«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нетребская Наталья Савельевна

  Особенности организации детского экспериментирования.

Сотрудничество в экспериментировании как условие познавательного развития детей. 

            Система экспериментов для детей старшего дошкольного  возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

Содержание:

  1. Особенности организации детского экспериментирования. --------3.
  2. Сотрудничество в экспериментировании как условие                  познавательного развития детей. -----------------------------------------6.
  3. Система экспериментов для детей старшего дошкольного             возраста. -----------------------------------------------------------------------10.
  4. Заключение. ------------------------------------------------------------------22.
  5. Литература. -------------------------------------------------------------------

  1. Особенности организации детского экспериментирования.

 «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей». (В.А.Сухомлинский)

 Есть замечательные слова восточного мудреца: «Ребёнок − это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Мы любим всё красивое, ведь «Красота − спасёт мир», мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет. Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой − это создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов: − активности, побуждающей к действию; − стабильности (воспитатель стабилен, а среда меняется); − комфортности (всем удобно). Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

Поэтому педагоги ведут целенаправленную, продуманную педагогическую работу по развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности, которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств. С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой − предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, педагоги ведут работу по экспериментальной деятельности. Задача педагога на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельными в поиске решения. На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь. Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности. Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться. С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т. д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет − не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешивания веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком. В результате экспериментирования дети учатся: − выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить; − предлагать возможные решения; − проверять эти возможные решения, исходя из данных; − делать выводы в соответствии с результатами проверки; − делать обобщения. Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Именно опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания − творческий процесс, задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

  1. Сотрудничество в экспериментировании как условие познавательного развития детей.

 В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволяет ребёнку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

         Как показывает опыт работы, организация самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении воспитателем двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент. Постановка цели и задач эксперимента, совместное достижение, оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определённым эталонам и образцам.

         Как показывает практика, экспериментально-познавательная деятельность в детском саду очень актуальна и эффективна. Сотрудничество детей и взрослых в ходе экспериментирования закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе  экспериментальной деятельности знания воспитанников, их наблюдения, на личный опыт детей,  создаём в группе атмосферу сотворчества.

Ведь только заинтересовав ребёнка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Это даёт возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес, применять полученные знания в той или иной деятельности.

         Очевидно, что каждый ребёнок с первой минуты жизни стремится к открытиям, и нам, педагогам, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение экспериментально-познавательной деятельности.  

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место - почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: "Давайте сделаем так…", "Давайте посмотрим, что будет, если". Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы.

Взаимодействие с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию.

Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.

Актуальностью данной проблемы является создание в ДОУ условий для формирования любознательности и познавательных интересов, однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только во взаимодействии с родителями.

Главными задачами по взаимодействию с семьями воспитанников являются:

- Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

- Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

-Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;

- Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;

- Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность, будет способствовать успешной подготовки детей к школе.

Цель работы с родителями: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Повысить компетентность родителей по вопросу развития экспериментальной деятельности у старших дошкольников.

- Раскрыть значение экспериментирования для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.

- Вызвать интерес родителей к созданию лаборатории в домашних условиях.

- Расширять представления родителей о правильной организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком-дошкольником в домашних условиях.

- Вызвать у родителей желание продемонстрировать полученные знания и умения в процессе проведения эксперимента.

- Создать положительный, доверительный настрой на взаимодействие родителей с сотрудниками группы.

В работе с родителями используются такие формы работы как анкетирование, консультации, стендовая информация, совместно детско-родительская деятельность.

.

  1. Система экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

ТЕМАТИКА

*Условия Для Жизни Растений

* Вода

* Сахар

* Игры С Тенью

* Бумага

* Вода И Взаимодействие С Другими Веществами

* Пар И Его Свойства

* Воздух

* Парафин

* Тайнопись

* Фокусы

УСЛОВИЯ ДЛЯ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

1.Тема и цель: "Дыхание растений"

Содержание и оборудование: познакомить детей с тем, что все живые организмы дышат, как и человек. Если закрыть нос и рот, сколько времени может продержаться человек? А сколько времени без воздуха проживет растение? Потом на веточке смазывают лист растения вазелином. Поры, через которые дышит растение - закупориваются. Дети наблюдают, как через какое - то время лист засохнет, делают выводы.


2.Тема и цель: "Солнечный свет в жизни растений"

Содержание и оборудование: для эксперимента берут два одинаковых растения. Одно из них накрывают колпаком, не пропускающим свет. Через две недели снимают колпак и смотрят, что произошло с растением.


