проект " Творческая лаборатория"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Олеся Валерьевна Артамонова

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления, новые сведения о том или ином предмете, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tvorcheskaya_laboratoriya.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 «Золотой ключик» города Сафоново Смоленской области

http://astersoft.net/images/9/3/detskoe-ehksperimentirovanie-kak-sr_thm.jpg                     Проект

в старшей группе

«Творческая лаборатория»

  Подготовила:

воспитатель

Артамонова Олеся Валерьевна

г. Сафоново

2016 г.

Актуальность проекта:

Сегодня государство, в соответствии с ФГОС ДО, поставило перед ДОУ задачу подготовить совершенно новое поколение, активное, любознательное, стремящиеся к поиску. Дошкольное учреждение, как первая ступень в образовании, обязано создать условия для реализации познавательной активности дошкольников.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, поэтому экспериментирование как никакой другой метод познания соответствует возрастным особенностям.

 Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления, новые сведения о том или ином предмете, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Проблема: родители и дети мало интересуются экспериментальной деятельностью.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители.

Возраст детей: 5-6 лет

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.

Задачи:

  1. Воспитывать  коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
  2. Формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  3. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы,  способствующие решению поставленной задачи.
  4. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
  5. Продуктивное взаимодействие детского сада и семьи.

Прогнозируемые результаты: устойчивый интерес к экспериментальной деятельности

Ожидаемый результат:

Дети:

Проект позволит:

  • сформировать знания об окружающей  живой и неживой природе;
  • получить возможность удовлетворить присущую детскую любознательность;
  • заинтересовать к   проведению опытов и к исследованиям.

Родители: организация исследовательской деятельности дома.

Формы организации проекта:

  • мониторинг детей (фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей)
  • совместная деятельность вне занятий;
  • НОД;
  • Опытно-экспериментальная деятельность;
  • Консультация для родителей «Чего нельзя и что можно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»;
  • Рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!». 
  • Консультация для родителей «Опыты в домашних условиях»;
  • Консультация для родителей «Почему дошкольнику полезно быть исследователем»;
  • Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

Этапы:

1 этап подготовительный:

  • Изучить теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике.
  • Провести анкетирование родителей на тему «Как помочь маленькому исследователю» .
  • Дать оценку условий для реализации проекта.
  • Наметить основные формы работы с детьми, родителями.
  • Создание развивающей среды.

2 этап основной

  • Внедрение системы работы по внедрению опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности в образовательный процесс
  • Составить перспективный план на 2016-2017гг
  • Совместное оформление с родителями коллекции «Чудесная коробка»
  • Постоянно обновлять рубрику в родительском уголке «Поэкспериментируем!»
  • Оформить тематические выставки фотографий «Исследую дома», «Моя семья в лесу» и др.,

3 этап завершающий

  • Подведение итогов и формулирование выводов.
  • Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни детей средней группе» 

1 этап

Мониторинг детей

2 этап

Совместная деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организована 1 раз в неделю по 10-25 минут:

беседы: «Наши первые помощники», «Как этим пользоваться»,  «Кто такие ученые»;

проблемные ситуации: «Теплая капелька», «Хлебная плесень» «Красочный сахар» и др.;

дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Чем похож, чем отличается», «Что, где, когда»; «Как мы чувствуем»;

игры-размышлялки «Найди секрет», «У шкатулки», «Из чего это сделано»;

с/ролевая игра «Играем в ученых»;

чтение художественной литературы: чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река». Н. Сладков «Жалейкин и лягушонок», Г. Скребицкий «Четыре художника», В. Бианки «Все самые», к. Ушинский «Проказы старухи зимы». М. Пришвин «Беличья память»;

художественно-эстетическое воспитание: «Солнышко», «Смастерим рубашку из бумаги».  «Урожай на зиму».

НОД: «Воздух-невидимка»,  «Кудесница вода», «Чудо магниты», «Световая энергия», «Воздух которым мы дышим», «Песочная страна», «Забавные фокусы».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Растения и вода», «Теплая капелька», «Всюду воздух», «Камни пишут и рисуют», «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем», «Рассмотри через лупу», «Упрямый воздух», «Вода в лед», «Песочные часы», «Одна капелька», «Вода растворитель», «Куда делась вода», «Тонет – не тонет», Может ли растения дышать», «На свету и в темноте», «Радуга в доме».

Формы работы с родителями:

Привлечь к оформлению разнообразных коллекций;

Привлечь к оформление с/р игры «Играем в ученых»

Тематические выставки фотографий

Презентация «Опытно-экспериментальная деятельность в жизни детей средней группе» 

Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».

Используемая литература:

 Иванова А.И.  Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском. саду.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания.

Дыбина О.В. Неизведанное радом.

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

Савенкова А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания.

Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа творческой лаборатории на тему "Использование ИКТ в коррекционной деятельности с детьми с речевыми нарушениями

В статье раскрывается работа МТПЛ (муниципальной творческой педагогической лаборатории), созданной на базе МДОУ  "Дельфинчик" г. Краснокаменска.  С этой статьей Маркина Т.С., (руководитель л...

Творческая лаборатория для молодых педагогов по теме: "Имидж педагога как условие эффективного взаимодействия с семьями воспитанников"

Творческая лаборатория для молодых педагогов создана с целью теоретической разработки какого - либо материала, апробации его на практике и практического внедрения в образовательный процесс, основная ц...

творческая лаборатория "игровая шкатулка"

Показ сюжетно-ролевой игры«Юные спасатели пожарной охраны МЧС»....

Конспект – сценарий сюжетно - ролевой игры с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования «Творческая лаборатория» Тема НОД: «Что мы знаем о воде?».

"Начинающие экспериментаторы"Познакомить детей со свойствами воды(вкус, цвет, запах, текучесть)Уточнить значение воды для всего живогоРазвивать любознательность, мышление, речь детейВоспитывать бережн...

2018-2019 Проект "Творческая танцевальная лаборатория"

Проект для детей подготовительной группы....