Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Вода. Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лариса Павловна Волкова

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Вода. Свойства воды" для детей четвертого года обучения с нарушениями интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по

ознакомлению с окружающим,

проведенного

в группе детей

четвертого года обучения

с нарушениями интеллекта

учителем-дефектологом

Волковой Л.П.

Тема: Вода. Свойства воды

Задачи:

  1. Продолжать расширять представления детей об объекте неживой природы – воде и ее свойствах в процессе опытов. Закрепить знания о том, кому нужна вода и как человек ее использует в своей жизни.
  2. Развивать наблюдательность, внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятие, обоняние, вкусовую чувствительность через опытническую деятельность; мыслительные процессы через решение проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать у детей положительное отношение к наблюдениям; бережное отношение к использованию воды.

Словарная работа:

Названия свойств воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная. Активизировать в речи детей произношение глаголов: льется, журчит; антонимов: пустой-полный, сухой-мокрый, теплый-холодный, чистый-грязный.

Оборудование:

Пять прозрачных стаканов с водой, детское ведерко, клеенка, мягкие тряпочки, чашки с кипяченой водой по количеству детей, камушки, маленькие ложки, цветная гуашь, сахар, лимон, таз с холодной водой, чайник с горячей водой

Ход наблюдения

Этапы наблюдения

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Орг.момент

Загадка о воде

2.Основная часть

Сообщение темы и цели занятия

Беседа о воде

Пословица о воде

Наблюдение за водой и выявление ее свойств в процессе опытов

1) Вода прозрачная, бесцветная

2)Вода не имеет вкуса (безвкусная)

3)Вода не имеет запаха

4)Вода льется, журчит; она жидкая, легко впитывается

5)Вода может быть холодной, теплой и горячей, чистой и грязной

3.Итог наблюдения

- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня пришли к нам, они хотят посмотреть, как вы умеете заниматься. Давайте поздороваемся с гостями.

- Ребята, хотите узнать, чем мы сегодня с вами будем заниматься? (Да)

- Тогда отгадайте загадку:

«Она и в озере, она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реке бежит, шумит»

- Что это? (Вода)

- Сегодня, ребята, мы вместе в вами будем наблюдать за водой, поиграем с ней и проведем интересные опыты.

(Предлагаю детям сесть за стол)

- Ребята, я думаю, что вы хорошо знакомы с водой.

- Где вы видели воду?

- Правильно, ребята. Вы не раз ходили по лужам, гуляли под дождем, пускали кораблики в ручье, купались в озере. В помещении вы видели, как вода течет из крана.

- А теперь подумайте и скажите, кому нужна вода?

- Правильно, молодцы! А нам в детском саду нужна вода? Для чего?

- Если перестать поливать растения, что с ними произойдет?

- Да, ребята, без воды все живое на Земле погибнет. Вода нам необходима и ее нужно беречь и разумно использовать. Человек без пищи может прожить много дней, а без воды нет. Кажется, что воды на Земле много и на всех хватит, но в нашем городе и в других городах живет много людей и чтобы воды на всех хватило, мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а в раковину выливаем грязную воду. И много людей должны потрудиться, чтобы опять очистить эту воду.

- Что можно сделать для того, чтобы меньше тратить воды?

- Люди даже придумали пословицу о воде:

«Воду попусту не лей, дорожить водой умей»

- Давайте вместе повторим пословицу

(Ставлю перед каждым ребенком стакан с водой)

- Ребята, посмотрите и скажите, что в ваших стаканах? (Вода)

- А теперь рассмотрите воду и скажите, какая она? (бесцветная, прозрачная, сквозь нее все видно)

- Закройте глаза.

(Бросаю в каждый стакан по камешку).

- А сейчас откройте глаза, посмотрите в свои стаканы и скажите, что вы в них видите? (Камешки)

- Почему камешки видны в воде? (Потому что вода прозрачная)

- Повторите вместе.

- А сейчас начнется «волшебство».

(Добавляю в один стакан красную гуашь)

- Какого цвета сала вода? (Красная)

- Посмотрите внимательно, виден ли теперь камушек в воде? (Нет)

- Почему? (Вода стала непрозрачная)

- Правильно, подкрашенная вода непрозрачна.

- Ваня, какого цвета у тебя в стакане вода? (Бесцветная)

- Повторите вместе.

- Правильно, вода прозрачна и бесцветна. Она становится непрозрачной и приобретает цвет, когда в нее добавляют краску.

- Ваня, чтобы вода в твоем стакане стала зеленой, какую краску надо добавить? (Зеленую)

- А ты, Света, какого цвета хочешь получить воду?

- Посмотрите, ребята, какая разноцветная у вас получилась вода. Можно такую воду пить? (Нет)

- А какую воду можно пить? (Чистую, прозрачную)

(Убираю стаканы с окрашенной водой)

(Даю детям налитую в чашки кипяченую воду и предлагаю ее попробовать)

- Ребята, имеет ли вода вкус? (Нет)

- Какая вода? (Безвкусная)

- Повторите вместе.

(Растворяю в воде сахар и предлагаю детям попробовать)

- Какая теперь вода на вкус?

- Правильно, вода сама по себе безвкусная, она приобретает вкус от того, что в нее добавляют.

- Ребята, понюхайте, чем пахнет вода в ваших чашках?

