Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бондаренко  Татьяна Александровна

Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэтому давайте не обижать наших братьев меньших, беречь и приумножать их!

Скачать:


Предварительный просмотр:

сада

Эко – урок.

 КВН «Птицы - дети воздуха».

Воспитатель: Бондаренко Т.А.

                      Птицы - божественный дар природы.

Пояснительная записка: "Красная книга Краснодарского края" - прежде всего это сигнал тревоги, опасности для некоторых видов животных, птиц, растений, которые вот-вот подойдут к грани исчезновения или их популяции числом год от года уменьшаются так, что тоже вполне могут исчезнуть с лица земли.

Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэтому давайте не обижать наших братьев меньших, беречь и приумножать их!

 Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения дошкольников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.

. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в наше время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что с одной стороны перед педагогами остро стоит задача определения наиболее эффективных путей в приобщении детей дошкольного возраста в природе, но на  практике многие воспитатели реализуют традиционную методику экологического воспитания, мало способствующую формированию у детей системы экологических знаний с другой стороны.

Новизна методической разработки состоит в использовании современных нетрадиционных форм занятий с использованием приёма экспериментальной деятельности и здоровьесберегающих технологий, что способствует систематизации знаний детей о природе, повышению интереса к обучению.

Эффективность использования данной методической разработки определилась следующими условиями. - наличие интересных, эффективных игровых методов и приёмов работы с детьми. -постепенностью, последовательностью работы. С помощью данной методической разработки дети старшего дошкольного возраста обобщили и систематизировали экологические знания и умения, полученные ранее.

 Представленная разработка – это практический материал, который может использоваться воспитателями, как отдельными элементами, так и в целом.

Предлагаемый вариант разработан воспитателем подготовительной группы с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Тема реализуется через все виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, музыкальную. Построение всего образовательного процесса вокруг одной темы даёт большие возможности для развития детей. Введение похожих тем обеспечивает достижение единства образовательных целей в детском развитии на протяжении  всего дошкольного возраста, развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Мною предложено мероприятие, которое проводится в игровой форме, где соревнуются команды (количество команд 2, количество в каждой команде -6-8 человек).

Тема: «Птицы – дети воздуха».

 Форма проведения: КВН по экологическому воспитанию.

Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. точнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни птиц.

         Задачи:

Познавательное развитие: 1.Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2.Сформировать представления о волнистом попугае.

3.Формировать экологически грамотное отношение к птицам .

Речевое развитие:

1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением и рассказать о них.

 2.Научить распознавать птиц по характерным признакам.

3.Формировать умения сравнивать, подбирая прилагательные для описания отличительных признаков.

4. Активизировать словарь детей: КРАСНАЯ КНИГА, пернатые друзья.

Социально-коммуникативное развитие:

 Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в команде.            

Художественно-эстетическое развитие:

Развивать творческие способности детей.

 Физическое развитие:

 Активизировать двигательные навыки и способности.

Материалы: аудиозапись «Наедине с природой», карточки с правилами поведения в природе,  
рисунки детей о птицах; грамзапись "Голоса птиц"; 
иллюстрации птиц; 
плакат с надписью "Пернатые - наши друзья";
мультимедийная установка; экран;
презентация «Пернатые – наши друзья»;
карточки для индивидуальной работы; дидактические игры.
изображение птиц, эмблемы команд, медали для награждения.

Данная методическая разработка дополнена фото, иллюстрирующим проведённую работу с детьми.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

Дети двух команд входят в зал под  пение птиц и рассаживаются на заранее приготовленные места. 

Воспитатель: На нашей планете живут чудесные создания

Они летают и поют, и землю свято берегут.

Скажите дети можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы на земле все пропадут?

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут

И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки.

Вот, что будет, если птицы, если птицы

 Все исчезнут-пропадут!

И не будут щебетанья, дивных трелей соловья

И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья.

                     Скучно будет знают дети, жизнь без птиц на белом свете!

Воспитатель: Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Свою любовь к птицам мы доказали изготавливая кормушки, чтоб помочь птицам выжить зимой. А летом они отблагодарят нас за нашу заботу. Ведь птицы, охраняя наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых, мышей, которые съедают около четверти урожая, обгрызают плодовые деревья в саду, помогают сохранить плоды человеческого труда.

