"Мы повесили кормушки в них насыпали зерно..."
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Карзакова Олеся Олеговна

Экологический проект в средней группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №27»

Проект

«Мы повесили кормушки, в них насыпали зерно…»

  средняя группа №13

«Почемучки».

Подготовили воспитатели группы №13:

Каразакова Олеся Олеговна

Голынская Елена Геннадьевна

1-ая квалификационная категория

г.Северск,2018год

Актуальность проекта.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

 Значение природы трудно переоценить. Человек общаясь с птицами, животными, растениями становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Мы взрослеем и чаще вспоминаем о детстве. Невозможно забыть то чудное ощущение, когда мы подкармливаем зимующих птиц, когда идём в сказочный лес!

Зима и ранняя весна очень трудное время года для птиц. Не найти птицам под снегом корма. Мы все вместе можем им помочь. В этот период необходимо кормить птиц, чтобы помочь пернатым. Птицы выживут в этот период, если вокруг много корма. Кормушки могут спасти жизнь многим птицам.

Мы, взрослые, педагоги и родители должны помочь выжить зимующим птицам нашего региона. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  в холодный период от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. 
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.  Птицы наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского хозяйства. Берегите птиц!

 

Цель:

-формирование основ экологической культуры, создание условий для воспитания у детей среднего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи:

-Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

-Научить детей вести наблюдения за птицами, изучить образ  жизни и поведения птиц зимой.   

-Научить конкретным способам исследования данного объекта (зимующих птиц нашего края).

-Изучить с детьми, как заботиться о птицах.

-Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь птицам.

-Повысить уровень родительской компетентности по вопросам экологического образования детей.

-Развивать интерес к жизни птиц.

-Способствовать развитию творческих  способностей воспитанников.

Условия проведения проекта:

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта: краткосрочный с 12.03 по 23.03.2018 года.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

• Создание необходимых условий для реализации акции.

• Перспективное планирование мероприятий (тематическая неделя).

• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

• Оформление результатов проекта в виде презентации, участие в конкурсах (методических разработок, творческих).

Список мероприятий

 

Мероприятия

Время проведения

 Беседа: «Зимующие птицы» Внести календарь наблюдений за птицами

13.03

  Внести календарь наблюдений за птицами

13.03

«Расскажи о птичке» (изображение 2-3 птиц) (развитие умения описывать птиц), с использованием мнемотаблицы.

13.03

Д/и: «Назови ласково»  (развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные сущ-е)

13.03

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

14.03

С/и: « В зимнем лесу» (развитие умения придумывать сюжеты и обыгрывать их)

23.03

«Птицы леса» (раскраски)

14.03

Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка»

14.03

 Чтение рассказа «Как Маша и Витя птицам помогали»

 

П /и: «Совушка» (развитие внимания)

 

Беседа «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Работа с календарем наблюдений за птицами

Д/и «Назови птицу, которой не стало» (развитие внимания)

Д/и: «Чем питаются птицы?»

Игра «Доброе тепло» (развитие эмоциональной сферы, передача тепла птицам)

Психологическая ситуация: «Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирем и т. д., то что бы вы сказали детям, которые для вас сделали замечательные кормушки? (развитие умения выражать эмоции)

 

 Чтение эвенкийской сказки «Снегирь»

 Лепка птицы (использование схемы)

 

 П/и: «Воробушки и кот» (развитии умения играть по правилам)

 Пальчиковая гимнастика «Воробей»

15.03

15.03

19.03

15.03

19.03

22.03

21.03

22.03

16.03

22.03

22.03

 Лото: «Зимующие птицы» (пища птиц)

Д/и «Найди по силуэту» (развитие наблюдательности)

 Работа с календарем наблюдений за птицами

Чтение рассказа Георгия Скребицкого «Сорока»

 Чтение эвенкийской сказки «Дятел»

 Этюды: «Птицы в лесу» (развитие умения перевоплощаться)

 Предложить детям раскраски карандаши, мелки, пластилин, краски.

