Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром и по лепке "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Обобщение и закрепление знаний и умений, полученных детьми в течение года о лесе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_vesenniy_les.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №88»

Итоговая непосредственно организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром

и по лепке детей старшей группы №9

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Подготовила: Федотова Е.Д.

воспитатель I квалификационной категории

Саранск, 2018

Цель: обобщение и закрепление знаний и умений, полученных детьми в течение года о лесе.

Задачи.

Образовательные:

- закрепить у детей знания о характерных признаках весны, о лесе и его обитателях;

- формировать осознанно-правильное отношение к объектам природы;

- закрепить умение лепить птиц, животных, насекомых.

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (загадки, стихотворения);

- развивать в детях чувства сопричастности ко всему животному и прекрасному посредством музыки;

- развивать диалогическую речь у детей.

Воспитательные:

- воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе;

- воспитывать у детей любознательность, наблюдательность;

- воспитывать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Интегрирование образовательных областей:

художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие: познавательное развитие.

Методы и приемы.

Словесные: приветствие, загадки, вопросы, беседа о бережном отношении к природе.

Наглядные: показ изображений отгадок к загадкам; показ приемов работы.

Практические: разминка «Цветы»; пальчиковая гимнастика «Пальчики пошли гулять»; самостоятельная деятельность.

Словарная работа: водопад, шёрстка, подушечки-присоски, лекарь.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; беседы о лесе и жизни животных и растений, о характерных признаках весны; рассматривание иллюстраций, дидактические игры.

Оборудование и материалы: фонограмма «Пение птиц», картинки с животными, с насекомыми, с цветами, с деревьями, с птицами, декорации леса, пластилин, стеки, дощечки, салфетки.    

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день, природа просыпается ото сна, настроение веселое. К нам на занятие пришла гостья, давайте с ней познакомимся. А сейчас встаем в круг и поприветствуем нашу планету «Земля».

«Здравствуй, небо голубое!

(Ладони вверх и смотрим на руки).

Здравствуй, солнце золотое!        

(Ладони вверх).

Здравствуй, вольный ветерок!

(Покачивают поднятыми руками).

Здравствуй, матушка-Земля!

(Ладони вниз).

Мы проснулись очень рано

И приветствуем тебя!

(Руки вверх).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

«Светает рано по утрам,

Весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад,

Скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?»

Дети: Это время года весна.

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? (Ответы детей).

Воспитатель: Поиграем в игру «Волшебная веточка». (Дети передают веточку и отвечают на вопрос «Какая у нас весна»?)

Дети: Холодная, теплая, мокрая, грязная, дождливая, ветреная, поздняя, долгожданная, зеленая, ласковая, красивая, солнечная и т.д.

Воспитатель: Назовите весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: А какой сейчас месяц идет?

Дети: Май.

Воспитатель: Вот в такой весенний день я предлагаю вам отправиться, а куда догадайтесь сами. Слушайте загадку.

«В этом доме сто осин,

Травы, ягоды, грибы,

Сто берез и сто рябин,

Много жителей в нем,

Сосны, ели и дубы,

Назовите этот дом».

Дети: Лес.

Воспитатель: Я приглашаю вас отправиться в путешествие в весенний лес, чтобы посмотреть, как пробуждается природа в лесу. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде, чем нам отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу. Готовы?

Правила «Как вести себя в лесу».

Дети: В лесу нельзя громко шуметь и разговаривать.

Воспитатель: Скажите мне, почему нельзя громко разговаривать в лесу?

Дети: Потому что можно напугать лесных жителей.

Воспитатель: Правильно, чтобы не напугать лесных жителей.

Дети: В лесу нельзя жечь костры.

Воспитатель: Почему нельзя жечь костры?

Дети: Может возникнуть сильный пожар, который причинит большой вред.

Воспитатель: Молодцы!

Дети: В лесу нельзя разбрасывать мусор.

Воспитатель: Почему нельзя разбрасывать мусор в лесу? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Да – Нет».

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру «Да – Нет». Я буду называть действия, а вы, если я буду поступать правильно, говорите «Да», если плохо «Нет». Слушайте внимательно.

Воспитатель: Я пойду сейчас в лесок и сорву ромашку…

Дети: Нет.

Воспитатель: Лишний хлебушка кусок на пеньке оставлю…

Дети: Да.

Воспитатель: Разведу большой костер, и тушить не стану…

Дети: Нет.