Сегодня, ребята, мы поговорим о птицах: и выясним, как много вы о них знаете. А я вам в ходе нашего праздника буду еще много интересного рассказывать о птицах нашего края. Участвуют 2 команды «Пташки» и «Птички – невелички»

 Первое задание для команд:

 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  КОМАНД.

Команды представляют приготовленное заранее задание.

-команды сообщают название, девиз, эмблему

-исполняют заранее приготовленный номер (сценку).

1команда:

Скворец:

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач:

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите птицы,

Где вы побывали?

Расскажите птицы

Что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач:

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел:

Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка:

Дети, гнезд не разоряйте,

Птичий дом не трогайте,

Яичек теплых не берегите,

Нас, друзья вы берегите!

Ребенок:

Мы не станем разорять

Гнезда у пернатых.

Пусть птичьи песенки звенят

На радость всем ребятам.

 2 команда:

Появляется взъерошенный воробей

ВОРОБЕЙ:

Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам.

То снежками, то рогаткой!

А ведь нам и так не сладко!

СИНИЧКА:

Бр- р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

Может быть, согреюсь тут?    

Замечает воробья

Чик-чирикин! Что с тобой?

Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел?

Или ты кота увидел?

ВОРОБЕЙ:

Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в теплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!

СИНИЧКА:

Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да еще и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра не крошки!

Червячков и мошек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?

Воспитатель: А теперь небольшая разминка

  1. Знаете ли вы, зачем грачи ходят по полю за трактором, когда он пашет землю? /Пахарь вырывает плугом из земли много червей, личинок  и других насекомых. Грачи подбирают их./
  2. Знаете ли вы, зачем скворцы, галки садятся на спину коровам, овцам, лошадям? /Таскают шерсть для гнезда и выклевывают из кожи старых животных насекомых и личинок./
  3. Знаете ли вы, птенцы, какой птицы не знают своей матери? /Птенцы кукушки не знают своей матери. Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда./

1. Конкурс «Узнай птицу по описанию» 
-Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и  зимующие.) 
2. Конкурс «Перелетные и зимующие» 
- Каких птиц называют перелётными? 
(Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края? (Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. 
- Каких птиц называют зимующими?
(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)
- Птицы, которые не улетают в тёплые края, называют осёдлыми. Зимняя пора – трудное время для пернатых. И хотя осёдлые птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы, и всё-таки тяжело им зимой. 
- Подумайте и скажите, по питанию можно птиц разделить на группы, и на какие? (Насекомоядные, растительноядные, хищные, птицы, которые питаются смешанной пищей).
3. Конкурс « Питание птиц» 
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
- Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей) 
- Какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

4.Воспитатель: А теперь домашнее задание:

ПТИЧЬИ  ШУТКИ  НА  ПОЛМИНУТКИ.

Команды представляют приготовленное заранее задание, каждая из команд предоставляет заранее приготовленные шутки.

1 КОМАНДА:

Сыч и удод.

-Почему ты, Удод, без конца кричишь: « Худо-тут! Худо-тут!»

- А потому, Сыч, что тут хорошо!

- А вот и кричал бы тогда: «Хорошо тут! Хорошо тут!»

- Ишь, какой! Чтобы другие удоды услышали и меня с хорошего места согнали? Ни за что! Худо-тут! Худо-тут!

 2 КОМАНДА:

Ворон и дятел.

- Скажи, ворон, мудрая птица, чего это кулик над болотом кричит?

- Каждый кулик свое болото хвалит!

- А лиса чего с утра до вечера рыщет?

- Голод не тетка!

- А чайки ворон от гнезда почему отгоняют?

- На чужой каравай рот не разевай!

- До чего же ты мудрый, ворон, все-то ты знаешь!

-Век живи- век учись. Вот и я сто лет прожил и научился.

1 КОМАНДА:

Воробей и скворец.

- Угадай, Скворец, какое оружие самое страшное?

- Знаю, знаю - ружье!