Лепка по собственному замыслу

Танец: «Птицы» (развитие чувства ритма, умение придумывать движения под музыку)

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

 

 Опыт: «Определи след птицы» (развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать

 

Д/и «Назови птицу с нужным звуком»»

Чистоговорки «Зимующие птицы»

 С/и: «Птичий базар» (развитие умения придумывать сюжеты и обыгрывать их)

Чтение сказки  «Сказка про голубей»

Чтение Н.Сладков «Синичкина кладовая»

П/и: «Птички в гнездышках» (развитие умения быстро бегать)

 Пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»

20.03

21.03

ежедневно

21.03

21.03

14.03

14.03

21.03

19.03

16.03

22.03

19.03

16.03

20.03

16.03

15.03

22.03

16.03

20.03

 Д /и: «Четвертый лишний» (развитие восприятия, мышления)

 

 Составление загадок на тему: «Зимующие птицы» (активизация речи)

Д/и «Отгадай, что за птица» (по описанию) (развития внимания, памяти)

Речь с движением «Села птичка на окошко»

 Совместное изготовление нетрадиционных кормушек для птиц

 

Добавить в уголок творчества шаблоны птиц.  

 

 

21.03

22.03

19.03

20.03

23.03

20.03

 Муз.дид. игра: «Птицы и птенчики» муз. и сл. Е. Тиличеевой (определение по характеру музыки)

19.03

Пальчиковая гимнастика «Мы кормушку смастерили»

П/и «Воробьи и вороны» (упражнять в умении действовать по сигналу, развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий, слуховое внимание)  

23.03

23.03

Работа с родителями:

- Домашнее задание: «Рассказ - презентация о птице».

- Консультация: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

-Домашнее задание выучить с детьми: стихотворение, пальчиковую игру о зимующей птице.

-Памятка: «Первая помощь птицам зимой» (пища для птиц)

- Конкурс-смотр кормушек «Покормите птиц зимой!».

Анализ полученных результатов 

 С 12.03 по 23.03.2018года в нашей группе был реализован проект  «Мы повесили кормушки, в них насыпали зерно…». Родители и дети охотно участвовали в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливали совместно кормушки,  наблюдали за птицами, тем самым обогащали знания о пернатых, об их жизни, повадках, поведении и конечно правильном отношении.

Родители  ответственно отнеслись к серьезному и нужному делу – участию в проекте.  Дети  не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Участие детей  в проекте, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи, наблюдали за птицами,  выставке рисунков, лепили птиц. Очень важным делом для детей стало забота о птицах. Каждый день мы добавляли в кормушки разный корм. Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. За время  наблюдений  птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку  мы  продолжили.

Дети поняли, что к птицам нужно относиться бережно, не бросать в них снежки,

а ухаживать за ними, ежедневно насыпать корм в кормушки.

А для того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, мы изучали книги с изображением птиц, проводились познавательные занятия, беседы, дидактические и пальчиковые игры, подвижные игры.

Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними. Цикл наблюдений может складываться по-разному в зависимости от поведения конкретных птиц (одни кормятся, другие только наблюдают за остальными).  

Результаты:

1. Расширился кругозора  детей о зимующих птицах.

2. Наблюдая, дети научились:

 -развешивать кормушки на участке, а также  сыпать корм в кормушки;  

 -кормить птиц различным кормом (пшеном, семечками подсолнечника, арбузными  семечками, салом)

 -наблюдать за птицами  и вести дневник наблюдений с помощью воспитателя

 3.У детей повысился познавательный интерес, желание узнавать о зимующих птицах родного края в процессе участия в различных мероприятиях.

4.Общение родителей с детьми обогатили  представления о зимующих птицах, способствовало развитию умения по  поиску  познавательной  информации  о  птицах . 5. В процессе реализации проекта дети поняли, что они делают хорошее дело – помогают выжить птицам в холодное время года.

Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним способствовало развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Таким образом, повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей, экологической компетентности родителей.