3. Тема и цель: "Тепло в жизни растений"

Содержание и оборудование: эксперимент лучше проводить в зимнее время. С прогулки приносят веточки растений и ставят в воду у батареи, между стеклами окна. Наблюдают, что происходит с веточками на улице, между стеклами окна, у батареи, делают вывод: где тепло, там появляются листочки.

4.Тема и цель: "Где растению лучше жить"

Содержание и оборудование: две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну - в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет.


5.Тема и цель: "Как расселяются растения"

Содержание и оборудование: эти наблюдения лучше проводить на экскурсии. Дети рассматривают одуванчик и определяют, для чего его семенам нужны парашютики? Потом рассматривают семя подорожника. Почему подорожник индейцы называли "следом белого человека"? Рассмотреть с детьми колючки репейника. Для чего они нужны растению? Желательно найти в парке такое место, где появилось маленькое дерево, но человек его не сажал, .как оно могло появиться здесь?

6.Тема и цель: "Вслед за солнцем"

Содержание и оборудование: понаблюдать с детьми за растением, стоящим на подоконнике. Куда тянутся листья или цветы? Развернуть горшок другой стороной. Посмотреть , что будет с растением.

ТЕМА: ВОДА

                                        Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста


1.Тема и цель: "Ласты" - познакомить детей с предметом, который облегчает плавание в воде.

Содержание и оборудование: эксперимент лучше проводить летом. Предложить взять в руки дощечки и грести. как легче держаться на воде? А если на руки надеть ласты? А если на ноги? Почему так происходит? На что похожи ласты? У кого человек заимствовал такое изобретение?

2.Тема и цель: "Вода"

"Вода не имеет формы"

Содержание и оборудование: налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом налейте на пол. Что происходит с водой?


"Вода не имеет вкуса"

Содержание и оборудование: дать детям попробовать воду на вкус. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора? Потом в один стакан бросить соль, в другой брызнуть сок лимона.


"Вода не имеет запаха"

Содержание и оборудование: в стакан с водой добавляют вещества имеющие резко выраженные запахи, затем сравнивают запахи.

"Вода не имеет цвета"

Содержание и оборудование: в стакан с водой добавить красящие вещества или гуашь и наблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества.

3.Тема и цель: "Вода - источник жизни"

Содержание и оборудование: на прогулке срезать веточки с дерева и поставить их в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками.


4.Тема и цель: "Кап - кап - кап"

Содержание и оборудование: на участке понаблюдать за таянием сосулек. Как можно получить каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на металлофоне.


5.Тема и цель: "Как напиться"

Содержание и оборудование: в стакан наполовину наливают воду, как напиться из стакана, не беря его в руки? Если в стакан опускать не растворяющиеся в воде предметы, то вода будет подниматься. Когда она поднимется до самых краев, тогда и можно будет напиться.

6.Тема и цель: " Невидимка" - закрепить знания детей о том, что многие вещества растворяются в воде.

Содержание и оборудование: в банку с водой на нитке опустить гвоздик. Нитку можно прикрепить к карандашу, который ложится на горлышко банки. Потом добавлять гуашь, пока гвоздик станет невидим в воде.

7. Тема и цель: "Рисование цветной водой на снегу"

Содержание и оборудование: приготовить для каждого ребенка брызгалки, налить в них окрашенную воду и показать детям, что можно рисовать на снегу такой водой.



ТЕМА: САХАР

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста


1.Тема и цель: "Растворение сахара"

Содержание и оборудование: Спросить детей, что происходит с сахаром, если его опустить в воду? Сравнить, в какой воде, горячей или холодной, быстрее растворяется сахар.


2.Тема и цель: "Плавление сахара"

Содержание и оборудование: над свечей подержать ложку с сахаром. Что происходит? Раскаленный сахар вылить в емкость. Что с ним происходит? Попробовать на вкус. где используется такое свойство сахара?

ТЕМА: ИГРЫ С ТЕНЬЮ

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста


1.Тема и цель: игра "Угадай, что это?"

Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.

2. Тема и цель: "Театр теней"

Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям персонажей сказки, а дети озвучивают героев.


3. Тема и цель: "Угадай, какой предмет?"

Содержание и оборудование: воспитатель показывает предмет, а дети по тени узнают, что это.


ТЕМА: БУМАГА

                                                  Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста


1.Тема и цель: познакомить с разными видами бумаги.

