Конструкт организации образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни "Как добыть воду?".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

В конструкте представлена организация образовательной познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему: "Как добыть воду?". Образовательная область: познание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как добыть воду?»

Конструкт организации образовательной

познавательно-исследовательской деятельности

с детьми 7-го года жизни

Образовательная область: познание

Группа: подготовительная к школе

Тема: «Как добыть воду?»

Цель: развитие логического мышления путем самостоятельного моделирования проблемных ситуаций и их решения

Задачи:

Развивающие:

  • развивать умение понимать проблему и искать способы ее решения;
  • развивать умение составлять алгоритм и действовать по нему;
  • развивать любознательность, воображение и мышление;
  • развивать умение проводить взаимоконтроль;

Воспитательные:

  • воспитывать понимание необходимости воды для всего живого и бережного отношения к воде, как природному ресурсу;
  • воспитывать познавательный интерес к природным ресурсам;
  • воспитывать желание и умение помогать попавшим в беду, проявлять милосердие;

Образовательные:

  • учить принимать и выполнять учебную задачу;
  • учить детей работать в парах, добиваясь общей цели;
  • закрепить умение изображать символические рисунки;
  • продолжать учить высказывать свою точку зрения, словесно выражать свои мысли,                                                                          

      выбирая правильные грамматические формы.  

     

Предварительная работа:

Беседа «Круговорот воды в природе»; экскурсия в близлежащий парк для наблюдения за росой; цикл опытов с водой: «Прозрачная вода», «Вода не имеет запаха», «Вода имеет вес», «Вода принимает форму», «Какие предметы могут плавать?», «Где вода?», «Водяная мельница», «Звенящая вода», «Что растворяется в воде?», опыт «Делаем мыльные пузыри»; чтение рассказа Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».

Материал и оборудование:

Письмо в бутылке от Пятницы; доска с маркером; карточки для составления алгоритма действия на каждую пару детей и простые карандаши на каждого ребенка; соломинки для коктейля на каждого ребенка и цветы с каплями воды на лепестках и стаканы на каждую пару детей;

Планируемый результат:

Используемые в ходе совместной образовательной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию интегративных качеств ребенка:

  • проявление умения выделять, понимать и принимать проблему;
  • проявление милосердия и желания помочь попавшему в беду;
  • инициативность в выдвижении различных гипотез, идей;
  • владение умением выслушивать разные гипотезы, понимать их;
  • способность грамотно доказать преимущество своей гипотезы;
  • способность выделения наиболее приемлемой гипотезы;
  • самостоятельность при конструировании собственной модели или алгоритма;
  • готовность проявить свои знания и опыт;
  • самостоятельность при апробировании выбранной модели действий по алгоритму;
  • владение способами контроля и оценки в виде взаимоконтроля.

Ход организованной образовательной деятельности:

Последовательность

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Мотивация на совместную деятельность

Включение детей в деятельность

Проблемный вопрос

Постановка учебной задачи

Воспитатель вносит в группу письмо в бутылке, акцентирует на нем внимание детей, говорит, что его передали рыбаки, вытаскивает его и читает                                                               « Здравствуйте тот, кто нашел это послание! Меня зовут Пятница. Я попал на необитаемый остров, у меня есть небольшие запасы воды, но скоро она кончится. Я обошел весь остров. Здесь растут растения, видимо есть животные, но я не обнаружил водоемов с водой! Что мне делать? Помогите, кто сможет!!!

Пятница».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же делать?

Вы считаете, что как-то надо помочь Пятнице

Дети заинтересовываются письмом

Дети слушают текст письма

Дети думают

Дети предлагают помочь Пятнице, принимают учебную задачу

Появление интереса у детей

Желание детей выслушать письмо и понять о чем идет речь

Активизация мышления

Вызвать желание детей помочь герою,

принятие учебной задачи

Выявление проблемы

Предложение о высказывании гипотез и идей

Выбор модели обозначения и того, кто это будет делать

Постановка задачи для делегата

Выдвижение гипотез и идей

Побуждение к высказыванию идей и гипотез, актуализация знаний детей

Озвучивание всех выдвинутых гипотез

   

Побуждение к доказательству

Выбор нужной гипотезы

Выдвижение идей второго круга

Выбор нужной гипотезы

Выдвижение новой проблемы

Опора на опыт

Привлечение детей к моделированию алгоритма работы

Моделирование алгоритма выполнения опыта

Итог – выбор лучшей модели для удобства пользования и

принятие алгоритма работы

Включение детей в исследовательскую деятельность

Исследовательская деятельность

Оценка работы

Указание к действию

Вывод о проделанной работе

Контроль и оценка

Воспитатель: Значит, вы предлагаете помочь Пятнице! Молодцы! А прямо сейчас вы можете точно сказать, как помочь?

А как же мы можем это сделать?

Давайте возьмем доску и будем маркером обозначать то, что вы предложите. Как будем обозначать, и кто это будет делать?

Значит, будет обозначать гипотезы рисунками-символами  Катя

Бери, Катя, маркер, подходи к доске и зарисовывай высказывания ребят

Итак, начинаем выдвигать гипотезы и идеи – как помочь Пятнице не остаться без воды

Пожалуйста, высказывайся (называет детей по очереди)

Хорошо, вот обозначены предложения: не пить воду, чтобы она не кончилась; дождаться дождя и набрать воды для питья; выжать воду из растений; проследить,  где пьют воду животные на острове; набрать воды с растений, когда появится роса

Сейчас вы будете обсуждать эти гипотезы, высказывать все «за» и «против»

Значит, исходя из рассуждений о первой гипотезе, если не пить человеку воду, то он погибнет от жажды; если ждать дождя, то он может еще долго не начаться, ведь там редко идут дожди; если выжать воду из растений, то это можно, но из каких растений, а вдруг попадется ядовитое и как это сделать голыми руками; если Пятница будет следить за животными, то они могут его почуять и превратить в свою добычу, это опасно; а если он попробует собрать воду с растений в виде росы…., а как это можно сделать?  

