конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Самоделкина Аэлита Тагировна

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как лесные звери готовятся к зиме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект51 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей возрастной группе:

«Как лесные звери готовятся к зиме?»

Подготовила и провела

воспитатель Самоделкина А.Т.

Цели и задачи: 

- Расширение и углубление представлений детей о диких животных средней полосы, особенностях их внешнего вида и образе жизни.  

- Развивать у детей желание высказываться по поводу увиденного и услышанного, соотносить его со своим личным опытом и чувствами.

- Развивать у детей правила диалогического общения.

- Учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать.

- Обогащать словарь детей эстетическими, эмоциональными терминами, названиями диких животных, уметь вести беседу по определенной теме, заданной воспитателем.

- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Подготовительная работа. Закрепление у детей представлений об образе жизни диких животных средней полосы.  Рисование различных животных. Чтение художественной литературы на заданную тему. Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Дидактические игры: «Когда это бывает?»; «Чей это дом?», «Кто, чем питается?», «Отгадай, кто это?».

                                   

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Буратино. Он сказочный персонаж и много чего не знает, поэтому и пришёл к нам, но не с пустыми руками. Посмотрите, какие разноцветные конверты и на них написаны цифры. Давайте посмотрим, что в первом конверте? Но сначала мы должны отгадать загадку :

Дел у меня не мало, я белым одеялом

Всю землю укрываю, белю поля, дома.

Зовут меня…

Дети: Зима

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали загадку. А теперь откроем первый конверт. Ребята, посмотрите какая красивая снежинка! Мы сейчас поиграем с этой снежинкой. К кому она попадёт в руки, тот должен назвать любое слово о зиме, о зимних приметах и сесть на стул.

Дети: Мороз, снег, иней, лёд, лыжи, санки, метель, вьюга, снегирь…

Воспитатель: Молодцы! А наш  Буратино теперь знает приметы зимы и слова о зиме.

Основная часть. «Путешествие в зимний лес».

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем. Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие, а куда - догадайтесь сами. Мы возьмем с собой Буратино, потому что он не знает про диких животных зимой. Закройте глаза. (Воспитатель показывает иллюстрации зимнего леса на экране). Открывайте глаза и посмотрите, куда мы попали?

Дети: Мы попали в лес.

Воспитатель: Какое это время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Всё покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо- тихо в лесу.

Кого же мы можем встретить в лесу? (Выслушиваю ответы детей).

Послушайте загадку, если вы отгадаете правильно, то ответ покажется на экране.

                           Зверька узнаем мы с тобой

                           По двум таким приметам:

                           Он в шубке серенькой зимой,

                           А в рыжей шубке – летом.

                                                                  (Белка)

   Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации).

     Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

     Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.

    Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

 А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Послушайте стих.

                                      У косого нет берлоги,

                                      Не нужна ему нора.

                                      От врагов спасают ноги,

                                      А от голода – кора.

Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение). Давайте с вами внимательно рассмотрим зайца на картинке.

     А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка.

     А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

     А кто главные враги зайчишки? Послушайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут её -…

Правильно – лиса.( На экране появляется изображение лисы).

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши острые торчком.

(Волк).

  ( На экране появляется изображение волка).

   Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

     Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение.)

                       

Животные, которые впадают в спячку.

     Воспитатель: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

Послушайте ещё загадки.

Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый мех?

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны?

(Медведь).

Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается,

В клубок свивается.

(Ёжик).

Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Ребята, давайте подойдём поближе и рассмотрим животных. Буратино смотрит и никак не поймёт, что общего есть у этих зверей?

Дети: У всех есть голова, морда, лапы, хвост…

Воспитатель: Молодцы! Буратино забыл, чем покрыто тело животных.

Дети: Тело животных покрыто шерстью.

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?

Дети: Лиса рыжая, пушистая, хитрая…

Воспитатель: А теперь расскажите Буратино о других животных.

