ПРОЕКТ практико-игровой «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЮБКА»
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

Минакова Светлана Юрьевна.

Цель проекта: Развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста и развитие мелкой моторики, средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

ПРОЕКТ

практико-игровой

«ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЮБКА»

D:\Desktop\ПП\МОЯ РАБОТА\СЕНСОРНАЯ ЮБКА\минкова с.ю\DSC05417.JPG

                                                                                                   

D:\Desktop\ФОТО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА\DSC05688.JPG

           

                                                                               

Руководитель проекта:

                                                                           педагог-психолог

                                                                           Дубровина Надежда Юрьевна

                                                                          воспитатель:

                                                                          Минакова Светлана Юрьевна

                                             г. Бердск 2016


Обоснование выбора темы проекта

         Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строиться» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребёнка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Актуальность проекта заключается, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

 В группу приходят  дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работала в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель проекта: Развитие сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста и развитие мелкой моторики, средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки.

Задачи проекта:

- Создавать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира.

- Стимулировать у детей развитие пяти органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

- Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

- Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умение сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.

- Развивать речь, мелкую моторику детей раннего возраста.

Задачи для воспитанников:

  • Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
  • Развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Развитие психических процессов  у детей (восприятия, внимания, памяти).
  • Развитие творческих способностей, воображения, речи.
  • Развитие   познавательной  и исследовательской   активности.
  • Развитие  мелкой моторики.
  • Развитие  коммуникативных способностей.

Задачи для родителей:  

  • Привлекать родителей к участию в проекте и к совместной деятельности.
  • Повысить компетентность (информированность) родителей по сенсорному развитию.
  • Закреплять опыт детей, приобретённый в детском саду в дома.
  • Создавать в семье благоприятные условия для сенсорного развития детей.

Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей и ими самостоятельно в рамках НОД, и при проведении режимных моментов, используя сенсорную юбку.

Работа с родителями:

  • Для изготовления сенсорной юбки и дидактических пособий в группу привлекались родители.
  • Для родителей были созданы буклеты: «сенсорное развитие в домашних условиях»; «упражнения по развитию мелкой моторики».
  • Принимала участие в работе клуба: «Компетентные родители» по развитию мелкой моторики с использованием сенсорной юбки.
  • Проводила наглядное информирование родителей по сенсорному развитию, развитию мелкой моторики с  использованием фото.

  Цель:  Повысить компетентность и привлечь родителей принимать активное участие в сенсорном развитии своего ребёнка, и активное участие в жизни группы и ДОУ.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Срок реализации проекта 1 год.

I этап: Подготовительный (разработка проекта – изготовление сенсорной юбки). Март – определение методов и приёмов работы, подбор методической литературы, конспектов занятий, иллюстративного материала, подбор оборудования, изготовление пособий, создание предметной развивающей среды (уголок сенсорики, картотека дидактических игр). Проведение предварительной работы с родителями, составление перспективного плана мероприятий. Разработка диагностики (Л.А.  Метиевой, Э.Я. Удаловой, Э.Г. Пилюгина).

II этап: Практический– Организация практической работы с детьми, формирование устойчивого интереса, положительное отношение детей к занятиям, формирование практических навыков. Работа с родителями воспитанников: наглядное информирование (использование фото) открытые просмотры, консультации, работы детей.

III этап: Заключительный (аналитический) март. – Подведение итогов реализации проекта. Показ открытого занятия по теме проекта. Обобщение результатов работы, формулировка выводов, (выступление на педагогическом совете).

Правила, при создании юбки:


1. Юбка должна быть обучающей и развивающей.
2. Юбка должна быть многофункциональна.
3. Юбка должна быть привлекательна для детей.

4. Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям

5. Юбка должна быть удобна для детей и  педагога.

Обоснование выбора материалов 

Материалы, из которых изготовлена дидактическая юбка должен быть безопасным для здоровья детей. Ткань должна иметь большую стойкость к истиранию. Не менее важным является и конструкторско-технологическое требование. Материал должен быть прочным, иметь низкую сминаемость и осыпаемость, усадку при стирке.

Выбор оборудования, инструментов, и приспособлений

Для изготовления юбки  требуется:  

  • материал четырёх цветов красный, желтый, синий и зелёный.

