НОД по ознакомлению с социальным и предметным окружением в средней группе ДОУ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Материал для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharik_nod_otkrytyy.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением

Средняя группа

Тема: « Воздушный шарик»

Вид: познавательно – исследовательская

Форма: экспериментирование

Задачи:

1.Образовательная

- Формировать представление детей о качестве и свойстве резины.   Совершенствовать умение устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

2.Развивающая

- Развивать познавательный интерес детей, произвольное внимание,

 мыслительные процессы обобщения и анализа, речь и коммуникативные навыки.

 - Активизировать словарь: резиновый, воздушный,  воздух, намокла, рвется, не рвется.

3.Воспитательная

- Воспитывать  доброжелательность, отзывчивость. 

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

 Задачи реализовались по следующим образовательным областям:

«Познавательное развитие»

– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Социально – коммуникативное развитие »

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Физическое развитие»

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Материал. Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинки для волос, тазик с водой, салфетки, лист бумаги

формат А 4.

Ход деятельности

  1. Организационный момент

Включить запись мелодии Н. Метлова «Поезд», воспитатель выполняя роль ведущего и машиниста паровоза, предлагает прокатиться на поезде.

Загудел паровоз

И вагончики повез

«Чах – чах,

Чу – чу – чу,

Далеко я укачу!»

(Т. Волгина)

(двигаясь по комнате)

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

А в поезде этом

Ребята сидят.

2.Мотивация

В:Ребята, мы с вами приехали в гости к кукле, а когда приходят в гости, что говорят? (Здороваются).

Чтение стихотворения А. Кондратьева «Доброе утро».

- Доброе утро! – Птицы запели. –

Добрые люди, вставайте с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

 - Ребята, наша кукла говорит, что ей подарили игрушку, а она о ней ничего не знает (показать шарик).  

- Что мы можем сделать для куклы. (Рассказать всё о шарике).

      3.Совместная деятельность взрослого и детей

В: Ребята, посмотрите какой необыкновенный у куклы шарик, из чего он сделан, а точнее из какого материала?

Д:Из резины!

В:Правильно ребята! Он сделан из резины!

В:А давайте теперь вспомним с вами какая бывает резина?

Д:Мягкая, гладкая.

В:Правильно ребята! Молодцы!

В:Ребята, посмотрите пожалуйста на шарик, и скажите мне какого он цвета?

Д:Желтого!

В:Правильно!

В какой формы шарик?

Д:Круглой!

В:Правильно!

В:Размер у шарика большой или маленький?

Д:Большой!

В:Правильно ребята! Молодцы! Все знаете!

В: Ребята, смотрите шарик большой, когда надутый, а сейчас я его сдую, и он станет маленьким.

Дети наблюдают за экспериментом с шаром. Далее педагог помогает детям выяснить, что резина эластичная - она растягивается.

В:Ребята, а как называют шарик?

Дети говорят кукле, что шарик называют воздушным, так как у него внутри воздух.

Педагог раздает каждому ребенку по шарику, и просит надуть вместе с ней шары.

Физкультминутка «Найди пару»

 Дети двигаются под музыку с шарами по окончании музыки, каждый находит свою пару.  ( дети с одинаковыми  по цвету шарами встают в пары)

После проведения физкультминутки, педагог « обращается к кукле, чтобы она хотела еще узнать  интересного о шарике?»

Кукла предлагает ребятам помыть шарик в воде. Дети моют шарик, выясняют ,что резина стала мокрой. Сравнивают резину с бумагой, тканью (бумага намокает; рвется; ткань намокает, но не рвется). Вытирают шарик, он снова становится сухим. Смотрят внутрь шарика, выясняют, попала ли туда вода (оказывается, не попала).

Воспитатель подводит детей к пониманию того, что резина не пропускает воду, то есть водонепроницаемая. Называет предметы, не пропускающие воду, которые человек сделал из резины: например, резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми. Дети вместе с воспитателем проводят опыт с резиновыми перчатками: надевают их на руки и опускают их воду, затем снимают перчатки - руки остались сухими.

В:Ребята, какие мы с вами молодцы!

Сколько много интересного рассказали и показали кукле о шарике.

4.Самостоятельная деятельность детей

Но кукла, мне, что- то хочет сказать на ушко.

В:Ребята, кукла  предлагает назвать  друзей шарика, которые тоже сделаны из резины. Давайте ей  поможем.