Итак, можно просто пить росу с растений, но этого будет очень мало; можно срывать листья, травинки и пить с них, но росинки, скорее всего, упадут, не достигнув рта, и к тому же нельзя губить природу; можно попробовать собрать росу с помощью соломинки, а где ее взять?

Как же можно собрать росу соломинкой?

Хорошо, вот вам дорожки для составления алгоритма «Как собрать росу с растений», но вы будете работать в парах, что вы будете рисовать, решите вместе, договоритесь и нарисуете

Ребята, берите дорожки, карандаши и рисуйте алгоритмы выполнения работы, не забывайте, что нужно уметь договориться о совместных действиях

 Закончили задание, давайте посмотрим, что же у вас получилось, и выберем лучший вариант алгоритма

Значит, мы решили, что этот вариант самый лучший.  В первой клетке нарисован пустой стакан и соломинка; во второй - листочек с росой и соломинка, которую держит рука, закрывая пальцем отверстие сверху; в третьей – стакан и соломинка, уже не закрытая пальцем, где видно, что роса падает в стакан; в четвертой – стакан с водой.

А теперь я предлагаю вам, используя выбранный алгоритм, попробовать собрать росу соломинкой, соломинка у каждого своя, а цветочек с росой один на двоих, старайтесь дружно и аккуратно собирать росу, не уронив ни капли

Слаженно работают Юля и Саша, хорошо получается у Оли и Миши, уже почти всю росу собрали Кирилл и Аня

Итак, заканчиваем сбор росы; получилось ли собрать росу соломинками?

Давайте теперь сольем всю воду в одну емкость и посмотрим, сколько же ее набралось, вот как много!

Молодцы, хорошо поработали и смогли добыть воду, а теперь вы оцените друг друга в парах – кто и как трудился, слаженно ли  у вас получилась работа и кто захочет, тот  выскажет свое мнение

Дети отвечают отрицательно

Дети принимают предложение о выдвижении гипотез

Дети выдвигают предложение обозначать гипотезы рисунками-символами и выбрать рисовать их того, кто это лучше делает, выбирают делегата

Катя готовится к выполнению задания

Дети принимают цель

Дети выдвигают гипотезы и идеи о том, как можно помочь Пятнице, Катя делает зарисовки

Дети выслушивают все гипотезы

Дети высказываются, доказывают свои гипотезы

Дети слушают выводы о вышесказанном

Дети отвечают, как можно собрать росу, выдвигая гипотезы

Дети слушают выводы о вышесказанном, предлагают собрать росу соломинкой от старой сухой травы, решают попробовать собрать росу

Дети отвечают на вопрос, решают создать алгоритм работы

Дети высказываются и выслушивают друг друга в парах

Дети рисуют алгоритмы предстоящего опыта, работая в парах

Дети рассматривают все алгоритмы, решают, какой самый лучший вариант,           слушают выводы о выборе картинки для алгоритма работы          

Дети слушают задание

Дети выполняют опыт, собирая росу

Дети отвечают на вопрос

Дети сливают воду в банку

Дети оценивают друг друга, по желанию товарища,  высказываются перед всеми

Выявление незнания и неумения помочь

Активизировать детей с помощью высказываний предположений

Проявить умения делать выбор обозначений и ответственного за их изображение

Умение брать на себя роль исполнителя

Готовность детей к выдвижению гипотез

 

Умение высказывать свое предположение, давать идею помощи

Умение слушать и понимать других

Желание доказывать свои предположения

Умение слушать и понимать других, понимать логику правильной гипотезы

Умение высказывать предложение, выдвигать гипотезы

Умение понимать логику правильной гипотезы, делать выбор

Умение предлагать способы решения

Активизация памяти, мышления

Умение предложить свою картинку для алгоритма и выслушать партнера

Закрепление умений изображать алгоритмы, работать в парах

Умение адекватно оценивать свою и чужие работы, делать правильный выбор,

 слушать выводы, принимать единый вариант работы

Понимать инструкцию

Выполнять инструкцию, пользуясь алгоритмом работы, работать в парах

Понимание правильности выбранного способа действий

Поддержание интереса

Умение адекватно оценить работу товарища, правильно и тактично высказать свое мнение

Итог

Мотивация на будущую деятельность

Рефлексия

Так что же, можно написать Пятнице, какой совет дать?

Значит, напишем ему, что он может добыть воду соломинкой, собирая росу. А вот как доставить письмо Пятнице, об этом мы поразмышляем в следующий раз

Понравилось ли вам, ребята, сегодня находить решение, как помочь Пятнице?

А что именно понравилось?

Дети отвечают

Дети получают манок для следующих действий

Дети отвечают, делятся впечатлениями

Умение высказываться

Желание доводить дело до конца

Умение выражать свои эмоции, делиться впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"

Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности  с использованием технологии проблемного обучения на тему: «Такие разные птицы» Шестой год жизни...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательно – исследовательской (экспериментальной) деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Средняя группа с 4-5 лет.

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать что тынеобходима для жизни, ты – сама жизнь…Ты сам...

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 6-го года жизни «Семья, вчера, сегодня, завтра»,

Освоение временных отношений от прошлого к настоящему на примере истории развития семейных отношений...