«Изготовление и применение интерактивной папки – Лепбук в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природным миром»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ломакина Елена Валерьевна

Повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы в создании Лепбука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_-_klassa_lepbuk.docx589.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Дельфиненок» г. Павлово

Мастер – класс

«Изготовление и применение интерактивной папки – Лепбук в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природным миром»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

Ломакина Елена Валерьевна

г. Павлово

2016 г.

Конспект мастер – класса

На тему

 «Лепбук»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства воспитателей – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы в создании Лепбука.

Задачи мастер-класса:  

1. Знакомство педагогов со способами создания Лепбуков, с задачами.

2.  Формирование умений создания.

3. Стимулировать внедрение современных технологий в образовательную деятельность педагогов.

Ход мастер-класса

Добрый день! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

Тема мастер-класса «Изготовление и применение интерактивной папки – лэпбук в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природным миром».

Лэпбук (тематическая или интерактивная папка) является одним из средств обучения сегодняшних дошкольников. В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает:

• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

• разнообразие игровых заданий;

• интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

• возможность структурировать сложную информацию;

• возможность разнообразить самую скучную тему;

• научить простому способу запоминания;

• объединить группу детей (всю семью) для увлекательного и полезного занятия;

• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);

• вариативность использования заданий;

• возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В результате данной культурной практики у детей развиваются умения, такие как:

• умение планировать предстоящую деятельность;

• договариваться со сверстниками;

• распределять обязанности;

• искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

• самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

• принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

• используя устную речь, выражать свои мысли и желания;

• представлять (презентовать) результаты своего труда и др.

II. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?

1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

В старшем возрасте лучше брать частные темы. Темами лэпбука могут стать:

– интересные события;

– тематические недели;

– решение проблемных ситуаций;

– литературные произведения;

– проектная деятельность.

2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы:

Что ты знаешь о ..?

Что хотел бы узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

3. Создание макета.

Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

• распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;

• лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4. для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;

• ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;

• безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.

• кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Лэпбук готов!

III. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПОЛНЕНИЮ ЛЕПБУКА

 

Мастер: Представляю вашему вниманию пустую папку-лэпбук.

Сейчас мы с вами его заполним.

Вспомните, что идёт первым при изготовлении лэпбука? (выбор темы)

Тему нашего лэпбука мы узнаем с помощью стихотворения. Слушайте внимательно.

SOS. SOS. помогите!

Ветер унёс все картинки из лесной книги

У нас в лесу начался переполох.

Мы не можем есть и спать.

Мы не знаем, как нас звать.

Как мы ходим, что едим,

Говорим или рычим?

Помогите! Подскажите,

Кто мы есть и как нам жить.

Мастер: Кто в лесу зовёт на помощь?

Участники мастер-класса: Дикие животные

Мастер: Что произошло?

Участники отвечают, что ветер унёс все картинки и в лесу начался переполох

Мастер: Посмотрим, действительно здесь всё пусто.

(открывает лепбук «лесная книга» и демонстрирует страницы с пустыми кармашками)

Все кармашки пустые, как вы думаете, а мы сможем помочь лесным жителям?

А чем мы можем помочь?

Педагоги предлагают варианты ответов.

ОбобщениеЧтобы вернуть спокойствие лесным жителям, нужно наполнить картинками кармашки книги, а для этого мне нужна ваша помощь (5 человек желающие подходят к столу)

Мастер:Что вы видите на столе?

Возьмите себе любой конверт, загляните и скажите, что внутри?

Что нужно сделать с этими разрезными картинками?

Участники: соединить вместе, сложить пазлы и т.д.

Мастер:Правильно, имы узнаем, кому нужно помочь.

1. Игра «Собери картинку».

Каждый из участников складывает пазлы в единую картинку с изображением животного и называет его.

Мастер:А теперь расскажитепро животное, какое оно?

2. Игра «Подбери определение»

волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …

медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …

лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …

заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый, …

белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая…

бобр (какой)- большой, плавающий, мокрый, скользкий, …

мышь (какая) -маленькая, юркая, шустрая, серая,

лось (какой) – рогатый, сильный, большой, …

Мастер: Вы хорошо справилисьс этим заданием и можете заполнить первый кармашек в книге (конверты кладут в карман книги)

Животные наверно проголодались, может вы их покормите?

3. Игра «Накорми животное» (выходят 3–4 участника, выбирают картинку с изображением дикого животного и встают около стойки с изображением пищи)

Мастер: Почему вы выбрали стойку с изображением травы, мха, ягод и т.д.?

Как таких животных назвать одним словом?

Ответ: Травоядные

Мастер: Назовите одним словом животных, которые охотятся за этой добычей?

Ответ: Хищники.

Мастер: Теперь мы знаем, чем питаются наши животныеи можем заполнить ещё один кармашек в «лесной книге».

Беда, в лесу заблудилось животное. Что делать?

Ответ: Нужно помочь этому животному, отправить его домой.

4. Игровое задание с перфокартами «Кто лишний?»

Участники садятся за столы, находят среди животных, то, которое заблудилось в лесу и напротив этого животного закрашивают квадратик красным цветом. Объясняют, почему считают этого животного лишним. (перфокарты кладут в кармашек лэпбука).

Мастер: Теперь каждому лесному животному необходимо найти свои жилища.

Одно условие, жилище назвать надо правильно, иначе они не смогут попасть домой.

5. Интерактивная игра с триггерами «Найди жилище».

6. Игровое задание «Выложи цепочку»

Мастер: Для того, чтобы в лесу снова был порядок, необходимо выложить карточки по схеме. Внимание на экран:

1 картинка – животное, 2 картинка – его детёныш, 3 картинка – чем они питаются, 4 – жилище. (участники выбирают карточки и выкладывают цепочку, затем заполняют пустой кармашек лэпбука).

7. Задание «Рассказ о диком животном с опорой на мнемотаблицу».

Мастер: Вот мы и установили порядок в лесу и заполнили последний кармашек!

В дальнейшем можно пополнять, менять игры, добавлять кармашки в лэпбуке.

IV. РЕФЛЕКСИЯ «ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО»

Мастер предлагает участникам мастер-класс шпажки – «стрелы» и три яблока:

– красное – педагоги считают полученную информацию актуальной, полезной, новой;

– жёлтое – информацияраскрыта недостаточно;

– зелёное – материал был не раскрыт, не понят педагогом.

Педагогам предлагается вколоть «стрелу» в определённое яблоко.

E:\ОБРУЧ статья\фото лепбуки 2017г\IMG_3549.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов «Изготовление и применение интерактивной папки – лэпбук в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука....

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Интерактивный познавательный альбом для воспитателей и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Интерактивный познавательный альбом для воспитателей и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром...

Картотека дидактических игра для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого обьекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...