается.

Воспитатель: Топтыгин, дружочек,  мы рады тебе, а ты какой-то грустный, усталый.

Топтыгин: Будешь тут усталый. Столько трудился, наволочки шил, по лесу ходил, искал, чем их набить. Сделал подушки,  а как зимой на них спать буду – не знаю. Вся шея болит и голова тоже. Пришел к вам. Говорят у вас дети умные, добрые и умелые. Смогут мне помочь.

Воспитатель: Ну-ка, ну-ка, покажи  нам свои подушки. Потрогайте их, дети.

 (трогают).

Воспитатель: Какие они? («твердые, жесткие». На таких спать неудобно). Да разве такие подушки бывают?!!

Топтыгин: Ребята, а какие бывают подушки? (мягкими). 

Воспитатель: Да, подушки должны быть мягкими.

Топтыгин: Что значит – мягкие, твердые?

Воспитатель: Сейчас мы все тебе объясним, а ты, Мишка, смотри и запоминай. Что не понятно, спрашивай.  (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Найдите  в тарелочках  губки. Покажите Мишке, как определить – мягкие они или нет? (касаются, мнут).

Мишка тоже пробует выполнять действия, спрашивает детей: значит какая губка? (мягкая).

Топтыгин:  А еще что у вас есть мягкое?  (ватные шарики, мягкие игрушки). Понял. А твердого, значит, ничего нет…

Воспитатель: Ну что ты, Топтыгин, конечно, есть. Сейчас тебе дети покажут и расскажут. Ребята, как нам найти твердое, что нужно сделать?  (потрогать).

Давайте возьмем кубики. Что можно сказать про них? (Они твердые, деревянные). Что еще есть у вас твердое? (деревянные шарики, палочка, матрешка).

Давайте мы возьмем деревянную палочку и постучим по губке, ватному шарику. Звучат? (нет.) А по кубикам звучат? (да.) Звучат твердые вещи, а мягкие – нет.

 Чтобы ты, Миша, лучше все запомнил, дети сейчас все мягкое соберут в мягкую коробку, а все твердое – в твердую.

Топтыгин: Дети, а как узнать, какая коробка мягкая?

Дети: Потрогать, постучать.

Мишка трогает коробки, стучит по ним.

Топтыгин: Вот эта коробка мягкая – мнется, не звучит. А вот эта коробка - твердая, звучит. 

Дети раскладывают предметы по коробкам, группируя предметы на мягкие и твердые. 

Топтыгин: Ну, спасибо. Научили.

А теперь объясните все-таки, почему мои подушки твердые, жесткие. Я не могу на таких подушках спать!!

 Воспитатель: Дети, поможем Мишке? Давайте посмотрим что Мишка положил в  наволочки.   (высыпают в тарелки)

Воспитатель: Что это? (шишки, желуди.  Ощупывают – они твердые).

Топтыгин: Кажется, я понял, почему жесткие подушки – они набиты твердыми шишками и желудями. Интересно, из чего же их  сделали?

Воспитатель: Миша, ты же в лесу живешь и не знаешь, откуда взялись шишки и желуди! А вот дети знают. Твои наволочки сшиты…  – из ткани.

Она растет на деревьях или в  огороде? (нет, ткань  сделана руками человека). Ребята, а что еще сделано руками человека? (называют).

Воспитатель: А вот шишки и желуди…. (Дети:… растут на деревьях).

Мишка: А можно эти шишки и желуди сделать мягкими?

Воспитатель: Ну что ты, Топтыгин! Это невозможно сделать.  Правда, дети? Надо взять что-нибудь мягкое и положить в наволочки.  

Что можно положить в подушки? (ответы детей).

Воспитатель (показывает комочки белой ваты) Дети, можно ватой набить подушки? (Можно. Набивают).

Как тебе, Мишка, удобно, мягкие получились подушки?  (Дети и Мишка обследуют подушку – мягкая).

Топтыгин: (кладет себе под голову подушку) – очень мягкая подушка получилась. Спасибо вам большое. А я для вас приготовил подарок. Принес  вам шарики-ежики. Они одновременно и твердые и мягкие.                                                                                                                   Воспитатель: Не может быть!

Топтыгин: А вот и может! Не верите – проверьте.

Воспитатель:  Ребята, проверим? Ежики ведь не мягкие, а …. колючие.                                     Правильно -  у них иголки твердые и острые. И еще  ежик, как сказал Топтыгин, одновременно и мягкий, и твердый. Может такое быть?                             Дети: Нет.                                                                                                              Воспитатель: Давайте, все-таки обследуем «ежиков», вдруг Мишка прав. (Открывает сундучок). Ой, какие красивые, нарядные, разноцветные!

(Дети трогают, убеждаясь, что «ежики» не колючие, они… мягкие).

 Воспитатель: Да это и не ежики вовсе! Правда? Конечно, это просто такие шарики с  мягкими иголками.  Они и правда  и  мягкие, и твердые одновременно.  Потому что внутри …твердый шарик.                                               Да, дети, иногда сразу не поймешь, твердая игрушка или  мягкая.

Очень веселые и красивые  шарики-ежики. Спасибо, тебе Мишка. Дети, хотите с ними поиграть? И Мишку с собой возьмем в игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Хочу все знать" во второй младшей группе

Цель: РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА – ПЕРВЫЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА!...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП и познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности для детей подготовительной группы «Морское путешествие».

Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. Цель: Активизировать знания детей о диковинных морских рыбах. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10...

Конспект НОД «Познание (познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность (конструирование))» в младшей группе

- формировать умение выполнять постройки по образцу с показом основных приемов конструирования;-способствовать развитию способности определять местоположение объекта и правильном его обозначении;-разл...

Конспект НОД по познавательно – исследовательскому и художественно – эстетическому направлению, во второй младшей группе, на тему: «Прогулка по весеннему лесу»

Цель: формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Задачи: продолжать знакомить воспитанников с характерными особенностями весенней погоды; расширять представления о...

Конспект НОД познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Удивительные камни» с использованием ИКТ

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, конструктивная.Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речев...

Самоанализ непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области: Познавательное развитие: развитие математических представлений Тема НОД: «Поможем солнышку»

САМОАНАЛИЗнепосредственно – образовательной деятельности по образовательной области: Познавательное развитие: развитие математических представленийТема НОД: «Поможем солнышку»Лексиче...