На юбку нашиваются:

  • карманы;
  • пуговицы разных размеров и цветов;
  • атласные ленты разной длины, ширины и цвета;
  • колокольчики,  различные по звучанию;
  • молнии (разных цветов);
  • геометрические фигуры разные по цвету и размеру;
  • мешочки с наполнениями (орехи, фасоль, бусины, вата, греча и т.п.);
  • катушки для  наматывания ленты;
  • бусинки разных цветов и размеров;
  • перья;
  • ароматические  баночки;
  • тактильные карандаши.

Экономическое обоснование проекта:

Наименование

Количество

Цена

Стоимость

1.

Ткань

4 м

100 руб.

400 руб.

2.

Молния

3 шт

50 руб.

150 руб.

3.

Резинка-тесьма

20 руб.

100 руб.

4.

Пуговицы

10 шт

20 руб.

200 руб.

5.

Шнур

3 м

15 руб.

45 руб.

При подсчете, стоимость нашего изделия  равна 895 рублям, за  эту сумму мы изготовили дидактическую юбку. В магазине подобные  вещи не продаются.

Прогнозируемый результат:

- Создание тёплых доверительных отношений педагога с ребёнком.

- Создать условия для обогащения представления детей о многообразии окружающего их мира (создание психологического уголка; уголок сенсорных игрушек).

- Развить интерес у детей к самостоятельному и совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ним.

- Формировать культуру сенсорного развития.

- Развитие эмоционально-волевой сферы, и психических процессов у детей согласно  возрастным особенностям.

- Привлечь родителей посещать родительские собрания и принимать активное участие в образовательной деятельности, повышая компетентность по вопросам сенсорного развития, чтобы в дальнейшем использовать полученные знания в домашних условиях.

- Активизировать интерес родителей к участию жизни детей.

Самооценка выполненной работы:

     

  1. Дидактическая юбка полна сюрпризов и секретов. Она привлекательна для детей, когда воспитатель её одевает, дети проявляют большой интерес.
  2. За время работы над проектом обогащался чувственный опыт детей, развивалось умение фиксировать его в речи. Стимулировалось у детей развитие пяти органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Развивались образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавались условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов (тёплый - холодный, твёрдый -  мягкий, пушистый и т. д).
  3. Дети знакомились с разными видами сенсорных эталонов, у них формировалось умение сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, величине.
  4. Дети получают огромное удовольствие, когда используют юбку в самостоятельной  деятельности  (расстегивают молнии, пуговицы, учатся  шнуровать, заплетать и расплетать длинные мягкие косички).              
  5. Юбка дает положительный  результат в период адаптации детей.    
  6. При работе с юбкой использую потешки для игр. Дидактические игры: «Разложи по цвету», « Какой овощ, фрукт…», «Угадай на ощупь», «Что в мешочках», «Волшебные карандаши».                                                          

Заключение:

Дидактическая юбка имеет для детей эффект новой игрушки - они инстинктивно тянутся к педагогу, не обращая сначала внимания на того, на ком она надета. Любопытство заставляет ребёнка манипулировать с деталями юбки, двигаясь от одной к другой. Когда не получается справиться самому, малыш вынужден обратиться к воспитателю. Между взрослым и ребёнком устанавливается зрительный и вербальный контакт, так необходимый для создания тёплых и доверительных отношений. А когда видишь, что детям интересно, я испытываю чувство радости и удовлетворения, что моя задумка нравится другим. Поставленные цели и задачи были реализованы, и я  буду использовать это в дальнейшей своей работе.

В результате реализации проекта была проделана следующая работа:

1. Разработан перспективно-тематический план, по данной теме (Приложение№1).

2. Заседание родительского клуба «Компетентные родители» по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (игры, упражнения по сенсорному развитию) (Приложение№2).

3. Родительское собрание в группе по теме: «Актуальность сенсорного развития в раннем возрасте» (Приложение№3).

4. Разработаны консультации для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»; «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»  (Приложение№4).

5. Для родителей созданы буклеты: - «Упражнения по развитию мелкой моторики»; - «Игры направленные на сенсорное развитие»                        (Приложение№5).

6. Создана картотека дидактических  игр (Приложение№6).