Воспитатель: Ветку ели подвяжу, колышек поставлю…

Дети: Да.

Воспитатель: Съем я вкусный пирожок и выброшу бумажку…

Дети: Нет.

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу. Теперь мы с вами можем отправляться в лес. А на чем мы можем туда отправиться?

Дети: На автобусе, на машине, пешком.

Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой весенней природы. В лес отправимся гулять, будем весело шагать. По тропинке мы пойдем, друг за другом мы гуськом. Вот мы с вами в весеннем лемму. Давайте поздороваемся с ним.

«Здравствуй, лес,

Весенний лес,

Полный сказок и чудес!»

Воспитатель: Ребята, а в какой лес мы попали?

Дети: весенний, красивый, сказочный, волшебный, дремучий, чудесный и т.д.

Воспитатель: Давайте подышим свежим воздухом.

Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет!» (Предложить понюхать, как пахнет весной воздух, трава, первые цветы. Включить фонограмму пения птиц).

Воспитатель: Вот мы пришли на лесную полянку, ребята послушайте, что вы слышите?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: Правильно. Это птицы поют, они радуются приходу весны. Они тоже обитатели леса. Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Назови птицу».

Воспитатель: Ребята, а какие птицы прилетели?

Дети: Грачи, скворцы, журавли, ласточки и т.д.

Воспитатель: А как они называются?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: А какие птицы с нами зимовали?

Дети: Воробьи, вороны, галки, синицы, дятлы, сороки и т.д.

Воспитатель: А как они называются?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Как мы заботимся о птицах, которые остаются зимовать?

Дети: Вешаем кормушки на деревья, насыпаем туда хлебные крошки, пшено, сало не соленого.

Воспитатель: Молодцы, что вы заботитесь о пернатых друзьях.

Игра на развитие внимания.

Воспитатель: Сейчас, я буду называть птиц, ваша задача слушать очень внимательно и как только я назову что-то другое, вы должны дружно хлопать в ладоши. Готовы? Слушайте внимательно: прилетели птицы голуби, синицы, мухи и стрижи…

Дети: Хлопают.

Воспитатель: Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Аисты, вороны, галки, макароны…

Дети: Хлопают.

Воспитатель: Почему? (Ответы детей). Молодцы, вы были очень внимательны и справились с этим заданием на отлично. Ребята, посмотрите вокруг, вы видите, сколько много растет деревьев в лесу. Назовите их.

Дети: Дуб, клен, береза, рябина, ель, сосна, осина.

Воспитатель: Ребята, а если все деревья исчезнут на земле, что произойдет? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте здесь отдохнем и поиграем в игру «Чьи детки с ветки». Ребята, представьте себе, подул ветер, и с деревьев упало много листьев. Подумайте и скажите мне, если лист упал с березы он какой?

Дети: Березовый.

Воспитатель: Если лист упал с клена он какой?

Дети: Кленовый.

Воспитатель: Если лист упал с осины он какой?

Дети: Осиновый.

Воспитатель: Если лист упал с рябины он какой?

Дети: Рябиновый.

Воспитатель: Если лист упал с дуба он какой?

Дети: Дубовый.

Воспитатель: Если лист упал с тополя он какой?

Дети: Тополиный.

Воспитатель: Молодцы, ребята много о деревьях вы знаете. Наше путешествие по весеннему лесу продолжается. Ребята, а вы знаете, что происходит с животными весной?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда расскажите. Перед нами картинки с животными. Вы должны взять картинку и рассказать, как меняется жизнь животных весной. (Ответы детей).

Еж. Зимой ежи спят, под деревьями спрятавшись в гнезде из травы. Весной у ежа появляются ежата.

Медведь. Медведь весной просыпается и выходит из берлоги со своими медвежатами.

Лиса. У лисицы в норе рождаются детеныши – лисята.

Заяц. Заяц весной линяет, меняя белую шерстку на более легкую серую.

Белка. Белочка всю зиму в холодные дни проводит в дупле. Весной у нее рождаются бельчата. Белочка линяет, меняя серую шерстку на рыжую.

Волк. Весной у волчицы в логове рождаются волчата.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, какие эти животные? (Ответы детей).

Воспитатель: Как называются жилища лесных животных?

Дети: У лисы – нора, у белки – дупло, у волка – логово, у медведя – берлога, у мышки – нора, у крота – нора.