 

Список литературы:
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
Издательство: Детство-Пресс,2009
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3.Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Интернет ресурсы:

Дидактические игры:

-bernudarzniece.blogspot.ru

-padalcina-mal2.edumsko.ru

- maam.rudetskijsad/didakticheskie-igry-k-proektu…

Сборник дидактического материала по зимующим птицам:

-ya-odarennost.ru

Пальчиковые игры:

-nsportal.ru…2014/01/21…temu-zimuyushchie-ptitsy

Материалы по теме:

-kopilkaurokov.ru

Приложение:

Пальчиковые игры на тему «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Птичья кормушка

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.

Показывают одной рукой на кормушку.

Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.

***

Воробьи – воробушки,

Серенькие перышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочередно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга.

***

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Сжимать и разжимать кулачки.

На каждое название птицы загибать пальцы.

Сжимать и разжимать кулачки.

***

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.

Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.

Шевелить ими – птенцы.

***

Ну-ка, посчитай-ка!

Десять птичек – стайка.

Вот ворона, галка тут,

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирек

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

Хлопки в ладоши.

Ладони открыты, пальцы растопырены.

Загибать пальцы поочередно.

***

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Удары кулачками друг о друга сверху.

Раскрыть ладошки.

Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.

Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони.

Воробей

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг, да прыг,

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.

Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и поднять руки вверх.

Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.

Сел на ветку снегирек

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками»

Летит над полем птичка

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Что несет синичка?

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Положить крест-накрест повернутые к себе ладошки, большими пальцами зацепиться – «голова птицы», помахать пальчиками – «крылья»

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Изобразить удивление – приподнять плечи.

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Соединить большой и указательный пальцы, как будто держим травинку.

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Поставить рядом слегка округленные ладошки – «гнездо».

Хлопать по коленям то одной ладошкой, то другой на каждый слог.

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Постукивать по столу подушечкой указательного пальца правой руки. Затем тоже самое проделать левой рукой.

Воробей

Шустро скачет воробьишка,

Птичка – серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Стучат пальцами по столу.

Сжимают и разжимают пальцы в кулак.

Пальцами «ходят» по столу.

Стучат пальцами по столу.

Лесной лекарь

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит,

Лечит дятел старый дуб,

Добрый дятел дубу люб.

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица».

Сорока

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.

Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.

Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.

Птички

В гости к нашей сестричке

Весной прилетали птички:

Эта птичка – совушка,

Ну а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну а эта – соловей.

Эта – дятел, эта – стриж,

Эта же – поющий чиж,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну а это издалека

Прилетела к нам сорока.

Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.

Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.

Птичка

Птичка дом себе вила,

В гнездо веточку несла.

Там, где курочка гуляла,

Три пушиночки нашла.

Хлев овечий обошла,

Две соломинки нашла.

Получился дом отличный,

Можно отложить яички.

Пальцы складывают «домиком».

Каждый пальчик удаляется от пальчика(запястье не отводить).

Пальчики «ходят» по столу.

Пальчики стучат по столу.

Пальцы складывают «домиком».

Каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике»).

***

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Галки, голуби, синицы…

Прилетели снегири.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.

Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.

Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.

Снегири

Снегири.

Раз, два, три.

Прилетели, посидели,

Погалдели, улетели.

Улетели в небеса.

Вот какие чудеса!

Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.

Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.

Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Останавливаются, машут скрещенными ладонями.

С удивлением разводят руками.

Сорока

Сорока, сорока,

Научи меня летать,

Невысоко,

Недалеко,

Чтобы солнышко видать.

Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями.

Руку поднимаем вверх.

Кисть руки прикладываем к глазам.

Рисуем в воздухе круг.

Снегирь (сказка) 

Эвенкийская сказка

Жила в тайге на дереве серая птичка. Звали ее снегирь. А под деревом жила мышка. Мышка все лето хлопотала. Собирала себе корм на зиму. А птичка только пела да летала.
Пришла холодная зима. Мышка забралась в норку. А птичка осталась на дереве. Мышке было тепло, сытно. А снегирю холодно, голодно.

