Главные вкладки

    Знакомство с русским бытом и творчеством
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Губарева Юлия Владимировна

    Конспект занятия развлечения для детей средней группы в детском саду.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия развлечения для детей средней группы в детском саду. 

    Знакомство с русским бытом и творчеством

    Знакомство с русским бытом и творчеством

    Автор: Губарева Юлия Владимировна.

    Назначение работы:

    Занятие-развлечение предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Народного творчества".

    Цель:

             Развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи, быта русского народа

     Программные задачи: 


    1. Образовательные: Закреплять знания детей о народных промыслах, жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

    2. Развивающие : Обогатить словарь детей народными пословицами, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).

    3. Воспитательные: Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
    Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно - прикладном искусстве.
    Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

    Предварительная работа: 

    Знакомство с деревянными и глиняными изделиями в русской избе, игра на ложках, лепка и роспись   Дымковской  игрушки, изготовление и роспись матрешки, заучивание пословиц, загадок, русских народных игр.

    Оборудование: 

    Макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, деревянная и глиняная посуда, прялка, сундучок, ухват, чугунок, деревянное корыто, самовар), глиняные игрушки сделанные детьми, каравай, баранки.

    Ход:

    Все дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы.
               Заходят в зал и выстраиваются полукругом.

    Воспитатель:


    Стоит терем-теремок,
    На дверях висит замок.
    Мы замочек отопрем –
    Сказку в гости позовем
    Слушай тихо и гляди…


    Дети хором: Сказка, в гости приходи!

    (Дети образовывают круг и исполняют хороводную песню)

    (Вбегает девочка, разнимает руки и попадает в круг, громка плачет)


    Девочка: 

    Не хочу, не буду (топает ногами, закрывает лицо руками)
    Воспитатель: Здравствуй девочка ( девочка кивает головой)


    Ребенок:

    Что ты плачешь, рёвушка,
    Рёвушка - коровушка?
    На тебе от сырости
    Плесень может вырасти.


    Девочка: Ой! Вы кто?


    Воспитатель: Я мама, а это все мои дети

    .
    Девочка: Так много, а я у мамы одна. А как же вы с ними справляетесь, когда они не слушаются.


    Воспитатель: А у меня все детки послушные, во всем мне помогают, все дела по дому делают. Вот у них и нет времени капризничать.


    Девочка: А это что ваш дом?


    Воспитатель: Как дети у нас дом называю?
    Ответы детей: (избой)
    А самую большую комнату?
    Ответы детей:  горницей?


    Девочка: А у нас залом или спальней. Как я сюда попала? Я домой хочу, к маме.


    Воспитатель: Говорили мне бабушки, что придет время, и люди будут короткие юбки носить, так ты, наверное, из будущего. Как тебя зовут (Варя), поживи пока у нас, будешь нашим гостем, а мы потом что-нибудь придумаем, как тебя домой отправить.
    Милости просим к нам в избу! Проходи, присаживайся поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживают возле печи, а непрошеных возле порога.
    Горница у нас небольшая
    Да красивая какая!
    На убранство погляди.
    Иди Вера про печь нам расскажи!


    Ребенок:
    У хозяев гордость – печь!
    Поведу о ней я речь!
    Все готовится в печи
    И хлеба, и калачи,
    Каши и картошка
    И баранья ножка!


    Воспитатель: А чтобы все это приготовить, надо сначала дров нарубить.


    Физминутка:
    За дровами мы идём
    И пилу с собой несём,
    Вместе пилим мы бревно,
    Очень толстое оно.
    Чтобы печку протопить,
    Много надо напилить!
    Чтоб дрова полезли в печку,
    Их разрубим на дощечки!

    (Дети садятся на лавки)


    Воспитатель:

    Печь – это символ добродетели и тепла.

    Дети зачем нам печь? (Печь кормит семью, согревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушат одежду.)

