Выступление на педагогическом совете
материал по окружающему миру на тему

Лифанова Жанна Николаевна

 

«Требования к наполняемости РППС по экологическому воспитанию для детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lifanova_zh.n.docx94.26 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Семья\Desktop\Рисунок112.jpg


     Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы ребёнок смог понимать окружающий мир, осознавать, что он является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить дошкольника в соответствующую атмосферу.

     Необходимо отметить, что процесс знакомства с природой детей дошкольного возраста является непрерывным. На каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в системе целостного развития детей.

      В возрасте 2-3лет дети активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями. Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр).

     Первое знакомство с природой ребят нашей группы начинается в уголке природы, где у нас подобраны цветы, которые являются не только средством оформления, но и создают условия для ознакомления с природой, а также служат нравственным проводником между взрослым и ребенком.

Значение уголка природы:

  • Познавательное развитие. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно всё увидеть, обследовать, ко всему прикоснуться. Пространство группы наполнено предметами, материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность малышей, дающими простор их исследовательским потребностям и побуждающими к творчеству. Уголок природы создан как место, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое, развивает любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
  • Эстетическое значение: формирует видение красоты природы, развивает творческое воображение. Все материалы и объекты, представленные в уголке, подобраны так, чтобы пробуждать в детях умение видеть красоту родной природы и ценить её.
  • Воспитательное значение: формирует нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). Общение с природой даёт детям первые уроки доброты, значение которых трудно переоценить.
  • Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. 
  • Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у склонных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.

       Всех обитатели уголка природы группы можно разделить на постоянных и временных.

Постоянные обитатели уголка природы – это комнатные растения - воспитатель привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями в течение всего года. Уход за растениями малышам ещё недоступен: мы делаем это сами, но обязательно в присутствии детей, привлекаем их внимание к своим действиям, предлагаем посмотреть, как вода льётся из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в неё воды, вытереть широкий лист тряпочкой и т.д. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения и вытирают пыль для того, чтобы они лучше росли. Из комнатных растений в нашем уголке природы находятся красивые и обильно цветущие, например, герань и др., а также растения с яркой окраской листьев и ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными, широкими листьями, которые легко вытирать, например, фикус. В процессе ухода за комнатными растениями (полив, пересадка, рыхление почвы, вытирание листьев тряпочкой) у детей развивается мелкая моторика, что существенно облегчает приобретение навыков письма в дальнейшем. А так же косвенно формируются представления об ответственности, поскольку растения требуют постоянного ухода. Для ухода за растениями в уголке имеются: лейки для полива комнатных растений, грабельки, палочки для рыхления, маленькие лопатки для сбора снега для полива, пластмассовые ведёрки.

        Помимо растений, наш уголок природы оснащён сезонным материалом (временные обитатели уголка); набор муляжей овощей и фруктов, макет времён года. Осенью – это осенние букеты и цветы из цветника; природный материал.

      С целью развития у малышей наблюдательности и закрепления материала о временах года и сезонных особенностях погоды, в нашем уголке расположен  календарь погоды, он представляет собой фланелеграф, где мы ежедневно отмечаем погоду по возвращению с прогулки, малыши с помощью взрослого делают соответствующие выводы, рассматривают  альбом и макет времён года. Дидактическая кукла, одетая по сезону, которую одеваем вместе, так же как сами одевались на прогулку.

     Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и дидактический материал: это занимательные игры, раскрывающие перед малышами тайны окружающего мира: Д.И. «Времена года», разрезные картинки овощей и фруктов; различные наглядные пособия – фигурки домашних и диких животных, птиц; картотека иллюстраций на темы: «Насекомые», «Деревья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Птицы»; макеты «Кто живёт в лесу» (дикие животные), «Во дворе» (домашние животные). С помощью макетов и фигурок животных можно организовать игру, например «У бабушки во дворе». 

       А как дети  любят поэкспериментировать, поэтому в группе оборудован центр песка и воды. Игры с водой и песком открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка. Также мы проводим опыты и с другими предметами: с мыльными пузырями, бумагой.

Материалы для экспериментирования: 

  • емкости «песок - вода»;
  •  наборы игрушек к ним;
  • различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
  • зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

Простейшие приборы и приспособления:

  • «чудесный мешочек»;
  • «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка - подобрать похожие по звучанию).

       Следует поощрять желание детей исследовать материалы в уголке природы. Вместе с малышами стоит повторять названия растений и их частей, рассматривать и обговаривать изображения на картинках. Важно включать в природоведческие игры и наблюдения в уголке природы эмоциональные моменты, вызывающие позитивный отклик у детей: зайка (игрушка) мягкий, пушистый, давайте его погладим; цветочек (живой) расцвёл, хорошо пахнет, давайте осторожно понюхаем его, полюбуемся, какой он красивый.

      Экологическое воспитание продолжается в центре музыкальной и театральной деятельности, где подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов)  для игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств, а также аудиокассеты с записями звуков природы.  В речевом центре собраны разнообразные красочные книги о природе, животных, птицах,  альбомы с иллюстрациями, сказочными персонажами. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Он выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к природе, прививает любовь к книге.

      Воспитание бережного отношения к природе невозможно без поддержки со стороны родителей. Ведь родители – первые и главные воспитатели ребенка. Глубина их влияния на детей обеспечивается, прежде всего, когда они видят ежедневное, примерное отношение к природе самих родителей, чувствуют постоянное, длительное воспитательное воздействие в разнообразных жизненных ситуациях. Поэтому наша задача была вовлечь родителей в воспитательный процесс своих детей, помочь включиться в жизнь детского сада. Мы привлекали родителей к оказанию помощи в изготовлении уголка природы. Совместная деятельность радует детей, приучает к бережливости, воспитывает в детях трудолюбие.

      Все оформление группового пространства способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и наша задача сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать  экологически грамотным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете в 2017 году. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ".

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Инновации в современном ДОУ"....

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Выступление на педагогическом совете "8 советов о том, как поговорить с ребенком о коронавирусе".

Сейчас даже взрослому легко почувствовать себя потрясенным от всего того, что вы слышали о коронавирусной болезни 2019 года (COVID-19). Если ваши дети тоже испытывают беспокойство, это тоже объяснимо....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...