Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе "Знакомство с русским бытом"
план-конспект занятия (младшая группа)

Трубецкая Вера Вячеславовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» в р.п. Сурское

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по познавательному развитию

во II младшей группе

 «Знакомство с русским бытом»

 

 

 

 

                                                                              Составила: воспитатель

                                                                                     МБДОУ д/с «Солнышко»

                                                                                 Трубецкая Вера Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по познавательному развитию во II младшей группе

 «Знакомство с русским бытом»

Задачи:

- Дать детям представление о русской избе, предметах русского быта (печь, чугунок,  самовар, коромысло и др.);

- Обогатить словарь детей новыми словами (чугун, самовар, коромысло, горница, лопати и т. д.);

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа:

- Разучивание пословиц, поговорок, небылиц, хороводов, песенок, потешек, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок;

Оборудование:

- «Русская изба» с предметами быта, аудиозапись музыкальной игры на деревянных ложках, баранки.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, кто из вас был в деревне? Бывал в деревенской избе? (ответы детей) Сегодня мы отправимся в гости к бабушке. Заглянем к ней в горницу – так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. А вы любите ходить в гости? Тогда пойдемте.

Стоит домик небольшой,

Ставеньки резные,

Окна расписные.

В доме живет бабушка,

Деток в гости к себе ждет. (Стучат в дверь)

(Воспитатель одевает платок, фартук – переодевается в бабушку)

Бабушка:

Иду, иду, дверь отопру.

Ведь я гостей жду.

Скок-поскок,

Сколочу мосток,

Серебром замощу,

Всех ребяток я пущу.

Здравствуйте, детишки! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли. Какие вы ладные да нарядные! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Вера. А вас как зовут? (Дети по очереди называют свои имена) Надоело одной коротать долгие вечера, хочется праздника, веселья. Надеюсь, что у меня вам будет не скучно.

Вот мой дом. Милости прошу в гости! Проходите, ребята в мою горницу (Дети садятся на стульчики около стола)

 

У меня и стол накрыт,

Медный самовар стоит,

Он сам воду кипятит.

У него есть ручки, носик, из него вода течет.

Вот Чугунок, в нем я варю кашу.

Кашу сладкую, пшеничную.

И на вкус отличную.

Я вас обязательно угощу кашей. Только сначала угадайте мои загадки.

Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (блин, оладушки)

Я могу испечь вкусные оладушки. А вы можете их печь? (Чтение потешки «Ладушки-оладушки» с имитацией действий вместе с детьми)

 

Ладушки-ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Всех угощала.

Молодцы, мы свами поиграли, повеселились, энергией зарядились, а теперь, мои хорошие, подумайте и найдите в моей горнице этот предмет:

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (печь)

Правильно, печь. В старину бывало на Руси – как заканчивали работу люди, собирались они вечерами в избе, садились возле печи, беседовали, сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло, чисто. Самой главной в избе была печка.

А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили обязательно печь, для чего она нужна, что она приносила в дом? (тепло и уют, в ней готовили еду, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, топили избу, спали на ней)

О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». На печи можно было спать, или лежать греться – место на печи, где спали люди, называли лопати.

 

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

В каких русских народных сказках встречается печка? (ответы детей)

Ой, мои золотые, посмотрите, что в печи  у нас стоит?

 

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля… (Чугунок)

 

 

 

Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная.

Печь держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее «Матушкой», послушайте, какие слова ей говорили:

 

Ой, ты, печка, - сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Какие вы молодцы! Загадки отгадываете, потешки знаете. Отгадайте еще одну мою загадку.

 Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит ведра …. (коромысло).

Раньше воду носили из рек, колодца. Крана не было. Чтобы было легче нести воду в ведрах и придумали для этого коромысло. Давайте, дети, попробуем, тяжело ли было носить воду на коромысле. (Дети пробуют)

 

 

А сейчас нужно коромысло? (ответы детей) Сейчас коромысло не нужно, потому что воду носить не надо, она течет из водопровода.

Слушайте мою другую загадку:

 

Круглое лицо

Вытянутое, как яйцо,

Длинная ножка,

Чем щи хлебают? (ложкой)

А из чего сделаны ложки?(Ответы детей) Деревянные ложки люди делали из дерева своими руками. Ими пользовались во время еды, а еще ложки использовали как музыкальные инструменты. Давайте послушаем, как звучат ложки. (Дети слушают игру на ложках в аудиозаписи)

А сейчас отгадайте еще одну загадку:

 

Выпускает жаркий чай

Древний чайник…. (самовар).

Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар, значит сам варю.

А что же он варит? (чай).

 

Это самовар – птица жар. Его так называют, потому что он долго остывает. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами. Посмотрите, какой он: вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. Что это по бокам? (Ручки)

 

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

Давайте поиграем в игру «Что есть у самовара?» (воспитатель показывает части самовара, дети называют)

А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (Ответы детей) Да, пользуются, только сейчас они стали электрические.

 

Я пузатый, я пыхтящий,

Я большущий, настоящий.

Если только захочу

Кипяток я вскипячу,

Всех вас чаем угощу.

Посмотрите поближе на самовар, потрогайте, сравните с чайником. Чем они похожи, чем отличаются? (ответы детей)

 

 

Ай качи, качи, качи,

Глянь, баранки, калачи.

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Прилетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам остались бараночки.

Спасибо, ребята, что в гости пришли. Угощайтесь бараночками. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите. Только напомните мне, пожалуйста, что интересного есть у меня в избе (дети перечисляют) Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите еще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_russkim_bytom.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию первой младшей группы "Прогулка на огород"

Ребёнок познает мир, исследуя его и экспериментируя, монепулируя его предметным содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю....

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей подгруппе «Как мы Снегурушку искали» (с элементами гражданского воспитания)

Программное содержаниеДать первоначальное представление о лесе: лес-это дом деревьев, птиц, зверей; каждое животное находит в лесу корм и укрытие(дом),о связи между растительным и животным миром.Воспи...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Доктор Айболит о здоровье говорит»

Формирование у младших дошкольников представления о здоровом образе жизни+...

Конспект занятий по познавательному развитию в младшей возрастной группе «Знакомство со свойствами воды» Образовательная деятельность с элементами экспериментирования.

Уточнить представление детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, может окрашиваться в разные цвета .В воде они предметы тонут, а другие плавают, вода может замерзать и превращаться в л...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе. Тема «Осень»

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе.Тема «Осень»...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: « Тяжёлый- лёгкий»

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: « Тяжёлый- лёгкий» Программное содержание  -Закрепить знания у детей о свойствах воды.-Подвести к пониманию того что, в...

Конспект занятия по познавательному развитию детей 3-4 лет "Русская матрёшка"

Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой матрешкой,  как символом русского народного творчества....