    Все в избе сделано из дерево или глины. Рядом с лавками стоит сундук, украшенный разными узорами. В сундуке храним одежду, которую сами сшили и вышили. Сейчас мы и гостью нашу нарядим. (надевают девочке сарафан). На лавках и сундуках мы спим, ведь не всем хватает места на печи. Ну, ребята выходите всё в избе нам покажите.

    Дети читают стихи и показывают домашнюю утварь: 
    У печи стоят важно,
    Как стойкие солдаты.
    Из печи горшочки с кашей
    Тянут железные ухваты.
    (воспитатель достает ухватом чугунок из печки и ставит на стол)

    Вот старинные кувшины,
    Сделаны они из глины.
    Варим в них пищу на целый день,
    Кушай кашу кому не лень.

    Вы в деревне не кричите,
    Холодильник не ищите,
    Потому что молоко
    Не на ферме далеко
    И не в ведре в коровнике,
    А здесь, на подоконнике.
    Не в кружке, не в ковше,
    А просто в кувшине.

    Перед вами утюг,
    Бабушкин старинный друг.
    Греется он на углях,
    И живет во всех дворах.

    Ты помощница моя,
    Прялочка родная.
    Напрядешь ты пряжи мне,
    Что не видно края.

    Коромысло с утра я беру,
    За прозрачной водичкой иду.
    Буду кушать готовить, стирать,
    Буду маме своей помогать.

    Деревянные ложки —

    Постучи-ка немножко.

    Хочешь — вальс играй,

    А хочешь — суп хлебай!

    Варенька, а ты знаешь, что ложками не только ели, а еще и  весело шумели.
    Мы сейчас покажем наш «Шумовой оркестр»

    (дети садятся за стол)


    Девочка: А зачем вам такой длинный стол?

    Воспитатель: Стол – это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств является застолье: семья собирается вокруг стола, показывая свое единство.

    Ребенок:
    У него четыре ножки,
    На коня похож немножко,
    Но не скачет никуда.
    И тарелки, чашки, ложки,
    И прекрасная еда
    На его спине широкой
    Разместились без труда.

    Воспитатель:

    Стол ещё называют «Божья ладонь». Что нельзя делать со столом?

     Ответы детей:  (бить, влезать на него детям, садиться.)

    Воспитатель:

    Дети, вспомним, какие вы знаете пословицы про семью.

    Когда семья вместе, и душа на месте.

    В дружной семье и в холод тепло.

     В хорошей семье хорошие дети растут.

     Дружная семья не знает печали.

    Семья в куче, не страшна и туча.

     Везде хорошо, но дома лучше.

    Воспитатель:

    А ещё за столом зимними вечерами изготавливаем глиняную посуды (ставят на стол кувшины), игрушки из глины лепим, а потом ставим их на окно, чтобы они нас всю зиму от злого глаза оберегали, а весной с игрушками на праздник свистуньи пойдем – свистеть и продавать их будем.
    Девочки идите, поставьте игрушки на подоконник.

    Девочка: Для работы вечером нужен свет. А электричества у вас нет?


    Воспитатель: Принеси Максим  покажи, чем мы освещалась горницу вечером?

     (Ребенок приносит и ставит подсвечник со свечкой на стол, зажигаем.)

    Воспитатель: Дети, а еще чем?

    Ответы детей: Лучиной

    Воспитатель:
     пока она горит она освещает горницу, как только она прогорит зажигали новую.
    Воспитатель: Что такое лучина?

    Ответы детей: Это палочка, деревянная палочка,

    Девочка: Грустно у вас, телевизора нет, музыки нет.


    Воспитатель: Коли народ невесел
    Низко голову повесил,
    Знаю я, нужна игра:
    Распотешится пора.
    Я предлагаю вам немного поиграть.