Однажды выглянула мышка из норки. Увидала снегиря, спрашивает:
— Холодно?
— Холодно, — отвечает голодный снегирь. — Плохо одному. Давай, мышка, вместе жить. Сначала у тебя поживем, а потом у меня.
Согласилась мышка. Привела снегиря к себе в норку. Накормила. Стали вместе жить. У мышки было тепло. Корму много. Живет снегирь хорошо. Ест вдоволь.
Так прозимовали.
Пришла весна. У мышки корм вышел. Говорит она снегирю:
— Снегирь, уговор помнишь?
— Помню, — отвечает снегирь.
— Пойдем теперь к тебе жить. Твой корм есть будем.

Нечего делать, согласился снегирь. Выскочил из норки, взлетел на дерево. А мышка внизу осталась. Снегирь говорит:
— Я тебе корм отсюда кидать буду.
А корму-то у него не было. Начал снегирь с дерева смолу собирать да мышке бросать. Ест мышка смолу, весь рот залепила. Рассердилась. Зовет снегиря:
— Снегирь, иди сюда. Я тебе что-то скажу. Подлетел снегирь к мышке. Она как царапнет его по груди. У снегиря кровь пошла. Грудка покраснела.
Вот почему у снегирей грудь красной стала.

PlanetaSkazok.ruevenkyskz/snegirevenkyskz

Сорока (рассказ) 

Георгий Скребицкий 

Наступила осень, опустели поля и рощи, улетели грачи, зато вороны и галки перебрались с полей и лугов поближе к нашему жилью. Их крикливые стаи нарушают тишину хмурых осенних вечеров.

Но не только эти пришельцы заявились к нам зимовать; прилетела из леса в деревню ещё одна птица из того же вороньего семейства.
Её можно считать самой дальней родственницей ворон, грачей и галок. Она мало похожа на своих серых и чёрных сородичей. Наоборот, эта птица наряжена очень пёстро. Головка, спина, крылья и хвост у неё тёмные, перья хвоста отливают синеватыми и зеленоватыми оттенками, а брюшко и бока белые, как снег. Зато и зовут эту птицу «сорока-белобока».
Сорока очень живая, подвижная птица. Правда, нередко можно видеть её и сидящей спокойно где-нибудь на самой вершине дерева, но чаще всего она с громким стрекотанием перелетает с дерева на дерево или, приподняв свой длинный хвост, скачет по двору, разыскивая корм.
Ест она, как и другие её сородичи, всё, что попадётся: корочки хлеба, кашу, овощи, мясо…

Несмотря на живость своего характера, сорока весьма необщительная птица. Она держится особняком, в стороне от вороньих и галочьих стай.
Сорока очень боязлива: малейший шум или стук заставляет её мгновенно отлететь прочь. Только зимняя бескормица вынуждает осторожную сороку приближаться к нашему жилью. И всё же она никогда не селится, подобно воронам и галкам, в больших городах, а, как правило, держится на деревенских задворках.
С началом весны сороки улетают от людского жилья в леса. В чаще деревьев устраивают они свои гнёзда.