( По желанию, дети берут картинку с изображением животного и составляют небольшой описательный рассказ).

(Выслушиваем рассказы детей). Какие вы молодцы!

                                   

Игра «Животные и их детеныши».

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какое задание в другом конверте.

     При проведении игры воспитатель предлагает детям разбиться на команды.

 Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши. Я называю животных, вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую я укажу, за каждый правильный ответ команда получает фишку.

     Белка – бельчонок – бельчата.

     Заяц – зайчонок – зайчата. (Как называют маму зайчат?)

     Лиса – лисенок – лисята. (Кто папа в лисьем семействе?)

     Волк – волчонок – волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)

     Медведь – медвежонок – медвежата. (Кто мама у медвежат?)

     Еж – ежонок – ежата. (Как называют маму ежат?)

                                             

Игра «Кто, где живёт?».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, на ней изображены животные. Я буду спрашивать, кто, где живёт.

-Кто юркнул в дупло? (белка)

-Кто залез в берлогу? (медведь)

-Кто спрятался в норку? (лиса)

-Кто шмыгнул в логово? (волк)

-Кто забрался под листья? (ёж)

-Кто упрыгал под кустарник? (заяц)

Игра «Четвертый лишний».

Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.

     Воспитатель перечисляет: «Стол, дом, кровать, шкаф». Дети указывают лишнее слово – «дом» - и объясняют, что стол, кровать и шкаф – предметы мебели, а дом таковым не является. Воспитатель называет слова и предлагает командам дать ответ по очереди. Если возможны два решения, то воспитатель, выслушав ответ одной

команды, спрашивает, есть ли у кого-то другое мнение. В этом случае команде, предложившей другое решение, присваивается дополнительная фишка. Воспитатель отмечает каждый оригинальный ответ. Для данного занятия можно применить следующие наборы слов:

  1. Медведь, волк, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку).
  2. Волк, лиса, лось, олененок. (Олененок – детеныш, все остальные – взрослые животные).
  3. Волк, лиса, еж, заяц. (Заяц – травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо).
  4. Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие).
  5. Бельчонок, зайчонок, волк, медвежонок. (Здесь может быть два решения).

При подведении итогов подсчитываются фишки, заработанные каждой командой. Воспитатель обращает внимание на то, что наибольшего успеха добились те команды, которые работали слаженно и предложили больше оригинальных ответов.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора вернуться из зимнего леса. Закрываем глаза и мысленно возвращаемся в группу. Давайте напомним Буратино признаки зимы, о каких диких животных мы говорили. Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали и очень помогли Буратино. Но у нас остался ещё один конверт, давайте посмотрим. Это раскраски с дикими животными. Ребята, Буратино должен уже идти. Давайте скажем ему спасибо и до свидания. А мы с вами будем раскрашивать животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Как лесные звери готовятся к зиме"

Старшим дошкольникам очень интересны занятия познавательного характера. Дать детям знания о животных средней полосы, обогатить словарь новыми терминами, учить высказываться по поводу увиденного и услы...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. «Как звери готовятся к зиме»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе.Тема: «Как звери готовятся к зиме»Задачи:- Расширять знания детей о животных, обитающих в наших лесах.- Закрепить имеющиеся представлен...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как звери готовятся к зиме»

Виды деятельности:игроваякоммуникативнаяпознавательно-исследовательскаявосприятие художественной литературыЦели:систематизировать знания о временах года, о жизни диких животных;уточнить грамматическое...

Конспект по окружающему миру в средней группе «Как звери готовятся к зиме»

Цель: Обобщение представлений о жизни диких животных: чем питаются, как приспосабливаются к зиме.Задачи: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Воспитывать любовь к природе и бережн...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Как звери готовятся к зиме"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Как дикие звери готовятся к зиме".

Задачи: расширять представления детей о диких животных; Учить вступать в общий диалог и уметь его и заканчивать; Воспитывать гуманное отношение ко всему живому. ...