Содержание и оборудование: собрать коллекцию бумаги и познакомить детей с ее разновидностями. Рассказать, как изготовляют бумагу.


2.Тема и цель: "Копирка"

Содержание и оборудование: познакомить детей с этим видом бумаги. Научить делать копию рисунков.


ТЕМА: ВОДА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

ТЕМА: ВОДА И ЖИР

1.Тема и цель: "Почему птицы плавают в воде?"

Содержание и оборудование: рассмотреть перья разных птиц. Чем они отличаются и в чем сходство? Опустить перья в воду. Почему они плавают? Положить на воду тонкий лист бумаги, и понаблюдать, что с ним происходит? Потом смазать лист жиром и тоже опустить на воду. Птицы плавают, потому что их перья смазываются жиром.


ТЕМА: СОЛЬ И ВОДА

2. Тема и цель: "Плавающее яйцо"

Содержание и оборудование: этот опыт можно показывать друзьям, как фокус. В две одинаковые емкости налейте воды. в одну из них добавьте несколько ложек соли и хорошо размешайте. Положите яйцо в емкость с простой водой, оно опустилось на дно. Достаньте его и опустите в емкость с соленой водой, оно плавает. Соль повышает плотность воды, и предметы, погруженные в соленую воду, выталкиваются, поэтому в морской воде легко плавать.

ТЕМА: МЕТАЛЛ И ВОДА


1. Тема и цель: "Почему железо тонет, а корабли плавают"

Содержание и оборудование: дать детям самостоятельно поэкспериментировать с металлическими предметами, а потом сделать вывод, почему же металлический корабль плавает.


ТЕМА: ПАР И ЕГО СВОЙСТВА

                                            Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста


1. Тема и цель: "Что такое пар"

Содержание и оборудование: над кипящей водой подержать холодный предмет и понаблюдать, что будет происходить на его поверхности. Пар - это новое состояние воды. при охлаждении из пара получается вода.



2,Тема и цель: "Взрыв" - познакомить детей со свойствами пара.

Содержание и оборудование: пробирку наполовину запомнить водой и плотно закрыть пробкой из сырого картофеля, зажать пинцетом и нагревать над спиртовкой. Как только вода начнет кипеть, часть ее превратится в пар и пробка выскочит из пробирки. Пар занимает много места, поэтому пробка вылетает из пробирки.


3. Тема и цель: "Кап - кап - кап " - смоделировать получение дождя.

Содержание и оборудование: в тарелку положить снег и подержать ее над кипящим чайником. Пар от чайника при соприкосновении с холодной тарелкой превратится в капли воды.

4. Тема и цель: "Фильтрование воды"

Содержание и оборудование: в воронку положить бинт, сложенный в несколько раз, и через нее пропускать мутную воду. Рассказать детям, что в природе роль фильтра выполняет песок.

ТЕМА: ВОЗДУХ

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

1.Тема и цель: "Где живет воздух"

Содержание и оборудование:

1.Сделать глубокий вдох и выдохнуть на руку.

2.Положить мелкие кусочки бумаги на край стола и взмахнуть листом бумаги над ними.

3. Надуть воздушный шар, зажать конец и опустить в воду, разжав руку.

4. Взвесить на весах два шара. Надуть один шар и заменить пустой шар надутым.

5. Опустить пустой перевернутый стакан вверх дном в воду (дно стакана должно быть параллельно дну емкости), потом наклонить стакан.

2.Тема и цель: " Для чего растениям нужен воздух"

Содержание и оборудование: Вырастить большой лук. потом накрыть его большой банкой, а дно загерметизировать при помощи пластилина. Понаблюдать за растением и сделать вывод.


3. Тема и цель: "Почему летает парашют"

Содержание и оборудование: научить детей делать и запускать парашют. С помощью наблюдения за полетом игрушки сделать вывод, почему летает парашют.

ТЕМА: ПАРАФИН

                             Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

                                                     


1. Тема и цель: "Почему горит свеча" - познакомить детей со строением свечи и свойством парафина - плавлением.

Содержание и оборудование: рассмотреть с детьми устройство свечи, попробовать парафин на ощупь. Показать детям воск. Чем они схожи с парафином, а чем отличаются? Рассмотреть горящую свечу. Почему она горит? Если плавленый парафин капнуть в воду, что с ним произойдет? А если парафин опустить в горячую воду, что с ним случится?


2.Тема и цель: "Рисование по воску"

Содержание и оборудование: дать детям свечи, краски и познакомить с техникой рисования по воску.