- Не угадал!

- Знаю, знаю - пушка!

- Снова не угадал!

- Знаю, знаю… Не знаю.

- Рогатка! Из пушки- то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки - только успевай отскакивать! Уж я- то знаю, я-то стреляный воробей!

2 КОМАНДА:

Кукушка и синица.

- Ты чего, Кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?

- Каким таким волоском? Целая волосатая гусеница в горло попала.

- Ах ты, бедная! Как не повезло-то тебе!

- Это почему же не повезло? Я их, волосатых- то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая.

ВЕДУЩАЯ:

Вот что мне рассказала ласточка, о том какую пользу она приносит:

Ласточка, ласточка, что над водой летаешь?

Комаров кусачих хватаю.

А что над стадом порхала?

Коров от мух охраняю.

Ласточка-касаточка, что к облакам взмываешь?

Ясные деньки высматриваю.

А что над самой землей скользишь?

О дожде-непогоде предупреждаю.

5.Конкурс «Кто как кричит?»
На доске вывешены по 5 картинок с изображениям птиц. Каждый участник прикрепляет табличку с голосом птицы напротив соответствующей птицы.
Сорока (стрекочет) 
ворона (каркает)
воробей (чирикает) 
кукушка (кукует)
утка (крякает) 
гусь (гогочет)
сова (ухает) 
журавль (курлычет)
голубь (воркует) 
глухарь (токует)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: «ПТИЦА БЕЗ ГНЕЗДА»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Играющие  располагаются по кругу парами в затылок друг другу (лицом к центру). Игроки внутреннего круга – гнёзда – ставят руки на пояс, а игроки наружного круга – птицы – кладут руки на плечи впереди  стоящим. В центре – водящий – птица без гнезда. С началом музыки все птицы по одному бегут за водящим, имитируя руками взмахи крыльев. Водящий движется в любом направлении. С прекращением музыки все останавливаются. По команде водящего «Птицы в гнёзда» птицы бегут к гнёздам (вместе с водящим) и занимают любое из них. Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим. Играющие меняются ролями, игра начинается сначала.

6. Мозаика - собери птичку.
- У вас на столах  есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждая команда свою птицу, и назови её.

7. Народные приметы о птицах.
- Народные приметы люди часто связывали с птицами – нашими пернатыми друзьями. Я вам назову несколько народных примет о птицах:
«Воробьи дружно расчирикались – к оттепели, т.е. к потеплению»;
«Зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра»;
«Дикие гуси летят – зимушку на хвосте тащат»;
«Синица к избе – зима на дворе»;
«Осенью птицы летят низко – к холодной зиме»;
-А кто из вас знает народные приметы о птицах? ( Дети называют приметы).

УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ: «ПТИЧКА»

  1. Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет, -

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

  1. Птичка домик сделать хочет:

Солнышко взойдет, зайдет -

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

  1. Ночь холодная настанет,

От реки туман пойдет,

Птичка-душенька устанет,

Спит и петь перестает.

  1. Но чуть утро - птичка снова

Песню звонко заведет;

Весела, сыта, здорова

И поет себе, поет.

8. Конкурс « Загадочный»

 ЗАГАДКИ:

  • Что, за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что, за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится?   (Грач)

  • Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения.      (Жаворонок)

  • Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.   (Кукушка)

  • Прилетел в резной дворец

Серый в крапинку певец.    

(Скворец) 

  • Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Домик лепит под окном

Из травы и глины.    

(Ласточка)

  • Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?            

(Соловей)

  • Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли –

Им с ходулей не сойти.  

 (Журавли)

  • Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.    

(Синица)

  • Чёрный жилет, красный берет,

Нос – как топор, хвост – как упор.  (Дятел)

  • Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.      

(Снегирь)

  • Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.  

(Воробей)

  • Птичка на большой сосне

Нам стрекочет: «клё-клё-клё».

Твёрдый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест,

В оперенье – рыжий цвет.

Как зовут? Найди ответ.  

(Клёст)

  • Птица серая парила,

Крылья чёрные раскрыла,

Громко каркала она,

Только курочка умна:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки?  