Сорочье гнездо издали похоже на грачиное и воронье: такая же небрежно набросанная, торчащая во все стороны куча сучков и веток. Но, если осмотреть гнездо вблизи, окажется, что это весьма искусное сооружение. Оно неряшливо только снаружи. Внутри гнездо свито очень аккуратно из тонких веточек. Оно ловко замазано глиной и выстлано сухой травой. Сверху над гнездом — навес из прутьев. Он предохраняет сидящую в гнезде птицу и птенцов от дождя. Вход в гнездо устроен сбоку в виде круглого отверстия.
Снесёт сорока в гнезде шесть-восемь яиц и садится их насиживать. Птенцов она выкармливает так же, как грачи, вороны и галки: насекомыми и их личинками. Но всё же сороку нельзя назвать полезной птицей. Сорока — первая разрушительница гнёзд маленьких птичек. Она отыскивает птичьи гнёзда и поедает в них яйца и птенцов.
Природная трусливость сороки не мешает ей иногда забраться даже на птичий двор и стащить оттуда цыплёнка. За эти проделки сороку в деревнях и не любят.
Сорока не только на маленьких птичек нападает.
Шёл я как-то весною по лесу. Вдруг, слышу сороки стрекочут.
«Что это они, думаю, так раскричались? Дай-ка пойду погляжу».
Выхожу на лужок. Смотрю, и понять не могу, что там происходит. По лужку заяц взад-вперед мечется, около не-го две сороки то взлетят, то на землю сядут. А заяц на них так и наскакивает. Только одна из сорок близко подлетит, он — прыг прямо к ней, так и норовит передними лапами ударить.
Отлетит сорока, а вторая уже сзади подлетает. Обернётся заяц и на ту бросится.
Гляжу я и никак не разберу — кто же на кого нападает. То ли сороки на зайца, то ли заяц на сорок.
Стал подходить ближе. Заметил меня заяц и бросился в лес. Сороки тоже прочь полетели. Летят и стрекочут, видно, очень не хочется им улетать.
Пришёл я на место, где сороки с зайцем дрались и начал внимательно всё кругом на земле осматривать. Вдруг, вижу в ямке лежит маленький серый комочек.
Да ведь это зайчёнок! Совсем крошечный, только недавно родился. И родился-то на каком неудачном месте — прямо на лужке. Кругом всё видно и спрятаться некуда.

Тут я и понял, почему заяц на сорок нападал. Это зайчиха своего детёныша так храбро защищала. Вот, значит, и неверно говорят, что заяц — трусишка.
Взял я осторожно зайчёнка в руки. А он сидит у меня на ладони, ушки к спинке приложены, сам весь в комочек сжался и не шевелится.
Отнёс я его в ближайшие кусты, куда сама зайчиха только что ускакала, и посадил под кустик.
Думаю, мать зайчиха его там непременно найдёт. Звери постоянно своим же следом назад возвращаются. Побежит она к зайчёнку на лужок, в кустах на него и наткнётся. А сорокам зайчёнка в кустах ни за что не найти.
Вышёл я обратно на лужок. Гляжу, а уж сороки опять на том же месте, где зайчёнок был, вертятся. Вот ведь какие упорные. Разбойники, да и только. Видно, много вреда сороки приносят мелким лесным обитателям.
Зато ручная сорока — одна из самых занятных птиц. Она очень быстро привыкает к людям, летает за ними по комнате, садится на голову, на плечи, позволяет себя гладить и брать в руки. Часто сорока настолько привыкает, что её можно свободно выпускать на улицу и она, полетав, возвращается домой.
Сорока очень переимчива. В соседстве с певчими птицами сорока учится у них свистать и петь.
У сороки есть одна очень занятная особенность — любовь к блестящим предметам.
Однажды был вот какой случай. У моих знакомых жила в городе ручная сорока. Она свободно вылетала на волю, а, нагулявшись, возвращалась домой. Как-то раз, когда вся семья сидела за обедом, в открытое окно влетела сорока. Она села прямо посреди стола. И тут все увидели, что в клюве у неё что-то блестит. Это было золотое кольцо. Откуда она его стащила — неизвестно, но с тех пор, во избежание неприятностей, сороку больше уже не выпускали на улицу.
Видно, недаром эта птица по старой русской поговорке зовётся: «сорока-воровка».

skazkibasni.comsoroka…georgiya-skrebickogo

Дятел (эвенкийская сказка)

В лесу на берегу реки жили старик и старуха росомахи. Детей у них не было. Совсем одни жили. И задумали старики перекочевать на другой берег реки. Но без лодки разве перевезёшь чум и всё имущество через реку!
Старик росомаха и говорит:
— Пойду-ка я в лес лодку делать, а ты здесь оставайся. Разбери чум и приготовься переезжать на другой берег.
Старик ушёл, а старуха осталась его ждать на берегу. Сидит, на реку смотрит. Вот показалась лодочка. «Наверное, это едет мой старик», — подумала росомаха, быстро разобрала чум и собрала вещи.
Лодка причалила к берегу, в ней и правда был старик.
Старик поднялся на берег и сказал:
— Я очень устал, пока делал лодку. Спина заболела. Не могу больше грести. Лягу отдохну.
Лёг старик на траву под дерево и скоро заснул.
Сидит старуха, ждёт, когда старик проснётся.
Вдруг откуда-то лисица бежит. Подбежала, спрашивает:
— Что ты тут сидишь, бабушка?

