занятие в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Першина Лариса Владимировна

«Страна настроений»

Занятие в старшей группе

тема «Страхи. Испуг»

 

Цели

  1. Познакомить детей с эмоцией страх, испуг'.

  2. Учить детей узнавать эмоцию страх по его проявлениям.

  3. Развивать умение справляться с чувством страха.

  4. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

 

Материалы

Аудиокассеты из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия: «Звуковые фрагменты. Театр»; магнитная доска (наборное полотно);

сюжетная картина «Страх»; набор цветных карандашей и бланки с заданиями; персона; Пуглинка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 «Страна настроений»

                         Занятие  в старшей группе

          тема «Страхи. Испуг»

Цели

  1. Познакомить детей с эмоцией страх, испуг'.
  2. Учить детей узнавать эмоцию страх по его проявлениям.
  3. Развивать умение справляться с чувством страха.
  4. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Материалы

   Аудиокассеты из серии «Звуки. Голоса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия: «Звуковые фрагменты. Театр»; магнитная доска (наборное полотно);

сюжетная картина «Страх»; набор цветных карандашей и бланки с заданиями; персона; Пуглинка.

Ход занятия

I    этап. Организационный

Приветствие «Страна Настроений»

2. Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй, лес. прекрасный лес, (Широко развести руки в стороны.)

Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? (Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо-влево.)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.)

Только в лес мы вошли — (Маршировать.)

Появились комары.

(Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела.)

Дальше по лесу шагаем, (Маршировать.)

И медведя мы встречаем. (Раскачивание туловища из стороны в сторону.)

Снова дальше мы идем — (Маршировать.)

Перед нами водоем! (Руки в стороны.)

Прыгать мы уже умеем, (Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.)

Прыгать будем мы смелее. (Прыжки.)

Раз-два, раз-два -(Маршировать.)

Позади теперь вода! (Прыжки.)

Раз-два, раз-два -(Маршировать.)

Позади теперь вода!

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко.

Ветер дует нам в лицо — (Руками махать себе на лицо.)

Закачалось деревцо. (Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише — (Приседания, руки вперед.)

Деревцо все выше, выше. (Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки.)

Но закончилась игра.

Слушать сказку нам пора! (Тихо сесть на коврик.)

  1. этап.  Мотивационный

Сказка

Психолог. Теперь послушаем  сказку, узнаем, что же произошло с нашими друзьями.

* * *

    Был ненастный осенний вечер. В гостях у Веселинки и Грустинки была Пуглиника. Она уже собиралась домой, как вдруг началась гроза. По крыше забарабанил дождь. Ветер раскачивал деревья, и стоял просто ужасный гул. «У-у-у!» — «завывал ветер. «Ш-ш-ш», — гудели деревья. Они раскачивали своими ветками, И Казалось, что невиданное чудище машет своими огромными лапами.

Пуглинка от страха задрожала и спряталась под стол. «Прячьтесь, лесное чудище разгневалось и хочет ворваться к нам в дом!» — закричала она.

 «Да, это же просто деревья и дождь!» — старалась успокоить ее Грустинка.

«П-п-правда?» — спросила Пуглинка, выглядывая из-за стола.

Она осторожно вылезла, села к подругам и спокойно сказала: «А звук не такой уж и страшный, когда знаешь, откуда он».

Ill этап. Практический

1. Организация беседы по пиктограмме « Страх. Испуг»

Психолог (прикрепляет к магнитной доске (наборному полотну) сюжетную картину «Страх»).  Пуглинка сильно испугалась страшного, непонятного звука. Как мы можем узнать, что человек испуган? (Ответы детей.)

Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.

  Покажите друг другу, как вы выглядите, когда боитесь. (Дети выполняют задание.)

Теперь пройдите так, как ходит испуганный человек. (Дети выполняют задание.)

Постарайтесь испуганно сказать фразу: «Сегодня шел дождь». (Дети выполняют задание.) Закончите мои предложения: «Когда я боюсь, я...», «Я боюсь, когда слышу...».

2. Упражнение «Страшные звуки»

Психолог. Сейчас я включу магнитофон. Угадайте, какие звуки мы услышим? (Ответы детей.) Мы услышим много разных звуков, среди них есть

Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные а какие успокаивающие или радостные.

Психолог включает магнитофон, дети слушают и обсуждают различные звуки из фонотек. В случае, когда ребенок относит какой-либо звук к категории пугающих, психолог предлагает припомнить, всегда ли этот звук был страшным

Например, звук поезда и электрички ребенок воспринимает как пугающий, а потом вспоминает, что, когда он ехал в гости к бабушке или в отпуск родителями, было очень весело и интересно. Рычание льва кажется страшным но если льва представить на арене цирка, то страх проходит. Важно изменить отношение ребенка к пугающим звукам посредством активизации позитивных воспоминаний из его собственного опыта.

3. Пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»

По реке плывет кораблик, (Ладони соединить лодочкой.)

Он плывет издалека. (Выполнять волнообразные движения руками.)

На кораблике четыре (Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке. (Сложить обе ладони к макушке.)

У них длинные хвосты. (Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты. (Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.) Упражнение повторить несколько раз.

4. Рисование своего страха

  • Каждому выдается бланк с заданием .
  • Звучит аудиозапись музыки Ф. Бургмюллера «Баллада».
  • Перед каждым ребенком набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог. Сейчас мы будем слушать музыку и рисовать свой страх, а потом Вы можете нарисовать историю, которая произошла, когда вас напугал какой нибудь страшный звук. Вспомните, чем вы занимались, кто был рядом с ними, что вы стали делать, когда испугались. Обратите внимание на цвета карандашей, выберите те, которые помогут лучше нарисовать ваш страх. I  Дети выполняют задание, а затем рассказывают о своих рисунках.

  При обсуждении рисунков можно спросить ребенка, боится ли он сейчас того, что нарисовал. Если дан положительный ответ, психолог просит изменить картинку чтобы она стала, например, смешной. Предложение дорисовать какие-то забавные детали или раскрасить страх «веселыми» карандашами очень нравится детям.

   Рекомендуется придумать детской истории веселый конец или ввести в ситуацию новый неожиданный персонаж, обладающий силой, хитростью или чувством юмора. Недопустимо стыдить или упрекать ребенка за то, что он чего-то боится! Важно проявить внимание к каждому рассказу и при необходимости провести цикл индивидуальных занятий по коррекции страхов.

5. Задание «Страшно веселая история»

Каждому дается бланк с заданием .

Психолог. Составь рассказ по картинкам.

6. Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь — превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально им может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, Человека-паука, волка, льва и т. п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного Кощея, тот становится водящим и продолжает игру.

7. Упражнение «У страха глаза велики»

Психолог. А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следователь-

IV этап. Рефлексивный

        Подведение итогов, рефлексия

Психолог. Сегодня мы рассуждали о страхе и о разных звуках. Что можно сделать, когда тебя пугает какой-то звук? (Вначале нужно определить источник звука, то есть откуда или от кого идет этот звук. Если звук продолжает беспокоить, то можно его нарисовать, а потом придумать историю с веселым концом.)

 

 Ритуал прощания «Страна настроений»

Давайте улыбнемся друг другу. Вы — молодцы!

За руки беремся, становимся в круг.

Занятие кончается наше.

Теперь появился у нас новый друг,

Ему до свидания скажем. А что в путешествии запомнилось вам? Понравилось, что было трудно? (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...