7. Проводила открытое  развивающее занятие в рамках декады психологии для детей младшего дошкольного возраста «Белая шубка для мишки»  «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (Приложение№7).

8. Презентация проекта «Дидактическая юбка» на городском методическом объединении воспитателей групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

 

                         Используемая  литература:

-Н.Е. Веракса; Т.С. Комарова; М.А. Васильева «ФГОС От рождения до школы». 2014 г-. С.360.

-Н.Е. Веракса; А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».2014 г.

-О.В. Дыбина « Ознакомление с предметным и социальным окружением». 2015г.

-Т.В. Вострухина; Л.А. Кондрыкинская «ФГОС ДО знакомим с окружающим миром детей». 2011г.- С.126.

-Л.Ю. Павлова» Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром». 2011г.

-Н.Е. Веракса; О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». 2014г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1 «СИБИРЯЧОК» «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЮБКА» из опыта работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста Выполнила: воспитатель Минакова Светлана Юрьевна

Слайд 2

Актуальность Развитие у ребенка всех психических процессов Способствует положительной адаптации детей Для познания окружающего мира От умственного развития зависит успешность обучения ребенка в школе

Слайд 3

Цель: Развитие сенсорных представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений с применением дидактической юбки

Слайд 4

Задачи: Стимулировать у детей развитие органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; Развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними; Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умение сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру; Развивать речь, мелкую моторику детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Какой должна быть юбка? Привлекательной для детей Многофункциональной Обучающей Соответствовать гигиеническим требованиям Способствующей положительной адаптации детей

Слайд 6

Область применения В познавательной деятельности В экспериментальной деятельности В совместной образовательной деятельности В режимных моментах

Слайд 7

Познавательная деятельность

Слайд 8

Д/и “ Назови животного ”

Слайд 9

Д/и “ Разложи по цветам ”

Слайд 10

Экспериментальная деятельность

Слайд 11

Д/и “ Угадай на ощупь ”

Слайд 12

Режимные моменты

Слайд 13

Д/и “ Пуговичная поляна ”

Слайд 14

Д/и “ Застегни замочек ”

Слайд 16

Художественно- эстетическое развитие

Слайд 17

Д/и “ Волшебные карандашики ”

Слайд 18

Открытое занятие “ Белая шубка для мишки ”

Слайд 20

Результаты Дети легко адаптируются к условиям детского сада; Созданы тёплые доверительные отношения педагога с ребёнком и его родителями; Дети ориентируются в многообразии свойств предметов окружающего их мира; У детей развит познавательный интерес к самостоятельному и совместному обследованию предметов и разнообразным действиям с ним; Родители принимают активное участие в образовательной деятельности, повышая свою компетентность. Посещают родительские собрания , в дальнейшем используют полученные знания в домашних условиях.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика игровой деятельности. Дидактические игры на развитие моторики от рождения до школы

Часто, на практике, мы сталкиваемся с тем, что не знаем как подобрать игры на развитие мелкой моторики рук для детей определенного дошкольного возраста, как добавить элементы, усложнить уже усвоенную ...

Практика игровая деятельность "Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук"

Развитие мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. При использовании игр с детьми следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрел...

Презентация практики Игровая площадка "Домик- клуб"

Презентация практики Игровая площадка "Домик- клуб"...

Конспект НОД (для детей старшего дошкольного возраста по математике) с применением культурных практик игрового взаимодействия с использованием интерактивных технологий

В ходе Нод происходит обеспечение игрового пространства с применением культурных практик, способствующих развитию познавательных действий. Решаются следующие задачи: совершенствуется умение строить чи...

конспект нод по математике " Путешествие в страну математики" с применением культурных практик игрового взаимодействия.

В ходе НОД закрепляется материал , изученный за первое полугодие. Занятие проводится в интересной игровой форме....

конспект развлечения "День Земли" подготовительная группа с применением культурных практик игрового взаимодейстия и интерактивных технологий.

Развлечение проводится в игровой форме. У детей формируются знания, что 22 апреля - День Земли. В ходе развлечения закрепляются правила поведения в природе. Дети упражняются сажать семена, украшать на...

ПРАКТИКИ ИГРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

НАРОДНАЯ ИГРА «ЗАПЛЕТИСЬ, ПЛЕТЕНЬ!»...