— Жду, когда проснётся мой старик, — ласково сказала росомаха. — Сама видишь, задумали мы перекочевать на ту сторону реки. А как без лодки через большую реку переехать? Вот мой старик делал в лесу лодку, устал, лёг отдохнуть.
Выслушала лисица слова росомахи, убедилась, что старик спит, и говорит:
— Жаль мне вас, стариков. Хочу хоть немного помочь вам. Давай, пока твой старик спит, я перевезу тебя и твоё имущество через реку.

Обрадовалась росомаха, сложила все вещи в лодку. Только хотела сама в неё сесть, а лисица посмотрела, спит ли старик, и говорит:
— Бабушка, лодка полна. Если ещё ты сядешь, лодка может утонуть. Я пока перееду через реку, а ты отдыхай. Как перевезу вещи, за тобой приеду.
Росомаха не стала спорить и осталась на берегу. Лисица оттолкнула лодку от берега, и её стало уносить течением.
— Смотри, бабушка, — кричит лисица, — наверное, меня далеко унесёт течением.
— Это ничего, что далеко, — отвечает росомаха. — Ты только смотри сама не утони!
— Не бойся, бабушка, я не утону! — отвечает лисица. — Я потихоньку поеду. Посмотри, как я поеду!
Лисица взялась за вёсла и уплыла вниз по реке. Поняла росомаха, что лисица её обманула, и заплакала.
Плач росомахи услыхал дятел. Он подлетел и спросил:
— О чём ты, бабушка, плачешь? Росомаха рассказала, как лисица обманула её. Выслушал это дятел и говорит:
— Не плачь, бабушка! Я верну тебе всё, что увезла лисица.
Отправился дятел следом за лисицей и, чтобы опередить её, полетел прямо через мыс. Вылетел на берег и стал ждать, когда к этому месту лисица подъедет.
Долго сидел дятел. Но вот на реке показалась лодочка с лисицей. Дятел закричал, как будто больной:
— Причаль к берегу, хорошая лисичка! Возьми меня в лодку!
Причалила лисица к берегу, спросила:
— Что с тобой случилось?
— Я ходил в лес на охоту, — ответил дятел. — Теперь иду обратно домой. По дороге заболел, совсем обессилел. А идти мне ещё далеко. Посади меня в свою лодку.
— Взяла бы я тебя, да лодка у меня мала и к тому же нагружена, — говорит лисица. — Сесть негде.
— Возьми меня, — снова просит дятел. — Я маленький. Мне много места не нужно. И сидеть я буду спокойно. Только посади меня. Ты хорошая лисичка, добрая.

