Проект в старшей группе детского сада "Родился хлеб душистый из зерен золотистых»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Клесун Татьяна Викторовна

Цель: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
  • познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
  • расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе детского сада

«Хлеб – всему голова!»

Авторы: Клесун Т.В., Шульгина О.В. воспитатели ГБОУ Школа 384 ДО №2

 Вид проекта: информационно – исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь – ноябрь.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят, 

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки.

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют.

Сил для хлеба не жалеют.

( Я. Аким)

Актуальность.

Хлеб – это основа жизни, дар матушки -  земли с одной стороны и огромный труд человека - с другой.

О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. Представить жизнь даже современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб всему – голова. На Руси хлеб был главным блюдом и в повседневной жизни, и за праздничным столом. Дорогих и уважаемых гостей встречали хлебом – солью. Традиция сохранилась и до наших дней.

Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб.  Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству.

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
  • познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
  • расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Предварительная работа:

  • Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;
  • Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;
  • Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, загадки, стихи.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношение к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• опытно – экспериментальная деятельность

• анализ.

Реализация проекта:

Октябрь – ноябрь

 Познавательное развитие

Беседы с детьми: « Берегите хлеб», «Как выращивают хлеб», «Какой бывает хлеб»;

Опытно - экспериментальная деятельность:

  • Превращение зерен в муку.
  • Рассматривание и сравнение зерен (пшеницы, овса, ржи, ячменя).
  • Выращивание семян (пшеницы, овса).
  • Замешивание теста и выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях.

НОД с детьми на тему: «Когда и где родился хлеб», «Берегите хлеб», «Хлеб – великое чудо земли;

Мультимедийные презентации: «Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Традиции русского гостеприимства»;

Обогащение предметно - развивающей среды в группе: мини - музей хлеба.

 Социально – коммуникативное развитие:

П/и: «Пахари и жнецы», «Где мы были, мы не скажем, а что делали –    покажем»;

С/р игры: «Магазин -булочная», «Семья», «Пекари», «Кулинария»;

Д/и: «Что из какой муки испекли»

 «А какой он, хлеб»

 «Назови профессию»

«Назови какой, какая, какое?» 

 «Что сначала, что потом»

 « Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

   Речевое развитие

Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство!»;

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба», «Как наши предки выращивали хлеб», «Откуда что берется».

Словесные игры: «Образуй словечко, «Продолжи пословицу»;

Беседы: «Кто такой хлебороб», «Что у нас на столе бывает ежедневно»;

Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;

Рассматривание картин И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка».

Проговаривание скороговорок о хлебе.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

 Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки:  «Легкий хлеб»,  «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;  В. Дацкевич  «От зерна до каравая»,  К. Чуковский  «Чудо – дерево»,  «Булка», В. Ремизов  «Хлебный голос»,  Я. Аким  «Хлеб»,  Т. Шорыгина  «Ломоть хлеба»,  Д. Хармс  «Очень-очень вкусный пирог»,  И. Токмакова  «Что такое хлеб»,  Н. Самкова  «О хлебе»,  П. Коганов  «Хлеб - наше богатство;

Заучивание стихов и песенок о хлебе: «Отличные пшеничные», «Пеку, пеку хлебушек», П.Каганов «Хлеб — наше богатство»;

Разгадывание загадок;

Слушание музыки: песня в исполнении  О.Воронец  «Хлеб - всему голова», песня в исполнении Л.Зыкиной «Песня о хлебе», песня- загадка «Бываю я чёрным, бываю я белым»;

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

  • Рисование хлебных полей,
  • рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
  • Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий;
  • Рисование хлебных колосков;
  • Мельница (аппликация);
  • Колоски в вазе (аппликация);

 Презентация проекта «Чудо земли - хлеб».

Познание

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукции картин русских художников на заданную тему;

- знакомство с профессиями: агроном, комбайнер, мукомол, пекарь.

- составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают  хлеб»;

 

Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Кулинарная книга «Рецепты наших бабушек и мам». ( фото)

3. Чаепитие с родителями (с  хлебобулочными изделиями).

 

Список использованной литературы

Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.

Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.

Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.

Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.

Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет

Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Хлеб- всему голова"

дать детям понять, что хлеб является  ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола, воспитывать ува...

Проект «Родился хлеб душистый из зерен золотистых»

Проект «Родился хлеб душистый из зерен золотистых» в группе старшего дошкольного возрастаВ каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строе...

Проект в старшей группе "Вот он, Хлебушек душистый..."

Проектв старшей группе Тема: «Вот он, Хлебушек душистый…»Тип проекта: Познавательно – исследовательский.Цель:Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности. Расшир...

Отчет о работе над проектом "Родился хлеб душистый из зерен золотистых"

В группе № 1 «Почемучки» закончилась работа по проекту «Хлеб – всему голова», где ребята на занятиях и в самостоятельных видах деятельности познакомились с разнообразием...

Методический материал "Родился хлеб душистый из зерен золотистых"

Хлеб – это основа жизни, дар матушки -  земли с одной стороны и огромный труд человека - с другой.О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. Представить жизнь даже современн...

Долгосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова»

Тема: «Хлеб-всему голова».Вид проекта: познавательно-исследовательский.Состав участников: групповой и родители, воспитатели.Срок реализации: долгосрочный (с 2 февраля по 2 марта ).Актуальн...

Проект в старшей группе "Да здравствует мыло, душистое!"

Проект в старшей группе "Да здравствует мыло, душистое!"...