(Ворона)

9. задание для команд:   

Птицы Краснодарского края занесённые в красную книгу.

Кто найдёт больше птиц, занесённых в Красную книгу Кубани. Детям предлагаются картинки разных птиц.

10. Игра «Цветик–семицветик» Здесь даны задания или ситуации, как вы поступите (вывешена цветик на доске и на лепестках обратной стороны даны задания):задания каждой команде по очереди:
1. Ребята нашли в лесу птенца, выпавшего из гнезда. Как им поступить, чтобы не навредить бедняге?
2. Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костер. Что вы будете делать и почему?
3. Почему леса называют легкими планеты?
4. Где правильно собирать лекарственные растения - у дорог или в лесу?
5. Чем опасен в лесу неубранный мусор?
6. Без какого газа не может существовать человеческий организм?
7. Объясните понятия «Мыльные воды»? (Это воды водоемов загрязненные моющими средствами).
Молодцы ребята, а теперь наступил ваш долгожданный звездный час, и мы сейчас узнаем какая команда является победительницей. А это те, кто лучше всех слушал, и любить природу. 
Игра «Звёздный час» Правила игры: Я задаю вопрос, вы отвечаете, если правильный ответ на шаг вперед и т.д. побеждает та команда, кто правильно ответит и дойдет до финиша.
ВОПРОСЫ:
1. Что такое живая и неживая природа?
2. Какое значение для природы имеют птицы?
3. Кто такие пернатые? (птицы)
4.  Почему они наши друзья? (ответы детей)
5.Чем птицы отличаются от других животных? (их тело покрыто перьями)
6. Для чего нужны птицы природе? (Птицы создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений и т.д.)

-Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

Следующий наш конкурс называется « Птицы в сказках».

(вопросы можно задавать по очереди каждой команде или поделить между командами поровну)

1.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко?

2.С какими птицами летала лягушка путешественница?

3.Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота?

4.Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос?

5.С какой птицей дружил, Вини Пух?

6.Какие птицы унесли братца Иванушку у сестрицы Алёнушке?

7.Какая птица кашу варила деток кормила?

8.В каких птиц превратила злая королева осиротевших принцев, братьев Эльзы?.

9.Какая птица, когда стучались в дверь говорила: «Кто там?»

10.В передаче «Спокойной ночи малыши, какую птицу зовут «Каркуша»?

 Конкурс «Кто лишний» (слайды)

(каждой команде на слайде показывается картинка, игроки определяют и называют лишний предмет. Например: грач, скворец, кукушка, синица.)


Подведение итога игры. (Награждение)
Воспитатель: - Наше мероприятие подошло к концу. Я думаю, каждый для себя открыл что-то новое и полезное о птицах. Я обращаюсь к вам с просьбой: не забывайте о наших пернатых друзьях.
- Птицы - дети воздуха.
- Птицы - наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
- Птицы - это тайна и красота, без них нам не обойтись.
А главное - птицы наши младшие братья, и мы, как старшие, должны их беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - сценарий выпускного вечера в подготовительной группе детского сада "Дошкольный бал"

Этот сценарий поможет интересно, ярко, с юмором подготовить и провести последний праздник детей в детском саду. В сценарий включены стихи, песни, танцы, частушки, загадки, игры с детьми и родите...

Методическая разработка занятия по плаванию для подготовительной группы детского сада «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Занятие помогает совершенствовать способность детей проявлять выносливость и силу во время выполнения упражнений в воде, повышать активность и работоспособность детского организма....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»

Тема: «Волшебная  бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебница Вода»

Тема: «Волшебница Вода»Цели: 1. Уточнить знания детей о воде, о её свойствах (форма, цвет, растворитель, запах, отражатель, текучесть и т.д), признаках и разных состояниях.Задачи:Образовательные: Дать...

Методическая разработка для проведения занятия в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге. Тема: «Я заметен!»

Методическая разработка для проведения занятия  в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.Тема: «Я заметен!»Цель:-по...

Методическая разработка "Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Экскурсия по осеннему Петербургу"

Методическая разработка "Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Экскурсия по осеннему Петербургу""...