- А теперь я каждому в чашку добавлю сок лимона

(Выдавливаю сок из половины лимона)

- Понюхайте, вода пахнет? (Да)

- Чем пахнет вода?

- Если в воду ничего не добавлять, она будет иметь запах? (Нет)

- Правильно, вода не имеет запаха.

- Чтобы вода стала с запахом апельсина, что надо сделать? (Добавить сок апельсина)

- Каждому из вас я наливала воду очень осторожно, медленно, чтобы не пролить. А теперь, Егор, вылей свою воду в это ведерко также медленно и аккуратно.

- Ребята, что делает Егор? (Выливает воду)

- Что делает вода? (Льется)

- Повторите вместе.

- Теперь ты, Вика, вылей свою воду в ведерко.

- Ребята, послушайте, как звучит вода? (Она журчит)

- Повторите вместе.

- Давайте еще посмотрим, как вода льется и послушаем, как она журчит.

- Ребята, ведро было пустое, а теперь? (Полное)

- Ваши чашки были полные, а теперь? (Пустые)

 

(«Случайно» проливаю воду на стол)

- Ой, ребята, что я сделала? (Пролила воду)

- Почему вода легко проливается? (Потому что вода жидкая)

- Повторите вместе.

- Посмотрите, на столе образовалась лужица. Стол был сухой, а стал? (Мокрый)

- Что надо сделать, чтобы стол снова стал сухой? (Его надо вытереть)

- Возьмите мягкие тряпочки и попробуйте вытереть стол.

- Что произошло с тряпкой? (Она была сухая, а стала – мокрая)

- Куда исчезла вода? (Она впиталась в ткань)

- Правильно, вода легко впитывается в ткань. Давайте тряпки выжмем над ведром, а потом высушим.

(Ставлю перед детьми таз с холодной водой)

- Ребята, потрогайте воду, какая она на ощупь? (Холодная)

- Повторите все вместе.

- Что нужно сделать, чтобы вода стала теплой? (Добавить горячей)

(Добавляю из чайника горячую воду)

- Потрогайте воду. Какая она стала? (Теплая)

- Повторите все вместе.

- А горячей вода может быть? (Да)

- Потрогайте чайник, какая в нем вода?

- Какой может быть вода? (Холодная, теплая, горячая)

- Ребята, посмотрите в тазу вода чистая или грязная? (Чистая)

- Повторите все вместе.

- Если мы в этой воде после прогулки помоем руки, какой станет вода? (Грязная)

- А руки? (Чистыми)

- Правильно, ребята, вода помощник человека – она смывает грязь, делает руки чистыми.

- Ребята, зачем мы с вами наблюдали сегодня? (За водой)

- Что вы запомнили, какая вода?

- Попрощайтесь с гостями.

Дети входят и встают в центре групповой комнаты

Здороваются с гостями

Отгадывают загадку

Садятся за стол

Дети отвечают на вопросы

В луже, в озере, вода течет из крана

Деревьям, птицам, животным, людям

Пить, умываться, поливать растения, для рыб, стирать белье, мыть посуду, полы, повару для приготовления еды

Они засохнут и погибнут

Включать тонкую струю воды, хорошо закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны

Дети повторяют пословицу о воде

Рассматривают воду

Дети закрывают глаза

Повторяют «вода прозрачная»

Дети определяют цвет воды

Дети повторяют «вода бесцветная»

Ваня добавляет в воду зеленую краску

Дети добавляют в воду краску

Пробуют кипяченую воду из чашек

Дети повторяют «вода безвкусная»

Дети отмечают, что вода стала сладкая

Дети нюхают воду и определяют, что она не имеет запаха

Дети определяют, что вода пахнет лимоном

Егор выливает воду в ведерко

Дети наблюдают и отвечают на вопросы

Повторяют «вода льется»

Вика выливает воду

Повторяют «вода журчит

Остальные дети выливают воду и стаканов в ведро, наблюдая за водой и слушая, как она журчит

Повторяют «вода жидкая

Дети вытирают стол

Отжимают и убирают тряпки

Определяют на ощупь температуру воды

Повторяют «вода холодная»

Определяют, что вода стала теплая

Повторяют «вода теплая»

Дети на ощупь определяют, что в чайнике горячая вода

Повторяют «вода чистая»

Дети обобщают, что вода жидкая, прозрачная, бесцветная, безвкусная, не имеет запаха; может быть теплой, холодной и горячей

Дети прощаются и уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воздуха в старшей логопедической группе

Занятие направлено на ознакомление детей со свойствами воздуха, формирование мыслительной активности, познавательного интереса, совершенствование монологической и диалогической речи, воспитание любозн...

конспект занятия с детьми старшей группы " свойства воды"

закрепить знания детей о свойствах воды, используя метод ТРИЗ. развивать любознательность, познавательную активность, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды"

.Показывается опыт с водой и дается представление о некоторых свойствах воды....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды" Опыт № 2.

Дается представление о переходе воды из жидкого состояние в твердое....

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды во второй младшей группе

                                   Конспект непосредственно образовательной деятельности  ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода. Свойства воды»

Занятие по технологии «Step by Step»Данная технология была разработана в постперестроечный период для стран Восточной Европы для дальнейшей демократизации обучения и использует все лу...

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды «Мы — волшебники»

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды «Мы — волшебники»Цель: ознакомление детей со свойствами воды;Задачи:• Обучающие: формировать у детей...