    Игра «Золотые ворота»


    «Золотые ворота, проходите, господа:
    Первый раз прощается,
    Второй раз воспрещается,
    А на третий раз не пропустим вас!»
    (играем 3-4 раза)

    Воспитатель: Любим мы чаёвничать !!!

     Воспитатель: А из чего мы чаек попьем?

    Ответы детей: Из самовара.

    Воспитатель: Нука Вера расскажи нам про самовар?

    Ребенок:
    Посидеть за самоваром
    Рады все наверняка.
    Ярким солнечным пожаром
    У него горят бока.
    Самовар поет-гудит,
    Только с виду он сердит.
    К потолку пускает пар
    Наш красавец самовар!

    Воспитатель: (держит в руках каравай)
    Дорогих гостей встречаем
    Круглым пышным караваем
    Он на блюде расписном
    С белоснежным рушником.

    Воспитатель: Ой, а что такое рушник?

    Ответы детей: Полотенце!


    Воспитатель: Дети что такое рушник? (полотенце)

    Ребенок:
    Напекли мы для гостей
    Много разных сладостей
    Тары – бары – растабары
    Выпьем чай из самовара.

    Воспитатель:
    Сяду рядышком на лавке,
    Вместе с вами посижу,
    Загадаю вам загадки,
    Кто смышлёней погляжу.

    Загадки:
    1.Выпускает жаркий пар
    Древний чайник…(самовар).

    2.Чугунок очень рад,
    Что его схватил …(ухват)

    3.Книзу узок, верх широк,
    Не кастрюля … (чугунок).

    4.Надо для стирки,
    Может и для купания.
    Посудина странное
    Имеет название.
    Не знаю, кем это
    Название открыто,
    Но эта посудина
    Просто …(корыто)

    5.Воду он носил с утра,
    Каждый раз по два ведра,
    На плечах дугой повисло
    Держит ведра…(коромысло).

    6.Не бык, а бодает,
    Не ест, а еду хватает,
    Что схватит – отдаёт,
    А сам в угол идёт (ухват).

    7.На стене висит, болтается,
    Всяк за него хватается (рушник).

    Воспитатель: Варенька, а у нас есть для тебя подарок.
    ( вручает связку баранок)
    Девочка: Спасибо за подарок, я маму угощу и папу (плачет)

    Воспитатель: не плачь, я вспомнила волшебную игру, которая поможет  тебе Варенька вернуться  домой, становитесь в круг, а Варя в середину.


    Игра "Карусели"
    Еле-еле, еле-еле
    Завертелись карусели.
    А потом, потом, потом
    Все бегом, бегом, бегом.
    Тише, тише, не спешите,
    Карусель остановите.
    Раз-два, раз-два,

    Вот и кончилась игра.

    Воспитатель: Ребята мы большие молодцы помогли

    Вареньке вернуться домой к маме и папе.

    Воспитатель:
     Ребята, а что вам понравилось на нашем делать сегодня?
    ( ответы детей)
    А мне тоже понравилось с вами заниматься , вы много знаете и умеете, и я приглашаю вас к самовару попить чаю…



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Знакомство с русским бытом".

    Данная презентация предназначена для детей 4-5 лет. Она дает представление о жилище, предметах быта, национальных костюмах, национальных блюдах и музыкальных инструментах русских людей....

    Презентация "Знакомство с русским бытом".

    Данная презентация предназначена для детей 4-5 лет. Она дает представление о жилище, предметах быта, национальных костюмах, национальных блюдах и музыкальных инструментах русских людей....

    Конспект комплексного занятия по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством. Деревянные ложки.»

    Конспект комплексного занятия по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством.Деревянные ложки.»...

    Открытое занятие "Знакомство с русским бытом"

    На занятии дошкольники познакомились с жизнью, бытом и творчеством русского народа, народным традициям и обычаям. В группе создан мини-музей "Русская изба", неа примере которого дети получил...

    Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию « Знакомство с русским бытом».

    Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....

    «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

    Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

    Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

    07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...