Понравились лисице слова дятла. Посадила она его в лодку. Дятел на самое дно уселся. Совсем не видно его за вещами росомахи.
Лисица оттолкнула лодку от берега и взялась за вёсла.
Вот едут они вниз по реке, лисица гребёт. Доехали до середины реки. Тут дятел просверлил в дне лодки дырочку. В лодку стала вода набираться. Лисица промокла и говорит:
— Около меня откуда-то взялась вода. А около тебя есть вода?
— Да, я тоже промок, — отвечает дятел.
— Наверное, на дне смола отстала, — говорит лисица, — поэтому лодка протекла. Надо скорее причаливать к берегу, починить лодку.
Причалили они к берегу. Лисица выскочила из лодки и говорит дятлу:
— Я пойду в лес смолы набрать, а ты выгрузи из лодки вещи, вытащи лодку на берег, переверни вверх дном и ищи дырку.
Только лисица скрылась в лесу, как дятел сломал тоненький прутик, заткнул им дырку, сел в лодку и направился к тому месту, где осталась обманутая росомаха.
Лисица вернулась из леса, увидела, что дятел уехал, и подняла крик:
— Вернись назад! Утонешь!
— Нет, лисица, я не утону!
— Вернись назад! Вор!
— Нет, я не вор! — крикнул в ответ дятел. — Я только хочу вернуть старикам то, что ты у них украла!
Тем временем проснулся старик. Рассказала ему старуха, что случилось. Сел старик рядом со старухой, начал её бранить, заплакали они оба и не слыхали, как около них причалила к берегу лодка. Дятел выпрыгнул на берег и сказал старикам:
— Не плачьте! Вот ваши вещи! Вот ваша лодка!
За добрый поступок дятла старуха сшила ему красивую одежду из замши. На голову она надела ему пёструю шапочку.
Старик был искусным кузнецом. Он сковал крепкий стальной клюв и острые когти. И всё это подарил дятлу.
С той поры дятел носит сшитую для него бабушкой одежду. Добывает себе пищу подаренным дедом стальным клювом. У него хорошие, крепкие когти. Живёт дятел на деревьях, поэтому и не попадается лисице.

PlanetaSkazok.ruevenkyskz/djatelevenkskz

Сказка про голубей.

skazka_pro_golubeiИ в молве чтят и в сказках славят голубей. Добрые они, верные, умеют выручать друг друга.

«Голубок и Голубка»
Автор сказки:
Ирис Ревю

В некотором царстве, в природном государстве, жили не тужили голуби. А звали их так: Голубка и Голубок. Вместе они отыскивали жучков-червячков летом, вместе зимой выпрашивали пищу у людей.

Однажды пришла в природное государство сильная буря. Завьюжило-закружило так, что стало света белого не видать. Разлетелись голуби кто куда. Потерялись и Голубка с Голубком.

К вечеру всё стихло, и Голубок отправился на поиски Голубки. Долго искал он свою подругу. Но она не отзывалась. Загоревал Голубок, да ничего не поделаешь.

Но вот однажды старый Воробей сказал Голубку, что видел птицу, похожую на его подругу, и что у неё повреждено крыло. Полетели Воробей с Голубком посмотреть на эту птицу. Это оказалась не Голубка. Но Голубок всё равно оказал ей помощь: он принес птице лечебную траву. Соком этой травы незнакомая птица смазывала ушибленное место.

Вскоре ей стало лучше, она поблагодарила Голубка и улетела.

А спустя какое-то время и Голубка объявилась. Оказывается, она всё это время пряталась в большой башне, опасаясь новых бурь. То-то было радости у Голубка!

Голуби – они верные и ценят друг друга.

Вопросы к сказке «Голубок и Голубка»

Где жили Голубок и Голубка?

Почему потерялись Голубка с Голубком?

Какую новость принёс старый Воробей Голубку?

Что случилось с незнакомой птицей?

Почему пряталось Голубка?

DetskiyChas.rusochinyaem…skazka_pro_golubey/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь хлеба: от зерна до каравая

Расширять представления детей о труде хлебороба. Прививать бережное отношение к хлебу...

ПРОЕКТ «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» (краткосрочный)

Цель: Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин,  как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.Задачи:1.     ...

Проект "Зерно"

Поэтапное исследование проростания зерна!...

Целевая прогулка «Где повесить домик для скворца?»

Цель и задачи:·         закрепить знание названий деревьев, растущих в ближайшем окружении от детского сада·...

Целевая прогулка " Где повесить домик для скворца?"

Прогулка на участок с целью выбрать предлагаемое место для развешивания скворечников.Продолжить знакомить с жизнью птиц . Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым....

Конспект занятия «Скворечник мы повесили в саду»

На занятии дети расширяют знания о перелетных птицах и  воспитывает желание заботиться о птицах....