Воспитатель: Молодцы, все знаете о диких животных. Лес красив в любое время года. Давайте посмотрим и послушаем тишину.

К следующей поляне вышли

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки,

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

Воспитатель: Угадайте, ребята, кого можно увидеть на этой полянке?

Дети: Насекомых.

Воспитатель: Правильно, на этой полянке живут насекомые. Они тоже обитатели леса. Каких насекомых вы знаете? (Ответы детей). Поиграем в игру «Знаешь ли ты?»

1. Сколько ног у насекомых? (3 пары).

2. У какого насекомого есть на ногах подушечки? (У мухи).

3. У кого из насекомых на ногах целый набор инструментов. Кисточки, корзиночки, щеточки? (У пчел).

4. Сколько крыльев у насекомых? (4 крыла).

5. Кто враги у насекомых? (Птицы, звери, пауки и другие насекомые).

6. Кто из насекомых умеет притворяться дохлым и предупреждает: «Не трогайте меня, я не вкусная!» (Божья коровка, гусеница, жук).

7. Кто из насекомых умеет слушать ногами? У них уши на передних ногах. (Кузнечики и сверчки).

Воспитатель: Какие еще насекомые живут в лесу? (Ответы детей). Молодцы, вы много знаете о насекомых. Продолжим нашу прогулку по лесу. Посмотрите, ребята, какая красивая лужайка, а на ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. А лужайка называется «Отгадай-ка». Слушайте внимательно загадки.

1. Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом фонарь потух

И превратился в пух.

Дети: Одуванчик.

2. На зеленом, на шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные…

Дети: Ландыши.

3. На проталинке в лесу

Первым встретил я весну,

Я мороза не боюсь

Первым из земли пробьюсь.

Дети: Подснежник.

4. У дорог и у дорожек

Зеленый лекарь…

Дети: Подорожник.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки. Какие вы сообразительные, смекалистые.

Физкультминутка «Цветы».

«Раз – два – три выросли цветы

(сидели на корточках, встаем).

К солнцу потянулись высоко:

(тянутся на носочках).

Стало им приятно и тепло!

(смотрят вверх).

Ветерок пролетел, стебелёчки качал

(раскачивают руками влево – вправо над головой).

Влево качнулись – низко прогнулись.

(наклоняются влево).

Вправо качнулись – низко прогнулись.

(наклоняются вправо).

Ветерок убегает!

(грозят пальчиком).

Ты цветочки не сломай

(приседают).

Пусть они растут, растут,

Детям радость принесут

(медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики).

Воспитатель: Ребята, хорошо весной в лесу, но нам пора возвращаться домой и поделиться своими впечатлениями. Я хочу предложить вам слепить то, что вам больше понравилось в лесу. Но сначала пальчиковая гимнастика.

«Пальчики пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

Были в поле и в лесу,

Видели они лису

Пальчики пришли домой,

Потерялся пальчик, ой!»

Самостоятельная работа детей.

В конце занятия дети рассматривают все работы. Воспитатель подводит итог занятия, хвалит активных детей.

Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в весенний лес?

- Что вам запомнилось?

- А что вас порадовало?

- Что было интересного?

А меня порадовало то, что вы можете беречь природу и научить этому других.

 

 

Список использованной литературы:

1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2016.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Познавательное развитие в старшей группе.

3. Горькова Л.П., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Экологическое воспитание дошкольников».

4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие речи в старшей группе.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду(5-6 лет). – М., Мозаика-Синтез, 2016.

6. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду в старшей группе (5-6 лет). – М., Мозаика-Синтез, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «ВЕСНА ПРИШЛА» (Ранний возраст)

Повторение и закрепление пройденного материала, знания по окружающему миру....

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром "Весна"

Обобщающее занятие для детей второй младшей группы...

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром

материал к итоговому занятию по окружающему миру...

К нам пришла весна» Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.

Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках весны. Учить находить эти признаки в природе. Закрепить знания о растительном и животном мире весной. Формировать умение согл...

"Большое космическое путешествие" итоговое занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи

Открытое итоговое занятие для родителей и педагогов ДОУ проводилось с детьми старшей логопедической группы в рамках реализации долгосрочного проекта "Малышам о космосе". Данное занятие можно провести ...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группы "Прогулка в лес"

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группы...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в весенний лес"

Данное занятие представлено для детей подготовительной группы...