ТЕМА: ТАЙНОПИСЬ

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста


1. Тема и цель: "Чернила из молока" - познакомить детей со свойствами органических соединений.

Содержание и оборудование: для того чтобы написать тайное письмо, потребуется бумага, ватные палочки, молоко и настольная лампа или утюг. обмакнуть ватную палочку в молоко, написать слово, дать подсохнуть, а потом подержать письмо над настольной лампой. или прогладить утюгом. должно проявиться слово.


2.тема и цель: "Чернила из лимона"

Содержание и оборудование: сок из лимона выдавить в чашечку с водой. Ватной палочкой написать слово. Технология проявления, как и в первом случае.


ТЕМА: ФОКУСЫ

                                           Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста

1. Тема: "Поющий бокал"

Содержание и оборудование: взять за ножку бокал из тонкого стекла. Указательный палец свободной руки смочить водой и, надавливая пальцем на край бокала, водить пальцем по его краям. Вы услышите, как бокал запоет. Появление звука зависит от силы нажатия, поэтому придется поэкспериментировать.

2. Тема: " Волшебная вода"

Содержание и оборудование: в банку налить воду, закрыть крышкой и сказать волшебные слова и встряхнуть банку, вода поменяет цвет. Не забудьте на дно крышки насыпать красящее вещество (пищевой краситель, гуашь).


3. Тема: "Танцующая монетка".

Содержание и оборудование: бутылку со стеклянным горлышком положить на несколько минут в морозильник. Вытащить и быстро закрыть горлышко такой монеткой, которая не провалится в горлышко. Скоро монетка начнет подскакивать и издавать звук. Воздух при нагревании в теплой комнате вырывается из бутылки, и монетка подпрыгивает.

4. Тема: "Повелитель воздушных шаров"

Содержание и оборудование: возьмите несколько воздушных шаров и надуйте их. Воткните иголку в шар, он лопнет. Но если на шарик наклеить прозрачный скотч и воткнуть иголку в место наклеивания скотча, а потом вытянуть ее, то скотч - склеит дырку, и шар не лопнет.


5. Тема: "Волшебные веточки"

Содержание и оборудование: такие веточки надо приготовить с помощью взрослых. приготовить перенасыщенный соляной раствор: на 2 литра воды - 1,5 кг соли, вскипятить его и остудить. В приготовленный раствор опустить веточки деревьев и кустарников. При остывании раствора соль начнет осаживаться на веточках. Когда вытащите из воды веточки, они будут, словно осыпаны инеем.


6. Тема: "Шипящая вода"

Содержание и оборудование: в стакан с водой всыпать ложку пищевой соды, потом влить ложку уксуса. Вода мгновенно зашипит, пищевая сода вступила с уксусом в реакцию, выделился углекислый газ.


7. Тема: "Самонадувающийся шарик"

Содержание и оборудование: если предыдущий опыт повторить не в стакане, а в бутылке и успеть быстро на горлышко надеть шарик, пока не прекратилась реакция, то углекислый газ надует шарик.


8. Тема: "Запуск ракеты"

Содержание и оборудование: для фокуса нужна бутылка от вина с пробкой. Заткните пробкой бутылку, но не очень сильно и приделайте крылья к пробке. Вверх пробки можно воткнуть иголку с бусинкой, это будет носовая часть ракеты. Вытащите пробку - ракету из бутылки. В бутылку налейте воду (2/3), добавьте 4 ст.л столового уксуса, насыпьте соду в салфетку и перемотайте ее ниткой, придав такую форму, чтобы можно было салфетку без повреждения протолкнуть в бутылку. Закройте бутылку пробкой и ждите взлета.

  1. Заключение.

Использование метода - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования). Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, поставленная перед нами цель исследования, теоретически обоснована и практически проверена эффективностью использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе. Мы успешно справились с поставленными задачами в изучении психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, провели диагностику на выявление уровней сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, составили комплекс занятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с объектами окружающей природы и провести итоговую диагностику.

Если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"

Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях...

Детское экспериментирование, как средство познавательного развития дошкольников

В работе даны основные направления по по кспериментированию с докольниками....

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

Статья "Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"...

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

Современному обществу нужны развивающиеся, образованные и предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принять решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Исследовательская работ...

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников

Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»?  Это можно сделать в детском саду, создав комфортные  и методически грамотные условия дл...

"Детское экспериментирование, как средство познавательного развития дошкольников"

Презентация из опыта работы в подготовительной группе на тему: "Эксперементальная деятельность"...