Игра «Что лишнее?» (убрать лишние предметы среди резиновых).

(На разносах находятся 3 резиновых и один деревянный предмет. Убрать лишний предмет).

Дети перечисляют резиновые предметы: мяч, колеса от машины и велосипеда, резиновые игрушки.

5.Рефлексия

В:Ребята, какие вы молодцы, все правильно назвали!

В:Ребята,кукла говорит вам большое спасибо она очень много узнала сегодня нового.

В: О чем мы сегодня рассказали кукле? (ответы детей).

В:Давайте мы помашем кукле ручками и скажем ей до свидания!

(Кукла на прощание дарит детям шарики). 

Автор: Куулар Ая Дамбаевна Рубрика: 4. Дошкольная педагогика Опубликовано в III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015) Дата публикации: 04.10.2015 Статья просмотрена: 3610 раз Скачать электронную версию 1 Библиографическое описание: Куулар А. Д. Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы Воды» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 63-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8718/ (дата обращения: 17.03.2018). Что я слышу — забываю, Что я вижу — помню, Что я делаю — понимаю. Конфуций.   На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго. Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому. Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Формировать осознанное отношение ребенка к природе и её ресурсам нужно с детства. А мы, взрослые, должны создавать благоприятные условия, для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в окружающем мире первооткрывателем, испытывая радость от экспериментирования с объектом природы, открывая новое, выявляя в природе простейшие закономерности. Вложить частицы культуры поведения в природе, учить понимать глобальные проблемы человечества, исследовать и воспитывать заботливое отношение к себе и окружающему миру; объяснить, что, разрушая равновесие в природе, мы наносим вред внешней среде и своему здоровью — это и является нашей главной задачей. Особое значение для развития личности дошкольника, имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Обладание способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности — игре, общении, продуктивной деятельности. Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно — их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения. Сценарий занятия в старшей группе Тема: «В гостях у Королевы Воды» Образовательная область «Познавательно-речевое» Вид: познавательно-исследовательская деятельность. Тип: интегрированное. Цель: опытным путем доказать детям, что вода находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном, тем самым подтвердить круговорот воды в природе. Образовательные задачи: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе; (П) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие (К). Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря — вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки. Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется; развитие связанной речи — вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; (К) расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе. (П) Развивающие задачи: Способствовать развитию любознательности; (Р) Развивать внимание детей; (Р) Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. (Р) Воспитательные задачи: Продолжать воспитывать культуру поведения в природе; (Л) Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость); интересуется изобразительной деятельностью (рисование разных снежинок). Развивающая среда: Раздаточный материал: Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, стаканы с водой (по количеству детей). Картинки-модели «Как капелька путешествует» Демонстрационный материал: Термос с горячей водой, зеркало, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе». Техническое оборудование: мультимедийная установка, ноутбук Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Предварительная работа: 1.              Беседа о воде, ее роли в жизни человека. 2.              Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др. 3.              Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода. 4.              Чтение художественной литературы Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли» 5.              Наблюдение за водой во время прогулок Список сокращений, используемых в конспекте: П — познавательные УУД; К — коммуникативные УУД; Р — регулятивные УУД; Л — личностные УУД. Структура занятия: I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ: 1. Организационный момент 3 мин. II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ: 1. Сказка 3 мин. 2. Ритуал входа в сказку   3. Постановка целей опыта 2 мин. 4. Опытническая деятельность 7 мин. 5. Физкультминутка 2 мин. 6. Опытническая деятельность 5 мин. III ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ: 1. Подведение итогов 2 мин. Длительность занятия 25 мин. Ход занятия: (НА ПРОЕКТОРЕ — 1 слайд) В: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости. Вы знаете кто это? Это Капитошка. Капитошка хочет вам загадать загадку, послушайте внимательно. Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (это загадка о воде) В: Правильно. Ведь Капитошка — это капелька воды. Он хочет узнать, что мы знаем о воде? А где мы встречаемся с водой? (В речке, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т. д.) (2, 3 слайд) В: А для чего нужна вода? (Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т. д.) В: А сейчас Капитошка хочет вам сказку рассказать. Слушайте внимательно… (4 слайд) Сказка: Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю. У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц — кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя реки, мopя, pyчьи, oзepa. Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее королевстве на месте. Боялась Kopoлeвa, что вдруг вся вода пропадет. В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня). Надела королева очки и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Королева Вода понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? (5 слайд) Опустилась королева на дно морское, и здесь пропавшей воды не обнаружила. Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась? В: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей) В: Нужно королеве во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело — Вода пропала! Нужно помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей) В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. (6 слайд) Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч). В сказке: В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а королева, то какая, грустная — прегрустная стоит. Будем ей помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться. Опыт № 1 (испарение воды) В: Ребята, смотрите, что там, на камушке стоит, скатерью волшебной приоткрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь взяться термосу? Наверное, Королева Вода нам помогает. Интересно, а что же в нём может быть? Сейчас откроем и проверим. Дети! Это термос и значит в нем что-то горячее. Вы сможете ег сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно не должны открывать. Это могут сделать только взрослые. Вы позволите мне его открыть? (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар). В: А что это выходит из термоса? (дети отвечают) Откуда пар в термосе? (дети отвечают) (Вода при нагревании превратилась в пар) Опыт № 2 капли на зеркале. В: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале) В: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться? В: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей) В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки») (слайд 8) Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения. Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы- маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно-они замерзли. Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотными кусочками льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара. В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим. Опыт № 3 (с землей) В: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? что происходит? вода просачивается, и земля становится влажной. (одновременно дети с воспитателем поливают землю) В: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? (дети отвечают) В: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей) В: Ребята! Мне Капитошка намекнул, что с водой дальше происходит. Он снял, что с водой происходило (слайд 10). Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся — водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать. (Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу») -          Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается. -          В облака собирается. -          Облака по небу плывут. Легкие воздушные. -          Ветерок их подгоняет. -          Облака в тучку собираются. -          Тучка дождик несет. -          А как станет тяжело нести, на землю прольет. -          Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся. -          В реки подземные попадут и потекут не спеша. -          А как к земле пробьются, родником обернутся. -          Ручейками по земле потекут. -          А ручейки в озёра, реки впадают. -          Погуляет капелька, попутешествует по кругу да назад на небо и вернется. -          А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу снова и снова. В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают) Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается. В: Смотрите, какие красивые конверты Капитошка для нас подготовил. Проходите за свой стол. В: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что же здесь лежит. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить. Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь. (дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности). В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Королеве Воды подарить (дети наклеивают) В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду? (ответы детей) Давайте и нашу хозяйку успокоим. Расскажем ей, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует. (дети говорят теплые слова королеве) В: Не грусти больше и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется. В: Ребята! Королева Воды очень рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет. Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора! Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч). Рефлексия: В: Ребята у нас с вами получилось помочь Королеве Воды? Мы готовы всегда прийти на помощь другим? Что нового вы узнали о воде? У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает! Основные термины (генерируются автоматически): сквозь землю, вода сквозь землю, гипотезы детей, вода в ее королевстве, нужна вода, атмосферы психологического комфорта, потерянная вода, в термосе вода, Горячая вода, воды в природе, Вода сквозь землю, «В гостях, Королева Вода, интеллектуальной пассивности детей, поисково-познавательная деятельность детей, капельки сквозь землю, комфорта и заинтересованности детей, явлениями природы, Похожая статья, «Белые кораблики» дети.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Куулар А. Д. Сценарий занятия в старшей группе на тему «В гостях у Королевы Воды» [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 63-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8718/ (дата обращения: 17.03.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование образовательной работы по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе веракса

планирование образовательной работы в средней группе по ознакомлению с предметным и социальным окружением веракса...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение) в средней группе

          ЗадачиФормировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Закрепить представления о внешнем виде, повадках, пи...

Презентация к занятию "Ознакомление с предметным и социальным окружением" в средней группе "Виды транспорта"

В презентации представлены слайды для демонстрации  различных видов транспорта на занятии "Ознакомление с предметным и социальным окружением"...

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с социальным и предметным окружением «Все профессии важны!»

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с социальным и предметным окружением«Все профессии важны!»Цели:  формирование представления о труде взрослых, о социальной знач...

Конспект НОД в средней группе «А» по ознакомлению с социальным и предметным окружением «Все профессии важны!»

Цели:  формирование представления о труде взрослых, о социальной значимости труда людей.Задачи:Закреплять знания дошкольников о видах труда, о различных профессиях, их значении;Учить оп...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по ознакомлению с социальным и предметным окружением «ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ «СЕТИ»

    29 октября 1969 года родился Интернет. Что такое Интернет? Интернет — это объединение компьютеров, смартфонов и других устройств по всему миру в единую информационную с...